От р.Б. Вячеслав
К All
Дата 22.03.2005 15:46:02
Рубрики WWII; 1941;

Разъясните доверчивому про старца Антония

"Классическая форма звучит: ora et labora (молись и трудись), в этой книжке появляется третий член: молись, трудись, делись… По-моему, совершенно замечательно. Особенно, если слово «делись» понимать не на жаргоне, а просто в нормальном христианском смысле. Т.е. там есть хорошие очень слова, хорошие примеры, хорошие страницы. Но по ходу чтения начинают загораться тревожные огоньки. Сначала я скажу, где у меня впервые появился сигнал тревоги, зажглась лампочка в мозгу, не менее красная, чем на ваших телеэкранах. А именно, когда в этой книжке я прочитал следующий текст. Сюжет перед этим был таков, что старец Антоний – это человек, который сочетает в себе высокую богословскую образованность и личный духовный опыт, говорится о том, что в келии старца Антония стояли тома святых отцов на латыни и на греческом языке. Окончил он семинарию в царские времена, дореволюционные еще, поэтому уровень его образования был вполне классическим. Читаешь и, конечно, благоговеешь: какой замечательный батюшка! И вдруг натыкаешься на такую фразу: старец Антоний якобы говорит: «да, я помню, когда я был семинаристом, как хорошо нам было учиться за стенами Троице-Сергиевой Лавры, сидеть там в библиотеке и читать творения святых отцов…» Конечно, любой читатель (особенно украинский) прочитает, умилится и скажет: «Да, я тоже так бы хотел…» А я, как профессиональный книжник и вдобавок учившийся в Московской семинарии и там ныне преподающий, говорю: «Да что же за чушь, прости, Господи!.. Не было никакой семинарии в стенах Троице-Сергиевой Лавры в дореволюционные годы!..» Троицкая семинария прекратила свое существование в 1814 году. Вряд ли в те годы старец Антоний учился там. Т.е. с той поры как Московская духовная академия из Москвы, по указу Императора Александра I переехала в Троице-Сергиеву Лавру, то семинария из Троицы была выселена в Вифанский скит, где и существовала до известных революционных событий. И снова семинария появилась в стенах Лавры только в 1948 году, уже в сталинские годы. Поэтому никак не мог Батюшка Антоний в стенах Лавры учиться в семинарии накануне революции! То есть становится уже понятным, что перед нами выдуманный персонаж с выдуманной биографией. Дальше – смотрим на его эрудицию.
По ходу книжки рассказывает автор (священник Александр Краснов – опять же, неизвестный никому персонаж) утверждает: «Зашел я однажды в храм, где служил батюшка Антоний. Захожу в алтарь, я был в плаще, с дороги… А о. Антоний сурово мне сказал: «Ты так больше не делай. По правилу святых апостолов, нельзя входить в алтарь в мирской одежде…» Опять же, обычный читатель это проглотит: «Надо же, какой правильный батюшка, как он стоит на хранении канонов!» Но я – старый книжник – говорю: «Ну, ложь это! Ну, нет в Правилах святых апостолов ничего… Во-первых, Правила святых апостолов – вполне определенный кодекс церковного права на рубеже II-III веков. Соответственно, в Апостольских Правилах ничего не может быть ни о какой одежде быть сказано, потому что в это время никакой «спецодежды» у духовенства не было! Не только в миру, но даже и в храме, и в алтаре – не было еще никаких специальных одежд! На всякий случай, напомню, что знаменитый любимый мой диаконский орарь появляется у диаконов только в V веке. А сначала это был знак отличия для епископа (не для каждого епископа). Дело в том, что была такая странная манера: императоры римские носили на плече плат, чтобы можно было вытереть пот и т.д. И вот в порядке особого жеста благоволения императора к какому-то чиновнику высшему придворному, император этот платок дарил ему, и тот, конечно же, этот платок с царского плеча тоже начинал носить. И потому со временем, к IV веку, этот платок на этом месте стал означать знак принадлежности к высшей имперской аристократии и номенклатуре. И когда Церковь стала частью имперской системы, с точки зрения аппаратного мышления, то этим правом ношения платка стали пользоваться некоторые приближенные архиереи как лица, приближенные к императору. А потом потихоньку символика начала меняться и постепенно дошло до диаконов. Но это отдельная тема – историческая литургика, история наших облачений, но, уверяю вас, во II веке не было их просто! Что касается мирской одежды, то тем паче. В начале V века блаженного Иеронима спрашивает молодой священник: «Какую одежду мне носить?» У блаженного Иеронима одно требование: «Она должна быть чистой и опрятной и, главное, избегай белого и черного цветов, не выделяйся!» И одежда наша – ряса – в турецкие времена появилась, даже в Византийской империи не было рясы с широкими рукавами. А что касается подрясников – так это самая обычная одежда: посмотрите телевизор, вы увидите, что любая арабка, палестинка, одета, как наша монахиня где-нибудь в Пюхтицах, - совершенно точно так же.
Короче говоря, сразу видно, что уже и богословская грамотность этого старца Антония вызывает сильные подозрения. Но когда дальше в этой книжке читаешь: «бензин – это адское топливо, многоэтажки – сатанинское изобретение…» Знаете, когда я семинаристам рассказываю, почему-то им нравится больше всего следующая цитата: «В библиотеку ходить нельзя, потому что на книге, которую ты берешь в руки, каждый предыдущий ее читатель оставил свой отпечаток – либо след небесной благодати, либо отблеск адского огня»! Но это не главное. Главный тезис этой книги – противопоставление старчества и епископата, причем наглое противопоставление, типа: «А где было это ваше священноначалие, когда ереси Ария, Аполлинария, Нестория, Евтихия и иконоборцев одолевали Вселенскую Церковь!? Старцы богоносные – они возвысили свой голос!» Ну, просто полная чушь! А что, Афанасий Великий не был Патриархом разве, борец против арианской ереси? А ересь Евтихия разве обличал не Лев Римский, Римский Патриарх? А против ереси Нестория разве не восстал Кирилл Александрийский, Александрийский ?! А разве не святые Патриархи Никифор и Тарасий обличали ересь иконоборцев?!...
Главный тезис книжки про старца Антония, помимо того, что там “наезды” на епископов и другое, следующий. Если ты священник и у тебя дома заначке” есть антиминс, то ты можешь наплевать на правящего архиерея и служить на нем в любом сарае! Это очень серьезно, потому что это главный тезис расколоучительной пропаганды! Рецепт, как создать катакомбную Церковь – независимую, неофициальную и т.д."
...
"“Вот, дорогой отец Василий (батюшка молодой, по-моему, отец Василий), скажите, пожалуйста: когда вы начинаете литургию служить, у вас ведь антиминс есть на престоле?» - “Да, конечно, есть, владыка!” – “Батюшка, а вот этот антиминс, когда вы служите литургию, в начале литургии – он свернут или развернут?” – “Конечно, свернут, владыка!” – в какую минуту литургии вы его разворачиваете?” – ектении после Евангелия…” – вот вы развернули антиминс, вы просто смотрите на него или что-нибудь с ним делаете?” – целую антиминс, владыка!” – “Замечательно! А вы не помните, в какую минуту вы его целуете?” - “Когда ваше святое имя поминаем на ектении…” – “Спасибо, батюшка! А вы не помните, что именно вы целуете на антиминсе?” – “Ну, мощи целую, которые в антиминс зашиты!” Владыка в лице меняется и грозно говорит: “Мощи? Ты мое имя целуешь!” И владыка после этого проводит ему небольшую лекцию по введению в екклезиологию, в литургику: что такое антиминс, что такое епископ и т.д.
Антиминс – означает “вместопрестолие”. Понимаете, где епископ – там полнота Церкви. То есть, если бы здесь был епископ, он вполне мог бы служить на этом столе! Без всякого освящения! Он мог бы служить тут Литругию! На Соловках епископы служили в камерах, и престолом в Древней Церкви в катакомбах служила просто грудь соседа по камере: на эту грудь ставили чашу, хлеб (какой-нибудь клюквенный сок, вместо виноградного, и черный хлеб)… Потому что епископ может все: это преемник апостолов.
Так вот, если храм находится далеко от кафедрального города, и епископ по каким-то причинам не может приехать на его освящение, тогда священнику благословляется иерейским чином освятить престол, а епископ выписывает туда антиминс. Антиминс – означает “вместопрестолие”. Сам епископ, повторяю, может служить без антиминса. Он выписывает антиминс для тех храмов, где он сам отсутствует на литургии. Или – если в соборе проводится литургия без епископа, тогда тоже антиминс будет необходим.
Дальше… В правилах нашей Церкви – если храм освящен архиереем, то в основание престола положены мощи святых. Если же освящение престола и храма проводится малым чином, иерейским, то мощи не закладываются.
А в Греции, в тех случаях, если храм и престол освящены иереем, тогда архиерей подписывает антитминс, в который вложены мощи святых. Но если храм освящен самим архиереем, то мощи не вкладываются в антиминс, потому что они есть уже в престоле. А у нас всюду во все антиминсы вкладывают мощи, поэтому и у этого несчастного отца Василия несчастного возникла иллюзия, что главная святыня антиминса – в мощах, а не в подписи архиерея. На самом деле, о том, что в антиминсе мощи святых - не главное, свидетельствует хотя бы то, что почти никто из священников не знает, чьи именно мощи находятся в его антиминсе. Не знают даже имени этого святого, чьи мощи присутствуют при совершении им евхаристии.
Так вот, соответственно, получается абсурд, когда священники у нас сегодня служат на антиминсах, освященных или усопшими архиереями, или архиереями, переведенными в другую епархию! Получается: ты устами возглашаешь имя одного архиерея, а целуешь имя другого архиерея! И вот это – экклезиологический нонсенс, на самом деле. И вот на этом нонсенсе сегодня и пробуют играть раскольники."