От Искандер
К Александр Килим
Дата 29.10.2004 16:02:12
Рубрики Флот; Армия; Холмово;

Re: Наталья Лактионова....

Уважаемый Александр Васильевич, спасибо Вам, за тьо что познакомили с данной статьей. На мой взгляд все очень точно подмечено. Хочу предложить в виде иллюстрации статью опубликованную в нашей местной газете "Дело№..."
Меняется лик Земли,
но, увы, не люди
РАПОРТ ИНЖЕНЕРА
ТАНЫШПАЕВА от 1916 года
Прошедшие не так давно выборы в местные советы, похоже, не всколыхнули даже легкой ряби на поверхности задремавших от летней скуки политических сил. И то верно. К чему ломать копья там, где стоимость сломанного несравненно выше цены завоеванного трофея? Другое дело - предстоящие выборы в парламент республики. Тут борьба может развернуться нешуточная. Потому что есть за что побороться. За власть. Впрочем, так было во все времена, и побудительные мотивы тоже ничуть не изменились. В этом, по крайней мере, не сомневается профессор К.Дж.Боконбаев. Ему слово.

Недавно, перелистывая книгу "Восстание 1916 года в Киргизии", я споткнулся и застрял на очень интересном рапорте инженера Танышпаева генерал-губернатору Туркестанского края, генерал-адъютанту А.Н.Куропаткину. Описанная в нем общественно-политическая ситуация, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна и сегодня.
Кто же он, инженер Танышпаев? Этнический казах, в 1906 г. окончивший Петроградский институт инженеров путей сообщения. В 1907 году - член 2-й Государственной думы, в 1917-1918 годах - комиссар Временного правительства и член правительства "Кокандской автономии" в Туркестане. О чем рапорт?
В 1916 году в Туркестанском крае Российской империи вспыхнуло восстание киргизов, казахов, узбеков против царизма, поводом, но не причиной (!) которому послужила мобилизация населения на первую мировую войну. Восстание было жесточайшим образом подавлено, после чего, естественно, начался "разбор полетов" по извечному российскому принципу: кто виноват и что делать?!
Вот мои извлечения из документально зафиксированных показаний Танышпаева: "…При сем имею честь представить Вашему Высокопревосходительству копию моего показания на допросе у следователя по требованию прокурора Верненского окружного суда. Показание это представляет собою краткую историю отношений русской власти к киргизам в связи с событиями 1916 г.
…Я являюсь свидетелем изменений условий киргизской жизни в Семиречье, приблизительно с 1894 г., а будучи гимназистом старших классов и студентом, понимал уже нужды киргизского населения, стал постепенно вникать во взаимоотношения между органами русской власти и киргиз, и, по мере постепенного изменения условий киргизской жизни, приходилось сравнивать, что было с киргизами раньше и что происходило в данный момент.
Обращаясь к истории этих взаимоотношений, должен, прежде всего, заметить, что прибытие русских в край киргизская масса, еще раньше слыхавшая о порядке, справедливости и могуществе русских, встретила, безусловно, дружелюбно, понимая, что прежним постоянным бедствиям от бесконечных войн, внутренних распрей и непорядков наступит конец. Этим объясняется, что проводниками русских отрядов явились самые родовитые киргизы…
Как бы там ни было, от прежних отношений к киргизам, принятых к руководству во времена генерала Колпаковского, теперь следа не осталось. Положение завело киргиз так далеко, что порой даже земельные притеснения бледнеют перед дрязгами выборов и партийности (здесь и далее автор имеет в виду не политические партии, а родо-племенные, клановые объединения, - К.Б.). Теперь нигде, ни одного выбора не бывает без громадных подкупов. Каждый раз перед выборами претендент клянется, что если проведут его, то прекратятся бесконечные "темные" (так и называются на киргизском языке) налоги, настанет мир и спокойствие в волости. Киргизы, увлеченные партийностью, забывают подумать о том, зачем такой благодетельный претендент раздает 5, 10, 20, 30 и даже 40 тысяч рублей, когда все его будущее жалованье за трехлетие не превосходит 900-1500 рублей? Претендент, прошедший в волостные или народные судьи, собирает в 5, 10, 20 раз больше затраченного капитала, и этот форменный грабеж происходит в настоящее время. Партийные дрязги и еще чаще грабеж волостных доводят население до отчаяния и до преступления. В 1905 или 1906 г. в Лепсинском уезде возле почтовой станции Джуз-Агач жарганачинский волостной управитель Мухамод Галий Бейсенбин был убит толпой в 500-600 человек. Киргизы этой волости, встречавшие меня на этой станции в 1906 и 1907 гг., рассказывали невероятные, легендарные дела…
Подкупы, вымогательства сделались явлениями обычными, ординарными.
…Позволю себе обратиться к книге В.Набивкина "Туземцы раньше и теперь" (стр.92): "Два уездных начальника (Н-с и Г-с) ушли в Сибирь за казнокрадство и лихоимство. За ними туда же, по другому делу, ушел правитель канцелярии генерал-губернатора (С-в). Один из военных губернаторов (Г-в), заведомо принимавший деятельное участие в грязных делах казнокрадов и грабителей, отделался одним лишь увольнением от службы, благодаря заступничеству генерал-губернатора и снисходительности царя".
Нужны ли комментарии к этому предельно лаконичному рапорту? Полагаю, в них нет необходимости. Но мне обидно. Обидно за мой народ. С того времени прошло более ста лет. Нынешние поколения киргизов, в отличие от безграмотных дедов и бабушек, стали свидетелями полета человека на Луну, почти поголовно грамотными: по количеству докторов и кандидатов наук на душу населения мы, наверное, впереди планеты всей. Но взаимоотношения власти и народа, менталитет электората, ситуация с так называемыми выборами в органы власти остаются такими же, как и во времена инженера Танышпаева. Все течет, все изменяется и возвращается на круги своя?

Кулубек БОКОНБАЕВ,
советник председателя ЗС парламента

На мой взгляд эта статья весьма точно иллюстрирует лживость догмата о "России - тюрьме народов"
С уважением, Александр