|
От
|
Аркадий
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
02.08.2000 17:03:29
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (3): Gnome и страстность/Евгению
>Ведь что такое «тление произволения»? Это навык ко греху; т.е. +привычка+ выбирать дурное. Вы неправильно определяете тление произволения. В концепции преп. Максима — это не навык или привычка ко греху. - Тунберг указывает, что одно из значений термина «гноми» у у преподобного совпадает с аристотелевским понятием «состояния воли» (греч. «ексис», лат. хабитус), что и по-русски лучше всего передает слово «привычка». У меня сейчас нет книги под рукой, чтобы привести цитаты. Но мне и не хочется входить в спор о терминах. Обьясните лучше, что Вы сами понимаете под "тлением произволения"? Какое "произволение" здесь имеется ввиду? Природное? Или гномическое? Мне кажется, природное исключается, т. к. его - как Вы правильно заметили Крещение никак прямо не затрагивает. Но как гномическая воля может «тлеть», кроме как в указанном мной смысле? Сама по себе свобода, как я уже указывал, «тлеть», строго говоря, не может: она может либо быть (что и имеет место во всяком человеке), либо не быть (например, в животном ее нет) . Вы, кажется, не учитываете, что в греческой традиции мысли, унаследованной Отцами, воля всегда выбирает то что, что осознается умом как благо. Поэтому «неустойчивость» направления воли не может произойти иначе, как от колебаний нашего ума: то мы верим, что благо это следование заповедям Божиим, то что благо это то, чего нам хочется. Это «тление», строго говоря, не «произволения», а ума. Происходит оно оттого, что ум перестает быть совестливым. Если же говорить о «тлении» (т.е. повреждении) произволения ("гноми") как такового, то я не вижу как оно, будучи свободным, могло бы «повредиться» иначе, чем приобретя +привычку+ рабствовать греху. Рабом греха человек может стать только добровольно (т.е. свободно). Но когда рабство становится привычкой, происходит +как+ +бы+ повреждение свободы, которое и можно условно назвать «тлением» ее.