От полковник Рюмин
К All
Дата 24.07.2000 23:59:52
Рубрики Прочее;

Re (2): Об одном довольно известном русском писателе

> Да, я тоже обратил внимание на это интервью Кожинова. Читая его текст не оставляло ощущение, что интервью в чем-то перекликается с беседой Назарова и Шафаревича, которую мы не так давно обсуждали здесь на Русской Беседе. По-моему, есть схожесть, даже не столько во взглядах, а в подходах Шафаревича и Кожинова в этих двух материалах. Подход этот рациональный, сугубо логический. В таких работах Кожинова как «Черносотенцы и революция», «Россия. Век ХХ-й» такой подход уместен и эффективен: работы, скорее фактографичны, аналитичны — а какие инструменты для этого лучше всего подходят, как не логика, рассудочность? В упомянутом же интервью Кожинова и беседе с участием Шафаревича затрагиваются вопросы над-исторические, что ли. Т.е. вопросы не уже «как...?», а «почему так происходят события, движется история?». Для верующего разума, наверное, понятно, что это уже касается духовной области,— постижимой ли для нас области? И это понимание (по крайней мере мне так показалось) продемонстрировал Назаров,— он очень чутко определял какую-то границу: видно было как он приостанавливает беседу.
 
 
Дело в том, что члены т.н. «Русского клуба», так много сделавшие для возрождения русского национального самосознания, те, к которым принадлежал и В.Кожинов, оставались тогда, при Брежневе, практически неверующими и невоцерковленными людьми. Они все, конечно, осознавали огромную созидательную роль Русской православной Церкви в русской истории и культуре.
 
 
Однако они внесли свой вклад в воспитание сотен, может, тысяч русских людей в духе любви к традиционным духовным ценностям Отечества, в любви к нему и в бескорыстном служении ему.
 
 
А об отношениях «черносотенного движения» с Престолом в своей книге В.Кожинов умалчивает, видимо, вполне сознательно, так как его сподвижник Г.М.Шиманов, пытавшийся во времена «Русского клуба» придать русской идеологии развитие «применительно к новым условиям», соединив, по его и М.Антонова выражению, «Нила Сорского с Лениным»(?) (разумеется, такое могло возникнуть только в атеистическом сознании), считал, что Престол «предал» русское патриотическое черносотенное движение, пытался его использовать лишь для борьбы с революцией, а потому черносотенцы были изначально поставлены в «двусмысленное» положение.