От Пётр
К Аркадий  
Дата 09.08.2000 10:01:31
Рубрики Прочее;

Re (2): Что-то Вы преувеличиваете...

>Не всегда  направление в литературе создает произведение, явившееся по времени первым. «Матренин двор» мне представляется более сильным  в литературном отношении, чем  вещи Солоухина.  Но это, конечно, дело вкуса.
 
 
Насчет первенства хронологического, согласен с Вами. Кстати, неоправданно (на мой взгляд) говорить о том, что деревенская тема, направление деревенщиков возникает где-то в 50е-60е годы. У меня постоянно, когда я читаю Солоухина или, скажем, Распутина возникает чувство, что их работы, дух их работ, как бы нанизаны ту же ниточку, что и у Лескова, у Шмелева. Согласен с Вами, что говоря о деревенщиках нужно обратить внимание на силу,— но какую? В чем, например, сила «Денег для Марии» — первой работы (1967 г.) Распутина? В литературной отточенности?... Нужно говорить именно о духе, о связи духа этих работ с духом народа, с духом, несомым его корнями — с деревней (интересно, как сам Распутин мельком, проблеском, говорит в этой самой первой своей работе «Все мы вышли из деревни, только одни раньше, другие позднее» — по памяти и не дословно).
 
Согласен, что все наши оценки —  дело вкуса, дело восприятия, дело чувства того самого духа, дело связи с теми самыми корнями... На мой взгляд, у Солженицына — старательная подделка (какое тут слово лучше подходит: копирование, приспособление, мимикрия?) под деревенский народный дух, у Солоухина же, Распутина такой подделки нет, они сами несут этот дух, они составляют, свивают (а лучше сказать, сами ей являются) какую-то ниточку от русских корней к читающим и воспринимающим их работы.
 
 
И еще один момент, цитата из той же статьи Харламова о Солоухине «Св. Патриарх знает, что говорит — именно первый, кто обратил наше внимание не только к историческим корням, но и воспел мир как Божье творение, что тогда было совсем не просто, святоотеческая литература была загоне, можно было, к примеру, сколько угодно говорить или писать »Мадонна", но ни в коем случае не Богородица...". Есть в работах Солоухина, которые он пишет и публикует с конца 50х годов, какой-то настрой, близкий раннехристианским апологиям (вспомните послания св. Иустина Философа языческим властям, в которых он на их языке, обращаясь к их системе ценностей, взглядам, защищает, «выгораживает» гонимых и оклеветываемых первых христиан). Сравните, например, с тем, что (и как — это, на Ваш взгляд, не сильно?) пишет в 60е годы Солоухин в "Ледяных вершинах человечества".