От Владимир Урусов
К All  
Дата 21.07.2000 11:41:43
Рубрики Прочее;

О некоторых из ересей  20-века

отрывок из книги "Современное обновленчество -
 
протестантизм «восточного обряда»"
 
 
Предисловие
 
 
      Знай, что мы должны служить не времени, а Богу.
 
    Св. Афанасий Великий.
 
 
   В начале ХХ века в среде духовно ищущей интеллигенции зародилось новое религиозно-философское учение,  которое  вскоре  получило  название «неохристианства», или церковного модернизма. Его основателями стали писатели, религи-
 
озные публицисты и философы Д.Мережковский, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов и другие участники знаменитых религиозно-философских собраний, проходивших тогда
 
в  России.  Будучи последователями Вл.Соловьева, учившего о наступлении «новой религии  св.  духа», они полностью отвергали «историческое христианство» и всю святоотеческую традицию Церкви. В своих многочисленных статьях, книгах, высту-
 
плениях  Д.Мережковский,  Н.Бердяев, Вяч. Иванов и другие проповедники «нового религиозного  сознания»  предвещали наступление некой новой духовной эпохи, от
 
которой  они  ждали  новых  "откровений  духа".  Традиционное  христианство  и Церковь,  по  их  мнению,  не выполнили своей миссии в истории, и теперь им на смену  должно  прийти «харизматическое христианство», обновленное через "новое
 
излияние духа в мире".
 
  Христианский модернизм прежде всего выступал против самых главных основ христианской веры — учения о спасении и Церкви.
 
  Выступая  против  Православной  традиции, проповедники и адепты модернизма в России выдвинули целую программурелигиознойреформации. Вслед за Вл.Соловь-
 
евым создатели «нового религиозного сознания» пытались превратить христианство из  религии спасения в некую новую «харизматическую религию» философского, со-
 
циального и культурного творчества ХХ века. В христианстве они преже всего искали,  как  писал  Н.Бердяев,  "...раскрытие религиозного смысла человеческого
 
творчества". Это, по его словам, был «выход за рамки традиционного официального Православия».
 
  Основатели  модернизма  пытались соединить религиозно-мистическое учение католического  монаха  Иоахима Флорского, жившего в ХIII веке в Италии, с совре-
 
менным тогда  ницшеанством  для  построения  учения о так называемом «третьем завете».  Отвергая  Православие,  Церковь и благодать Святого Духа, живущего в ней, неохристиане третьего завета ожидали нового излияния Святого Духа вне ее,
 
в мире, культуре, творчестве и общественной жизни.
 
  Согласно  учению  одного  из зачинателей религиозного модернизма в России Д.Мережковского, "...Первый завет — религия Бога в мире. Второй завет — Сына — религия  Бога в человеке — Богочеловека. Третий завет — религия Бога в челове-
 
честве — Богочеловечество. Отец воплощается в Космосе. Сын — в Логосе. Дух — в последнем  соединении Логоса с Космосом, в едином соборном вселенском существе -  Богочеловечестве... Для  того,  чтобы вступить в третий момент, мир должен
 
окончательно выйти из второго момента;для того, чтобы вступить в религию Духа, мир должен окончательно выйти из религии Сына — из христианства." Учение Д.Ме-
 
режковского  о третьем завете фактически стало религиозно-философским оправданием  анархизма и приближавшейся тогда революции в России. "Только будущий ан-
 
тихрист,- писал он,- человек последнего бунта, последнего отчаяния есть первый из людей, который услышит благовестие новой религиозной надежды".
 
  Написанные  позднее книги Н.Бердяева «Смысл творчества»,"Опыт оправдания человека"  и  В.Розанова «Темный лик христианства»,"Люди лунного света" и другие
 
стали манифестом русского христианского модернизма, они призывали к реформации христианства  и  всей религиозно-духовной жизни России. "Ныне омертвела свято-
 
отеческая  аскетика,-  писал  он в своей книге «Смысл творчества» Н.Бердяев, — она стала трупным ядом для нового человека, для новых времен".
 
 
  В  начале века в нашей стране возникает еще одно направление модернизма. Оно появляется  в богословских трудах знаменитого о.Павла Флоренского «Столп и утверждение  истины»,  о.Сергия  Булгакова  "Свет Невечерний", «Агнец Божий» и в
 
других,  написанных позже, уже в эмиграции, в стенах Свято-Сергиевского института в Париже.
 
  Богословский модернизм  выразился  прежде  всего в создании нового учения о Софии — Премудрости Божией, так называемой «софиологии», или «софианстве».
 
  Православная традиция  и отцы Церкви относят имя Премудрости Божией, по существу принадлежащей Святой Троице в совокупности, ко Второму Лицу Святой Троицы — Сыну Божию, Господу Иисусу Христу, как исполнителю совета Святой Троицы.
 
  В  своих  богословских  сочинениях о.Сергий Булгаков, вопреки святоотеческой традиции  православного  богословия, стал продолжателем модернистских взглядов и  идей  Вл.Соловьева  о  Софии и всеединстве. Учение о Софии занимало главное
 
место во всей религиозной философии Вл.Соловьева. Создавая свое учение, он пытался  синтезировать христианство с гностицизмом, каббалой и другими мистичес-
 
кими и масонскими учениями.
 
  Софию  Вл.Соловьев  понимал  то  как «ангела-хранителя мира», то как «вечную женственность», то как «душу мира».
 
  Софианское учение было связано с духовной прелестью «мистических встреч» Вл. Соловьева  с «Софией» в течение всей его жизни. Несомненно, именно Вл.Соловьев
 
положил начало увлечению софианством в русской религиозной философии ХХ века.
 
Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков пытались в своих работах модернизировать  святоотеческую традицию Православного богословия, ввести в нее софи-
 
ологическое учение гностического характера.
 
  Развивая  "новое  учение о Софии как о душе мира и вечной женственности",   о.Сергий Булгаков писал: "Тайна мира в женственности, зарождение мира есть действие  всей Святой  Троицы,  в каждой из Ее Ипостасей, простирающейся на
 
восприемлющее  Существо, Вечную женственность, которая чрез это становится началом мира".
 
  В своих работах о.Сергий Булгаков называл Софию «четвертой ипостасью» и «материнским лоном бытия».
 
  Богословский модренизм  учения  о  Софии  о.Сергия Булгакова вызывал резкую
 
критику со стороны православных богословов. Архиепископ Серафим Соболев посвятил  этой теме ряд книг:"Новое учение о Софии", "Защита Софианской ереси прот.
 
С.Булгаковым"  и др. Против софиологии в защиту Православного учения писали о. Г.Флоровский,  Вл.Лосский, митрополит Сергий Страгородский и другие. Учение о.
 
Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией было осуждено православными богословами и признано _еретическим,"Чуждым Святой Православной Христовой Церкви"_
 
и «_прямо повторяющим лжеучения, уже соборно осужденные Церковью_» ранее, как было  сказано в Определении Московской Патриархии от 11/24 августа 1935 г. и в
 
Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г.
 
 
  Еще в 1905 году в Петербурге появляется «Союз церковного возрождения» — группа либерально настроенного духовенства; некоторые из них принимали активное участие в «религиозно-философских собраниях» (епископ Антонин
 
(Грановский), архимандрит Михаил (Семенов) и др.). Церковный модернизм этой группы петербургского духовенства тесно сочетался с идеями «христианского социализма», проповедниками которого были архимандрит Серапион (Машкин), свя-
 
щенник Г.Петров и др. Так в начале века рождалось церковно-реформаторское движение, выступавшее за пересмотр вероучительных, канонических и богослужебных основ Православной Церкви. Таким образом, посеянные модернизмом в
 
начале века семена вскоре дали свои злые плоды.
 
  После революции 1917 года призывы и учения неохристианства нашли свой отклик в возникновении обновленчества, которое уже на практике пыталось провести реформацию Православия и разрушить каноническую жизнь Церкви.
 
Православной Церкви пришлось вести долгую и тяжелую борьбу с обновленчеством в 20-е и 30-е годы, которая сопровождалась жесточайшими гонениями на Православие со стороны богоборческой власти и физическим уничто-
 
жением духовенства и верующих. Обновленческий раскол был окончательно изжит лишь после Великой Отечественной войны. После десятилетия спокойствия, хотя и весьма относительного, началось новое наступление на Церковь.
 
  И опять на фоне жестоких внешних хрущевских гонений развернулась усиленная деятельность по разложению и уничтожению Церкви уже изнутри. Одним из
 
главных проводников этой политики стал печальной памяти митрополит Никодим
 
(Ротов) и его ставленники. Сам Никодим был крайне поспешно проведен по всем иерархическим  ступеням  и  введен  в  высшее церковное руководство. С его помощью  Русскую Церковь в спешном порядке принудили вступить в близкие и анти-
 
канонические  отношения  с еретическими сообществами — католиками и протестантами,  войти в экуменические организации, в первую очередь, во Всемирный Совет
 
Церквей. Под руководством митрополита Никодима было выработано новое либерально-экуменическое  модернистское богословие. Готовилось его постановление в Па-
 
триархи. Но наступление беззаконного вероотступничества остановил Сам Господь:
 
Хрущев и его богоборческое окружение были в 1964 году отстранены от власти, а митрополит Никодим умер на приеме у римского папы в 1978 году.
 
 
  Сегодня хорошо  видно, кто в руководстве Русской Православной Церкви поддерживает модернизм и обновленчество: это — ближайшие помощники и ставленники покойного митрополита Никодима.
 
  В наши дни модернизм вновь возрождается в Русской Церкви под влиянием западных  идей «аджорнаменто», принятых в Риме на II Ватиканском соборе в 1962-1965
 
гг.,  как стремление приспособить Церковь к современному обезбоженному и секулярному миру.
 
  Сегодня  модернизм выступает прежде всего против Священного Предания, против канонической  жизни  Церкви  и святоотеческого  понимания  духовной  жизни  в
 
Православии. Это проявляется в желании «осовременить» учение Церкви и ее богослужение.  Модернисты  предлагают  перевести Литургию и другие богослужения на
 
современный русский язык. Современный литургический модернизм, несомненно, выступает  против  святоотеческой традиции Православия. Он лишает Церковь прине-
 
сенного  святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием духовного, благодатного языка  богослужений и молитв, на котором русский язык на протяжении тысячи лет
 
обращался  к  Богу и который является неотъемлемой частью церковного Предания.
 
Модернисты-реформаторы утверждают, что необходимо сокращение постов и богослужений, отказ от таинства Покаяния перед Евхаристией, а также переход от Право-
 
славного  юлианского календаря на «новый», латинский, григорианский календарь, что  является  отступлением  от  Православного Предания  и нарушением канонов
 
Церкви. Стремясь ради так называемого христианского единства с еретиками ввести  новый  григоианский календарь, модернизм разрушает тысячелетнюю икону времени Церкви — юлианский календарь.
 
  Сегодня  появился  и экклезиологический модернизм, который отвергает святоотеческое  богословие и прежде всего Православное учение о Церкви. Он пытается
 
заменить его современными религиозно-философскими учениями, пронизанными духом
 
протестантского  реформаторства,  современного латинского модернизма и идеями
 
«парижской школы» либерального богословия.
 
  Модернизм  отвергает авторитет святоотеческой традиции как "средневековой и
 
устарелой  в  наши  дни".  Экклезиологический  модернизм  фактически выступает
 
против Православного  догмата о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви,
 
утвержденного  на  Вселенских Соборах благодатью Святого Духа. Согласно модер-
 
нистскому  учению, существует не одна-единственная Церковь Божия, но различные
 
христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба».
 
  Адепты модернизма создали «новое учение» о Церкви. Подобно протестантам, они
 
часто  пишут  об  "исторических грехах Церкви", утверждая, что истинная задача
 
Церкви заключается не в спасении и благодатной жизни во Христе, а прежде всего
 
в социальном служении.
 
  Святоотеческая  традиция всегда была основана на той истине Православия, что
 
христианства нет вне Церкви, как вне ее нет спасения и нет благодати. "Как мо-
 
жет  быть со Христом тот,- кто не пребывает с Невестой Христовой, не находится
 
в Церкви Его".
 
  Совершая  ревизию  всего  Православного учения о Церкви, модернизм говорит о
 
некоем внецерковном христианстве, в котором, с его точки зрения, также возмож-
 
но  спасение,  ибо  "Дух  дышит, где хочет", и люди «доброй воли» — "анонимные
 
христиане" — за творение добрых дел на пользу общества и прогресса тоже, по их
 
мнению, обретают спасение.
 
  Модернизм  часто  выступает  и  против  Православного  учения о воинствующей
 
Церкви,  исповедует  непротивленчество и  терпимость  ко  всем  "христианским
 
учениям", в том числе и еретическим.
 
  Церковь,  по словам Святого  Апостола  Павла,  есть  "_столп и утверждение
 
Истины_",  поэтому на протяжении всей своей истории она всегда тщательно охра-
 
няла истину Православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая вся-
 
кую ересь. Борьбу с различными лжеучениями, ересями, расколами, духвоную брань
 
с  князем  мира  сего  Святая  Церковь ведет, начиная с апостольских времен, и
 
будет вести до кончины мира.
 
   Святые  Отцы  в  842  году установили особый праздник воинствующей Церкви -
 
день  Торжества  Православия над всеми ересями, который с этого времени всегда
 
праздновали  в первое воскресение Великого поста. В этот день торжества воин-
 
ствующей  Церкви  провозглашались анафематствования различным еретическим лже-
 
учениям  и прежде всего тем, которые отвергали святоотеческое Предание, храни-
 
мое  Православной Церковью:"_Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Бо-
 
жественному   откровению  согласныя и Православно-Кафолическою Церковью благо-
 
честно хранимыя, — анафема_".
 
  В  богословии модернизм возрождается сегодня в популяризации и апологии идей
 
Вл.Соловьева  о «догматическом развитии». В среде богословствующей интеллиген-
 
ции   наши дни весьма популярным стало учение о так называемом апокатастасисе,
 
согласно  которому ад — состояние временное, неизбежно должно закончиться все-
 
общим  восстановлением и  спасением всей твари, всех существ, наделенных сво-
 
бодной волей. Эта идущая еще от Оригена ересь осуждена Церковью. Напомним, что
 
Ориген учил  о том, что все небесные, земные и преисподние придут ко Христу и
 
поклонятся  Ему, включая и инфернальные силы зла. Несмотря на то, что это уче-
 
ние  было  осуждено  и является еретическим, о.Сергий Булгаков вытался в своей
 
работе «Невеста  Агнца»  ввести  его вновь в православное богословие вместе с
 
учением о Софии — Премудрости Божией.
 
  Учение об апокатастасисе, возрожденное о.Сергием Булгаковым, поднятое на щит
 
Н.Бердяевым  и другими философами «серебряного века», прямо направлено против
 
православного  святоотеческого учения о спасении и Церкви, оно ставит челове-
 
ческую любовь и сострадание выше Премудрости и Любви Божией.
 
  Еще  одним  из  современным модернистских учений является иудеохристианство,
 
которое  в  последнее  время  так широко распространилось среди интеллигенции,
 
недавно  пришедшей  к вере и недостаточно воцерковленной. Об иудеохристианстве
 
стал впервые говорить и писать тот же Вл.Соловьев, затем это учение развивал в
 
своих  парижских  статьях о.Сергий Булгаков, позднее о.Александр Мень и другие
 
адепты современного  неохристианства. Это лукавое течение пытается соединить
 
иудаизм  и христианство, ибо, по мнению приверженцев этого учения, христиане и
 
иудеи  имеют одну и ту же библейскую веру в Отца Небесного. Однако святые Отцы
 
Церкви - от св. Игнатия Богоносца и до св.Иоанна Златоуста всячески предосте-
 
регали от  подобных лжеучений, стремящихся сблизить иудейство и христианство,
 
указывая  на то, что иудаизм не только не исповедует Господа Иисуса Христа как
 
Спасителя и  Сына Божия, но крайне враждебен из-за этого самому христианству и
 
Церкви.  Святой  Игнатий Богоносец в своем послании к Филадельфийцам писал:"Но
 
если  кто  будет  проповедовать  вам  иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от
 
человека,  имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного -
 
иудейство..."
 
  В истории Церкви попытки сближения иудаизма с христианством всегда кончались
 
появлением  новых  иудеохристианских  ересей, которые стремились к иудеоизации
 
самого христианства.  Это приводило не раз к появлению иудействующих христиан
 
(евиониты  и  др.)  и  созданию  ими  сект  и  расколов,  направленных против
 
Православия и Церкви.
 
  В  наше время возрождающийся модернизм идет в наступление против Православия
 
и  Церкви,  аппелируя  к созданию «современного» христианства, которое поможет
 
сегодня,  по  мнению  его эпигонов, «прийти человеку ко Христу». На самом деле
 
модернизм представляет большую опасность, так как фактически ведет вновь к об-
 
новленчеству и ревизии всего Православного вероучения.
 
 
 
       *
 
 
  На  почве  современных  модернистских  идей, проникших в русское религиозное
 
сознание и богословие в результате экуменических контактов с различными запад-
 
ными вероисповеданиями, появилось современное неообновленчество, которое нашло
 
благожелательный  отклик в среде интеллигенции, недавно пришедшей к вере. Под-
 
верженная  зуду  реформаторства,  часть интеллигенции стала на путь проведения
 
«реформ»  и во внутрицерковной жизни, стремясь приспособить Церковь к служению
 
духу  мира  сего ценой разрушения канонического строя и отказа от Священного и
 
церковного  Предания, перевода богослужения на современный русский язык и про-
 
поведи некоего  "просто  христианства"  "вне  конфессиональных  перегородок".
 
Происходит  замена святоотеческого богословия работами модернистски ориентиро-
 
ванных апологетов  обновленчества, таких, как прот. А.Мень, прот.Н.Афанасьев,
 
прот.А.Шмеман, Н.А.Бердяев и др., а также инославных богословов.
 
  Отрицание  и разрушение укоренившихся традиций Русской Православной Церкви,
 
отказ от церковнославянского языка в богослужении, стремление противопоставить
 
жизнь  своей общины жизни всей Русской Церкви — все это активно пропагандирует
 
«Сретенское  братство» во главе с современным обновленцем о.Г.Кочетковым. Изо-
 
лировав  себя  от  жизни  всей Церкви, кочетковская община фактически стала на
 
путь  сектантства: в братстве царит дух высокомерной исключительности и ложной
 
харизматичности,  духовной  прелести  и экзальтированности, всегда характерных
 
для  сект. «Сретенское братство» активно занимается прозелитизмом среди право-
 
славных  христиан, создавая свои катехизаторские и «высшие христианские» школы
 
в  Москве  и  других городах, стремятся стать широким движением внутри Церкви,
 
фактически  вызвать  в ней раскол и произвести ревизию Православия, превращая
 
его в модернистское неохристианство, или _протестантизм восточного обряда_.
 
  Подобные  тенденции  вызвали большую  тревогу среди православных клириков и
 
мирян, которые обратились в 1994 году с открытым письмом к Святейшему Патриар-
 
ху  Московскому  и всея Руси Алексию II. Это письмо стало выражением соборного
 
сознания Церкви (см.: «Сети »обновленного православия" ". М.1995. С.243.).
 
  Другим  центром «неообновленчества» является московский приход священника А.
 
Борисова в Столешниковом переулке.
 
  Рупором  идей  неообновленчества  и  реформации Православной Церкви является
 
«Христианский церковно-общественный канал» (радио «София»), возглавляемый про-
 
тоиреем Иоанном Свиридовым.
 
 
  Один из старейших насельников Псково-Печерского монастыря, архимандрит Иоанн
 
Крестьянкин, обращаясь к пастве, говорит о четырех главных опасностях, которые
 
сегодня  стоят перед Православной Церковью. Одна из них -  это стремление пе-
 
рейти  на  так называемый  "новый церковный календарь", то есть отказаться от
 
церковного  юлианского календаря  в  пользу  григорианского, папского. Другой
 
опасностью  для  Церкви является замена или «перевод» богослужебного церковно-
 
славянского  языка  на современный  русский  язык.  Третьей  опасностью стало
 
сближение  с  римо-католичеством. Еще одной угрозой для Церкви является подго-
 
товка  созыва т.н. «восьмого вселенского собора» с целью реформирования Право-
 
славия.
 
  Отступления  от  истинного Православия свидетельствуют о том, что наше время
 
является  временем борьбы Церкви Христовой за чистоту своего вероучения и спа-
 
сение душ многих людей от соблазнов и искушений, за возвращение русского наро-
 
да в лоно Святого Православия.
 
 
  В  статьях,  содержащихся  в данном сборнике, раскрывается и другие стороны
 
современного модернизма и неообновленчества, проникающие в ограду Православной
 
Церкви, в том числе и под влиянием «аджорнаменто» современного католицизма.
 
 
 
«Никогда то, что относится к Церкви, не разрешается путем компромиссов»
 
     Святитель Марк Ефесский
 
——