От Пётр
К All  
Дата 03.08.2000 09:43:58
Рубрики Прочее;

К восклицанию: "Вспомните ап. Павла, как он в посл Коринф. обличал в пашего в грех. Получается, что ему только можно. Он судья Церкви. То что мы миримся с преступлениями это свидетельствует не о нашем смиреннии , а о нашей теплохладности"

Из «Ключей разумения епископа Феофана» (Выписки сост. митр. Иоанном Снычевым).
 
 
Обличение нечестивых и грешных.
 
Кто это может делать и как
 
 
«И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» (И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте) [...]
 
Неужели всякий христианин так должен делать? В никните в течение речи Апостола, она у него здесь обращается к победившим страсти, к совершенным, умеющим точно определять, что в каком случае благоугодно Богу. Таковые знают, когда как направить обличительную речь, чтоб она шла во благо другим. Обличение — нож; не умеющий действовать им может только наделать ран к горшему злу, а болячки или нароста не отрезать в увречевание болящего. С этой стороны смотрит на сей предмет блаженный Иероним: «обличить других есть дело большой важности. Его достойно могут совершать лишь тот, к кому неприложим следующий упрек: »лицемере, изыми первое бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего" (Лк. 6, 42). Так пророки, незапятнанные никакою нечистотою  грехов и имея неоскверненную совесть, могли обличать других согрешающих. Из этого следует, что обличать может тот, кто сам в себе не обличается (совестию)". Это может идти только к совершенным христианам, о коих речь у Апостола.
 
[...] Общедоступное же обличение других есть обличение светом дел. Удаляющийся делом показывает, что не одобряет того, от чего удаляется. Отчего жизнь совершенно богобоязненных всегда есть обличение нечестивых и грешных. [...] Фотий у Экумения говорит: «обличайте, говорит, образом своей жизни. Не говорю: обличайте их, перечитсляя их дела, укоряя за них: ибо знаю, что ревнители чистоты считаютосквернением одно упоминание о них. Между тем, как не меньше (слов) будут обличены, когда дела ваши будут блистать добродетелямию Дела их светом жизни вашей обличатся, откроются и обнаружатся. Обнаружение вашею жизнию срамоты их дел приведетих в сознание и самоукорение, а это и есть начало обращения и исправления». Таким образом, светлая жизнь христиан молча доводит неисправных до того, до чего доводить их назначается обличительное слово совершенных.