От Andrey
К All  
Дата 20.07.2000 00:06:11
Рубрики Прочее;

"SOS" из Челябинска

Некоторые вехи скорбной истории
 
Православного прихода в честь иконы Божией Матери
 
               «Нечаянная радость»
 
                   г. Челябинск
 
Некогда на территории Городской больницы г.Челябинска существовала больничная часовня. После октябрьского переворота она, разумеется, была закрыта, здание ее в течении многих лет использовалось под хозяйственные нужды, было до неузнаваемости изменено последующими пристройками. Но все знали, что здесь была часовня, существует даже благочестивое народное предание, что эту часовню в свое время посетил Св. император-мученик Николай II.
 
В начале 90-х годов здание было передано Православному братству Св.Александра Невского, которое было создано православными мирянами по благословению епископа Челябинского и Златоустовского Георгия (Грязнова). Оно имело своей целью духовное просвещение и особенно духовное окормление больных. Братством совместно с Медицинским училищем были организованы курсы сестер милосердия, которые, проходя обучение по программе подготовке медицинских сестер, дополнительно получали необходимые знания по катехизису и другим церковным предметам. Выпускники этих курсов до сих пор работают во многих больницах и поликлиниках Челябинской области. Душой и организатором работы братства был выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии игумен Севастиан (Жатков). Этот очень образованный и ревностный священнослужитель смог собрать вокруг себя большое количество верующих, многих из которых именно он и привел к Православию.
 
Накануне Вербного Воскресения 1992 года после некоторой  реконструкции, проведенной в здании бывшей часовни, была освящена больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Настоятелем был назначен игумен Севастиан. Постепенно храм обустраивался, был сделан резной  деревянный иконостас, который постепенно заполнился иконами, написанными в древнерусском стиле. Богослужение совершалось строго по Уставу, без ставших уже обычными в приходской практике сокращений. Продолжались занятия на курсах сестер милосердия, открылась воскресная школа, ученики которой участвовали в пении за богослужением. В хоре пели глубоко верующие музыканты-профессионалы — духовные чада отца Севастиана. Отцу Севастиану сослужили два священника: иеромонах Симеон и иерей Алексий Семкин. Сложилась настоящая православная община, жившая как единая духовная семья.
 
Однако враг рода человеческого не мог допустить существования такой общины. Началась клевета на отца Севастиана, и к сожалению главными участниками всех последующих событий оказались священнослужители Челябинской епархии во главе с епископом Георгием, который прямо заявлял, что игумен Севастиан — «колдун». Обвиняли отца Севастиана в неправославии, хотя на чем были основаны обвинения никто не знал. В это время во всех средствах массовой информации развернулась рекламная компания, имевшая своей целью построение в пригороде г. Челябинска храма во имя Св. Апостола Андрея Первозванного. Всем верующим по всей России предлагалось жертвовать на строительство. Многие откликнулись на этот призыв, в течении двух лет со всех концов России перечислялись пожертвования, были собраны огромные суммы денег, а строительство так и не началось. Но игумен Севастиан имел дерзость поинтересоваться у архиерея, куда пошли все эти деньги. Естественно это не прибавило ему архиерейской любви.
 
Развязка наступила в Неделю Крестопоклонную 1995 года, когда епископ Георгий в сопровождении нескольких священнослужителей и под охраной крепких мужиков прибыл в храм во время совершения Божественной Литургии, остановил богослужение, объявил о снятии игумена Севастиана, приказал ему разоблачится и покинуть храм. Подобные действия архиерея вызвали бурную реакцию присутствовавших на богослужении прихожан, которые выразили архиерею свое крайнее возмущение его действиями.
 
Новым настоятелем храма стал священник Павел Федосов, который сразу же разогнал всех работников храма, вплоть до уборщицы. Во всех своих проповедях он поливал грязью отца Севастиана и всех его духовных чад, многие из которых стали молиться в других храмах. Но судьба самого отца Павла Федосова сложилась очень печально. Оказалось, что по месту своего прежнего служения он совершил убийство — задавил ребенка, после чего скрылся в Челябинскую епархию. Через некоторое время он был арестован, осужден, отбыл наказание в «местах не столь отдаленных» и сейчас священник-убийца является благочинным одного из округов Челябинской епархии. Его преемник по настоятельству отец Виктор просто-напросто спился, так как изначально был и до сих пор остается запойным пьяницей. В пьяном виде, забыв ключ от алтаря, он на виду у прихожан перелез через Царские врата, что послужило непосредственной причиной его снятия.
 
Община, созданная игуменом Севастианом, не погибла, она сохранилась и приумножилась. В доме игумена Севастиана в поселке Южный Прииск была создана церковь во имя Архистратига Михаила, которая стала Патриаршьим  подворьем, освящена она была иерейским чином летом 1996 года. Был выделен автобус, который доставлял верующих из города на богослужения. Маленькая церковь всегда была переполнена. Преемник епископа Георгия (Грязнова) на Челябинской кафедре архиепископ (ныне митрополит) Иов (Тывонюк) снял запрещение в священнослужении с отца Севастиана в январе 1997 года и он начал совершать богослужения в храме Архистратига Михаила вместе со своими сослужителями священниками Алексеем Семкиным и Игорем Синициным.
 
В Великую Среду 1997 года игумен Севастиан вновь стал настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Вновь собралась прежняя община, появилось много новых прихожан — духовных чад отца Севастиана. Вновь были восстановлены прежние богослужебные обычаи, отмененные прежними настоятелями. Было установлено ежедневное совершение Божественной Литургии, когда ее совершение допускается Типиконом, отменены пропуски стихир и тропарей канонов, восстановлено чтение стихов на «Блаженных» на Литургии, установлено совершение заупокойного богослужения в пятницу вечером и субботу утром. Кроме того, установлено совершение молебнов с акафистами Св. Праведному Симеону Верхотурскому после вечернего богослужения во Вторник, Свт. Николаю Мирликийскому — в среду, Животворящему Кресту — в Четверг, Божией Матери «Взбранней воеводе» нараспев — в воскресенье после вечернего богослужения. После Литургии в пятницу всегда совершался водосвятный молебен.
 
Архиепископ Иов многократно служил в храме, хвалил чтецов, клирос, настоятеля и священнослужителей за благоговейное совершение богослужений. Архиепископ Иов в течении 1997-99 годов рукоположил в священный сан по рекомендации игумена Севастиана священников: Феодора Хисматуллина (ныне иеромонах Иоанн, пострижен в монашество архиепископом Иовом 31 марта 1999 года), Алексия Васильева, Алексия Туранина, Андрея Фоменко, Александра Бянкина, в сан диакона — Феодора Гадельшина.
 
Положение прихода резко изменилось с назначением нового епархиального секретаря и настоятеля кафедрального Свято-Симеоновского собора протоиерея Бориса Кривоногова в марте 1998 года. Клан Кривоноговых в состав которого входят: протоиерей Анатолий Кривоногов, его сын Борис и племянник Александр, в течении многих лет пытались монополизировать духовную жизнь православных г.Златоуста, так как все они служили в единственном храме города. Деньги, выделяемые администрацией города и жертвователями на расширение и реконструкцию храма расходовались не по назначению, поэтому известный в городе предприниматель, духовное чадо игумена Севастиана Ю.Н.Никитин построил на свои средства храм в новом районе Златоуста, храм деревянный, в древнерусском стиле. Рядом осуществляется строительство кирпичного двухэтажного храма. Настоятелем нового храма во имя Великомученика Георгия Победоносца был назначен иеромонах Иоанн, вторым священником — священник Андрей Фоменко, оба рукоположены по рекомендации игумена Севастиана.
 
Естественно это сократило доходы и разрушило монополию клана Кривоноговых. И когда один из его представителей стал вторым лицом в епархии, его месть была направлена против игумена Севастиана, которого они считали главным виновником своих неудач в г.Златоусте. Вновь начали распускаться слухи о том, что игумен Севастиан — католик, хотя наше большей частью совершенно безграмотное челябинское духовенство, по-видимому, и не понимают разницы между католиками и православными. Архиереем было заявлено, что игумен Севастиан организовал нападение на него и Бориса Кривоногова, хотя в последующем эти дела расследованы, и выявлена полная непричастность отца Севастиана к этим событиям. Но клевета челябинского духовенства на игумена Севастиана была делом обычным и он не предавал этому большого значения. Тем более, что в это время он был занят другим делом — постройкой нового храма, так как здание бывшей больничной часовни было в аварийном состоянии, а его капитальному ремонту всячески препятствовала администрация больницы. Было найдено место рядом с территорией больницы, был разработан проект нового храма, полным ходом шла работа по отводу земли. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
 
Второе изгнание игумена Севастиана состоялось 23 сентября 1999 года. В воскресенье 19 сентября 1999 года в храме служил архиепископ Иов, все было как всегда хорошо и прекрасно. 22 сентября была внезапно прислана епархиальная комиссия, которая вела себя в храме столь вызывающе, что это вызвало негодование прихожан, присутствующих на богослужении. Поведение руководителя комиссии Бориса Кривоногова и ее членов не оставляли никаких надежд, сразу стала ясна их цель и последствия для храма. 23 сентября отец Севастиан последний раз служил Литургию в нашем храме и вечером того же дня был представлен новый настоятель — священник Андрей Миляев.
 
Он сразу же начал разгонять всех работников храма, алтарников, чтецов. На проведенном вскоре приходском собрании он попытался снять старосту голосованием прихожан, но потерпел неудачу, тем самым ему было выражено недоверие прихожан и косвенно, назначившему его, архиерею. Начался постепенный разгон священнослужителей, служивших вместе с игуменом Севастианом. В октябре 1999 года в отдаленный сельский приход был переведен священник Алексий Туранин, в январе 2000 года были изгнаны 75-летний священник Алексий Семкин и диакон Феодор Гадельшин. Новым настоятелем и его преемниками была полностью разрушена вся литургическая и духовная жизнь прихода.
 
Все попытки прихожан воспрепятствовать этому, довести до сведения архиерея и Патриархии свое отношение к этим событиям не имели успеха. Все молчат или прикрываются новым Уставом, который устанавливает абсолютную и бесконтрольную власть архиереев в епархии и настоятелей в приходе. Роль прихожан сведена к роли бессловесного и бесправного стада.
 
Но вскоре изгнан был и новый настоятель. Оказалось, что он виновен в крупных хищениях по месту своего прежнего служения в г.Миньяре Челябинской области, в последующем он был арестован и осужден условно.
 
В феврале 2000 года новым настоятелем был назначен священник Владислав Василевский. При нем был продолжен разгон так называемых «севастьяновцев», был отправлен за штат священник Алексий Васильев, врач, кандидат медицинских наук, продолжающий свою врачебную работу.
 
В июне 2000 года назначен еще один новый настоятель — священник Михаил Горбунов, он как и назначенные новые священнослужители — верные «кривоноговцы», все недавно рукоположены, совершенно безграмотны и в светском и в духовном смысле, чем кардинально отличаются от служивших при отце Севастиане. Единственная их цель выжать побольше денег из прихожан, количество которых после всех вышеописанных событий резко сократилось.
 
Таким образом, стараниями правящего архиерея и его подручных разгромлен один из приходов Русской Православной Церкви, расположенный в центре крупного промышленного города, где позиции Православия исконно были очень слабы, учитывая многонациональный и поликонфессиональный состав населения города, традиционно сильные позиции ислама, иудаизма, старообрядничества и католицизма, очень активные и столь же успешные миссионерские усилия католиков и протестантов. Кроме того, в Челябинске действует известная во всероссийском масштабе община сатанистов. Поэтому действуя руководства челябинской епархии, которое ставит своей главной целью борьбу с «севастьяновцами» до их полного искоренения, заведомо не способствует укреплению позиций православия в этом важном промышленном и пограничным с исламским миром регионе.
 
Свою задачу епархиальное руководство не считает выполненной пока жив отец Севастиан. 25 октября 1999 года он был арестован по сфабрикованному обвинению в растлении малолетних. Многие прихожане знают отца Севастиана 20-30 лет, и абсурдность этого обвинения была для них очевидна. Роль архиерея и его секретаря стала ясна с первых же дней после ареста отца Севастиана, когда они начали выступать во всех средствах массовой информации и с церковных амвонов с грязной клеветой на игумена Севастиана. В последующем из материалов уголовного дела стало известно, что архиерей и Кривоногов написали несколько доносов на отца Севастиана. Известно, что они оказывали давление на свидетелей, подкупали их, о чем имеются письменные свидетельства. К сожалению, прокуратура полностью встала на сторону гонителей отца Севастиана, следствие проводилось крайне необъективно. Суд, начавшийся 30 марта 2000 года многократно объявлял перерывы, затягивался, чувствовалось, что на суд оказывается давление для вынесения обвинительного приговора. В качестве одного из главных свидетелей обвинения выступал в суде сам митрополит Иов, дело неслыханное в истории Церкви. Однако неизвестно, когда все-таки состоится решение суда. Все это время, уже почти 9 месяцев, 60-летний священник находится в ужасных условиях следственного изолятора, здоровье его подорвано, жизни угрожает постоянная опасность. Но по-видимому, епархиальное руководство не успокоится пока не решит проблему игумена Севастиана по-сталински: нет человека, нет проблемы.
 
 
Прихожане храма