От Администрация
К All  
Дата 07.08.2000 12:00:52
Рубрики Прочее;

Размещены новые материалы, предлагаемые к обсуждению

Размещены на форуме и предлагаются к обсуждению следующие материалы:
 
 
Не всегда война бич, иногда и спасение...
 
 
Федор Михайлович Достоевский
 
 
"[...] Подвиг самопожертвования кровью своею за всё то, что мы почитаем святым, конечно, нравственнее всего буржуазного катехизиса. Подъем духа нации ради великодушной идеи — есть толчок вперед, а не озверение. Конечно, мы можем ошибаться в том, что считаем великодушной идеей; но если то, что мы почитаем святынею,- позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несет само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя. Война, например, из-за приобретения богатств, из-за потребности ненасытной биржи, хотя в основе своей и выходит из того же общего всем народам закона развития своей национальной личности, но бывает тот предел, который в этом развитии переходить нельзя и за которым всякое приобретение, всякое развитие значит уже излишек, несет в себе болезнь, а за ней и смерть. [...]
 
Уж лучше раз извлечь меч, чем страдать без срока. И чем лучше теперешний мир между цивилизованными нациями — войны? Напротив, скорее мир, долгий мир зверит и ожесточает человека, а не война. Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый, ожирелый эгоизм, а главное — умственный застой. В долгий мир жиреют лишь одни палачи и эксплуататоры народов. Налажено, что мир родит богатство — но ведь лишь десятой доли людей, а эта десятая доля, заразившись болезнями богатства, сама передает заразу и остальным девяти десятым, хотя и без богатства. Заражается же она развратом и цинизмом. От излишнего скопления богатства в одних руках рождается у обладателей богатства грубость чувств. Чувство изящного обращается в жажду капризных излишеств и ненормальностей. Страшно развивается сладострастие. Сладострастие родит жестокость и трусость. Грузная и грубая душа сладострастника жесточе всякой другой, даже и порочной души. Иной сладострастник, падающий в обморок при виде крови из обрезанного пальца, не простит бедняку и заточит его в тюрьму за ничтожнейший долг. Жестокость же родит усиленную, слишком трусливую заботу о самообеспечении. Эта трусливая забота о самообеспечении всегда, в долгий мир, под конец обращается в какой-то панический страх за себя, сообщается всем слоям общества, родит страшную жажду накопления и приобретения денег. Теряется вера в солидарность людей, в братство их, в помощь общества, провозглашается громко тезис: «Всякий за себя и для себя»; бедняк слишком видит, что такое богач и какой он ему брат, и вот — все уединяются и обособляются. Эгоизм умерщвляет великодушие. [...]"
 
 
 
О смысле войны
 
Лев Александрович Тихомиров
 
 
«[...] Размягченное состояние умов, дряблость чувства, отвращение от всякого напряжения энергии вообще, какое-то »обабленное" настроение создали почву для принципиального отрицания всякого действия «силой» (и в частности — отрицание войны) в резкой дисгармонии с запросом истории на мужскую доблесть.
 
Хуже всего то, что эта рыхлая псевдогуманность, отрицание силы и активности стали уже достоянием многочисленных слоев среднеобразованной толпы. Пока антисоциальная идея остается личным парадоксом взбалмошного (или даже гениального) ума — беда невелика, и из парадокса может даже сверкнуть какая-нибудь искорка действительной истины. Но когда антисоциальная идея становится верованием толпы — она делается опасною. Толпа не знает многогранности истины. Если среднее общество упрется лбом в какую-нибудь фальшь, то уж потом разве какие-либо страшные бедствия способны снова вразумить его. Это внутреннее опустошение ума и чувства опаснее всяких внешних вражеских нашествий. [...]"
 
 
 
"Исполняйтеся Духом" — в единении духа.
 
Речь, произнесенная 10 июня 1907 года на общем собрании Московских патриотических содружеств священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым
 
 
"[...] Переживаемые обстоятельства пусть в нас поднимут религиозное воодушевление и надежду на милость Господа и на Его помощь нашему Царю и родине; пусть поднимут в нас уверенность в правоте нашего дела и призвания, готовность служить им всею душой и всем разумением; пусть поднимут и укрепят в нас решимость оправдать высокое Царское доверие и быть его достойным. Все это мы сделаем лишь тогда, когда среди нас не будет распрей и раздоров, когда мы будем едино, когда из нашей среды не будут восставать люди, сеющие раскол и разделение, а если и будут восставать, то останутся одинокими.
 
Русское несчастье — это взаимное недоверие, вражда и подозрительность. Помните, на последнем съезде, в торжественный день его открытия, мы молили, просили, заклинали и властию пастырскою повелевали хранить единение, не давать скорби Царю и радости врагам видом наших раздоров. И ныне, в день этого торжественного собрания нашего, мы молим и просим о том же: будем едины, будем храниться раскола и разделения. В политических партиях это неизбежно, у нас — это позорно и преступно. Там меняются убеждения и приемы деятельности; там впереди корысть, честолюбие или властолюбие; там естественно передраться из-за власти, к которой все тянутся и из-за которой борются. У нас нет поводов к борьбе и озлоблению: мы не партия, а весь русский верноподданный народ; в убеждениях мы постоянны; Православная Вера, Самодержавный Царь и Русский Народ, это — основа нашего исповедания, для всех равно дорогая; власти мы не хотим и не ищем. Остаются мелкие поводы к личным неприятностям между отдельными людьми. Станем выше этого! Будем презирать такую мелочность и недостойную борьбу. Пройдем мимо всяких выходок личного самолюбия, взаимного заподозревания, всяких нечистых намеков и обвинений. Люди неуравновешенные, люди повышенно самолюбивые, люди, способные на всякие крайности, люди самовлюбленные, склонные всех и все бранить, обвинять, грязнить, чтобы этим или пред собою или пред другими себя возвеличить,- такие люди всегда и везде найдутся. Но целое общество, вся наша священная, боголюбивая, царелюбивая и народолюбивая дружина должна оставаться спокойною и делать свое дело. Пусть раздаются подчас истеричные вопли, ругательства, проклятия, анафемы...
 
Мы знаем, что это — неизбежный спутник человеческой греховности. Где люди, там и страсти, а страсти уживаются под каждою одеждой, и мирской и духовной, при всяких убеждениях, даже и правых... Призывы очиститься... О, очищение дорого для нас, настоятельно нужно, всегда необходимо! Но призывы эти мы послушаем из чистого источника слова Божия, от Духа Божия, а не из сомнительного источника оскорбленных самолюбий, не от духа, омраченного и уязвленного злобою и мстительностью.
 
За дело, братья, за труд и подвиг, минуя соблазны, препоны и преграды! [...]
 
Не раз мы будем в скорби и горести, не раз мы еще будем видеть натиск и даже временный успех враждебных сил. Отстоимся и победим, победим непременно, если будем крепки в вере и крепки в единении, в свободном послушании избранным нашим вождям и руководителям, доверие к которым прежде всего захотят пошатнуть враги, и, конечно, всего лучше для них, если они сделают это руками наших же единомышленников, или сбитых с толку, или впадших в соблазн. Помните, силы у наших врагов своей нет, их сила — в наших слабостях, в наших ошибках, в наших раздорах.
 
Но этой силы мы им не дадим, и радости такой мы им не доставим.
 
Братья! Исполняйтеся Духом — в единении духа!"
 
 
 
 
Обсуждавшиеся ранее материалы доступны для ознакомления, цитирования, обсуждения