От Аркадий
К All  
Дата 02.08.2000 17:03:29
Рубрики Прочее;

Re (3): Gnome и страстность/Евгению

>Ведь что такое «тление произволения»? Это навык ко греху; т.е. +привычка+
 
выбирать дурное.  
 
      
 
     Вы неправильно определяете тление произволения. В концепции преп. Максима — это не навык или привычка ко греху.
 
—————-
 
Тунберг указывает, что одно из значений термина «гноми» у у преподобного совпадает с аристотелевским понятием «состояния воли» (греч. «ексис», лат. хабитус), что и по-русски лучше всего передает слово «привычка».
 
У меня сейчас нет книги под рукой, чтобы привести цитаты.
 
Но мне и не хочется входить в спор о терминах. Обьясните лучше, что Вы сами понимаете под  "тлением произволения"? Какое  "произволение" здесь имеется ввиду? Природное? Или гномическое?
 
 
Мне кажется, природное исключается, т. к. его  - как Вы правильно заметили — Крещение никак прямо не затрагивает.
 
 
Но как гномическая воля может «тлеть», кроме как в  указанном мной смысле? Сама по себе свобода,  как я уже указывал, «тлеть», строго говоря,  не может: она может либо быть (что и имеет место во всяком человеке), либо не быть (например, в животном ее нет) .  
 
 
Вы, кажется, не учитываете,  что в греческой традиции мысли, унаследованной Отцами, воля всегда выбирает то что, что осознается умом как  благо. Поэтому «неустойчивость» направления воли не может произойти иначе, как от колебаний нашего  ума: то мы верим, что  благо — это следование заповедям Божиим, то — что благо это то, чего нам хочется. Это «тление», строго говоря, не «произволения», а ума. Происходит оно оттого, что ум перестает быть совестливым.
 
 
Если же говорить о «тлении» (т.е. повреждении) произволения ("гноми") как такового, то я не вижу как оно, будучи свободным, могло бы «повредиться» иначе, чем приобретя +привычку+ рабствовать греху.  Рабом греха человек может стать только добровольно (т.е. свободно). Но когда рабство становится привычкой, происходит +как+ +бы+ повреждение  свободы, которое и можно условно назвать «тлением» ее.