От Владогор
К All
Дата 23.03.2005 02:49:23
Рубрики Армия; Администрации;

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь


Пути паломника
КРЫПЕЦКАЯ ОБИТЕЛЬ
Пройдем, братие, по местам Русской Духовной Славы, где жив Господь, и, верю, оживет и русское православное сердце и земля Русская просветится.
Отправимся, благословясь, из града Святого Апостола Петра через южные приделы его в землю Псковскую, в обитель Крыпецкую Св.Ап. Иоанна Богослова. По Пулковскому шоссе, мимо храмового комплекса Рождества Христова, Св.Георгия Победоносца и прп.Сергия Радонежского, мимо домика станционного смотрителя, церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождественно, где венчались родители Александра Сергеевича Пушкина. Миновав Лугу, остановимся в Городце. Здесь на высоком холме стоит цер-ковь Успения Пресвятой Богородицы. С XV-го по XVIII век здесь находился монастырь во имя Св.Георгия Победоносца, упразднен-ный во время правления Екатерины II, не благоволившей к святым обителям. А совершенно напрасно. Сейчас от монастыря остались только ступень Соборной Церкви Св.Георгия, лежащая теперь при входе в часовню Прмч.Трифона, архимандрита монастыря, убиенно-го во время набега литовцев в 1592 году. Здесь под спудом по-чивают мощи Св.Трифона. Возьмем освященной землицы и войдем в церковь Успения. Как легко здесь молиться, ведь здесь собраны образа со всех окрестных церквей, закрытых в советское время. Вот интересный образ с житием Св.Апостола Иоанна Богослова, средства на который «собрали местные крестьяне в память о чу-десном спасении Его императорского величества Александра III со своим семейством в 1888 году».
Интересен случай. Годах в 60-ых прошлого века сын приходского священника решил покататься на велосипеде недалеко от церкви. Только он поставил ногу на педаль, как на пороге храма пока-зался старец в монашеском одеянии и погрозил мальчику пальцем. Удивленный мальчик рассказал об этом отцу, на что батюшка ответил, что это вразумление свыше, ведь это монастырская земля и вести себя здесь следует со священным трепетом.
Далее минуем речку Омугу, на берегу которой остались лишь купол с колоннами от соборной церкви Феофиловой пустыни, осно-ванной в 1396 году учениками пр.Арсения Коневского Иаковом и Феофилом Омучскими. В 2004 году вернулось исконное название к поселку, который теперь вновь называется Феофилова Пустынь.
Еще немного, и вот он, славный город Псков. Здесь блаженная Ольга удостоилась видения чуда божественного. Стоя на левом берегу Великой реки, напротив впадения в нее Псковы, Ольга лицезрела три луча сияния чудесного, изливающихся из Одного Не-бесного Источника на правый возвышенный берег. Благословила она Господа и, поднявшись с клиром церковным на правый берег, воздвигла здесь Крест дубовый с Образом Распятого Господа на-шего Иисуса Христа. Повелев заложить церковь во Имя Живона-чальной Троицы, она прорекла, что «на сем месте будет град ве-лик, славен и изобилен».
Прошло без малого пятьсот лет. Город Псков вырос во всей красе: велик размерами, славен церквями да монастырями белока-менными и изобилен дарами Господними. На том месте, где Ольга воздвигла Крест, вырос белокаменный храм во имя Святыя Троицы, на образе Покрова Псковской Матери Божией в котором начертано: «Егда призва к вере Господь страну псковскую, узре Богомудрая Ольга три лучи сияния чудна, идеже и создася Пресвятыя Троицы Дом Ея славен во Пскове граде, темже и вси святии в земли на-шей явишася, подвиги бо мноземи благодатныя дары стяжавши: того ради и днесь Светом Троическим озаряемии, о, вси святии Псковстии, молите Христа Бога спастися душам нашим».
. Империя же Константинова-Царство Греческое, устроенное некогда по Закону Божиему - захвачена иноверцами-турками, церкви Божии разорены, а законный император Константин ХI Палеолог пал смертью храбрых в бою с превосходящими силами противника. Со святой горы Афон (доныне сохранившей флаг Империи) в тот год, 1453-й от воплощения Бога Слова, удалился монах Савва, серб по происхождению, в единоверную и могущественную русскую землю. В благословение он взял Цареградскую икону Матери Божией (Образ сей подобен Коневской иконе Владычицы, отличие его в том, что Богомладенец держит белую птицу в своей пречистой ру-ке, десницей же держит Матерь Свою за омофор) из Влахернского Константинопольского императорского храма, того самого, где блаженный Анрей, Христа ради юродивый с Епифанием (будущим святителем Кипрским) видел во время службы божественной Пречистую Деву Марию, распростершую Свой Покров над молящимися, а великая княгиня Ольга приняла святое крещение с именем царицы Елены, матери Царя Константина Великого.
Вот как описал пресвитер Василий в царствование христолюбивого Иоанна Васильевича IV в житии прп.Саввы: «Сей преподобный отец наш Савва… прииде в богохранимый град Псков, якоже Авраам от Месопотамии под дуб мамврийский пришед. И вселився ту, сподо-бися видети Святую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Свята-го Духа, в лице трех Ангелов, и угостити ю» (Быт. 48; 1-8). Прииде же первее в пречестную обитель Рождества Пресвятыя Бо-городицы, яже зовется Сиятная Гора, разстояние имущи от града Пскова яко три стадии, и тамо честно прият бысть игуменом и братиею».
Вступим и мы ныне в гостеприимную обитель сию. Теперь это Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь. Впервые он упоминается в Псковских летописях под 1299 г. в связи с нападением ливонских рыцарей и убиением ими игумена Иоасафа и братии. Видимо, обитель была создана незадолго до сих печальных событий в правление и при участии святого благо-верного князя Довмонта(во св. крещении Тимофея) Псковского. Монастырь строился и украшался как главный духовный центр са-мостоятельной земли Псковской. Отсюда вышли прпп.Ефросин и Савва Крыпецкий.
В Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы запомнился образ прп.Иоасафа снетогорского чудотворца, и образ Божией Ма-тери «Призри на смирение», список с которой чудотворит также и в Киево-Печерской Лавре.
Вернемся к житию св.Саввы. «Идеже пребыв некоторое время, отъиде в Лавру к Великому Ефросину на Толву реку во учительство духовное. Преподобный же отец Ефросие Великий, провидя о нем духом, яко хощет быти сосуд Святаго Духа (еже последе и бысть), прият его с духовною радостию яко от Господа посланного во учение себе, и предаде ему службу монастырскую».
Вот и мы, набрав святой воды в чистейшем источнике прп.Ефросина, оказавшемся у края новой дороги Псков-Гдов, посетим его бывшую лавру. Ныне это вновь восстанавливаемый Спасо-Елеазаров женский монастырь, основанный в XV веке преподоб-ным Ефросином (в миру Елеазаром). С прп.Саввой, видимо, был знаком и старец Спасо-Елеазарова монастыря Филофей, написавший великому князю Василию III Ивановичу: «Иже от вышняя и от всемощныя, вся содержащия десницы Божия, Имже царие царствуют и Имже велиции величаются и сильнии пишут правду, тебе пресвет-лейшему и высокостольнейшему Государю Великому князю право-славному, христианскому царю и владыке всех, браздодержателю Святых Божиих Престол Святыя, Вселенския и апостольския Церкви Пресвятыя Богородицы Честнаго и славнаго Ея Успения, Иже вместо Римския и Константинопольския просиявшу. Стараго убо Рима Церкви падеся неверием и Аполлинариевой ересью, Втораго же Рима Константинова града Церкви агаряне внуци секирам, оскордами разсекоша двери. Сие же ныне Третьяго новаго Рима державного твоего царствия Святая Соборная Апостольская Церковь иже в концых вселенныя в православной христианской вере во всей под-небесной паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианской веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной христианам царь. Не преступай, царю, заповеди еже положиша твои прадеды: великий Константин и блаженный Владимир и вели-кий богоизбранный Ярослав и прочии блаженнии святии, ихже ко-рень и до тебе… блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианския царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христиан-ское царство иным не достанется, по великому Богослову».
Значит, захватившие ныне Кремль внуки обнесших его красными пентаграммами — это просто временщики, которые теперь делают вид, что уверовали. Но дела их обличают. Скоро их власть ис-чезнет яко дым и никто не воздохнет (не вспомнит) о них.
«Старец же Савва добре прохождаше вся службы монастырския по благословению отца своего великого Ефросина… в молитвах всегда непреклонна и мало сна приемлюща и день от дне яко по степени на добродетельное житие возходяща, радовашеся духом, и благо-даряше Бога». Образ Цареградский прп. Савва, по видимому, оставил в обители прп. Ефросина. (Кстати, образ прп. Ефросина и прп. Серапиона, держащих на руках Цареградскую икону Богороди-цы, находится во граде Св. Апостола Петра в Благовещенской церкви на Пискарёвке.)
Итак, пробыв в обители прп.Ефросина до 1455 года, св.Савва испросив благословения и молитв своего духовного отца, удалился за пятнадцать верст от лавры в уединенное, болотистое и пустынное место. Здесь на холме около небольшого озера поселился подвижник Божий, отделенный от остального мира непроходимыми болотами и дремучими лесами. Построив маленькую келью, он пре-дался иноческим подвигам, проводя время в посте и молитве. Пищей святого были хлеб и вода, но и ее он вкушал мало, ночью ради телесного изнеможения, в среду и пятницу вовсе не прини-мал пищи, удручая тело свое воздержанием. Между тем он и землю возделывал, чтобы от своих трудов, а не чужих питаться. Нечистые духи, видев такое великое воздержание святого, боялись его, и строили различные козни, преображаясь в змей, диких свирепых зверей, хотя святого устрашить и от места того ото-гнать. Но крепкая сила Божия помогала св.Савве, который, разумев их коварство, знамением крестным ограждаясь, прогонял силу вражию.
Также построил преподобный небольшую деревянную церковь во имя святаго славнаго и всехвальнаго апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Слава о подвижнике стала распространяться во Пскове и окрестных градах и весях, одни похваляли трудолюбивое житие святого, другие — высокое смирение его, нестяжательный нрав. Начали собираться отовсюду к о. Савве иноки, прося принять их под свое руководство. Святой принимал всех с любовью: и князей, и посадников, и бояр, и всех христолюбивых людей, уча их всякой неправды избегать, сохранять себя от зависти, клеветы и от блуда воздерживаться, но в чистоте пребывать, кротость же и любовь и братолюбие нелицемерное между собой иметь, милостыню творить. Вельмож и судей учил праведно судить, мзды не брать и простых людей не обижать, разуметь, что и они судью имеют на небесах.
Тогда же богатые люди стали усердно жертвовать на монастырь. Устроив обитель по уставу строгого общежития и поставив игуме-ном Кассиана, преподобный удалился в малую келью, имея только икону Спасителя, мантию и рогожицу для краткого отдохновения.
По смерти преподобного в 1495 году, мощи его были обретены через шестьдесят лет. Священник Исайя увидел во сне как игумена Феоктиста с братией благословляет преподобный Савва и дает им три ягоды, которые дал ему Бог, и сказал: «Разумно буде вам, братие, яко не оскудеет обитель ни в чем отныне и до века, но исполнена будет духовными и телесными потребами; аз бо, не престая молю Бога о святой обители сей и о вас еже спастися и в разум истины прийти».
И действительно. Обитель сия преисполнена Духа молитвами св.Саввы и благостью Божьею. Из нее вышли такие известные святые, как Нил Столбенский и Никандр Пустынножитель. Незадолго до закрытия в ней подвизался блаженный Корнилий Крыпецкий, известный своим предсказанием о своем неправильном захоронении (головой на север) и вскоре начавшимися бедствиями России. Блаженный преставился в 1903 году — в начале года, когда был прославлен Церковью преподобный Серафим Саровский. С тех пор история России словно покатилась под откос — Русско-Японская война, смута 1905-1907 гг., Первая Мировая война, предательство генералами своего законного Государя в феврале-марте 1917-го, жидобольшевицкий переворот в октябре того же года, и убиение ими царя Николая Александровича и его августейшей семьи и слуг. Пролившиеся затем реки русской крови в гражданской вой-не, в результате красного террора, затем во Второй Мировой…
Блаженный инок Корнилий предсказывал и окончание бедствий Рос-сии после того, как его положат правильно. «Вот выроют меня, в раку положат… Монастырь наш будет Лаврой… На могиле моей будет церковь, где будут службы каждый день совершаться». Пророчест-ва его начинают сбываться (как и пророчества небесного Покровителя обители — апостола Любви Иоанна Богослова). По благо-словению владыки Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского наместником монастыря игуменом Дамаскиным с братией 22 июля 1997 года были обретены мощи инока Корнилия. Вот как вспоминает игумен: «В этот день было необычайное солнце, во-круг радуга круглая, я такой никогда не видел. Июль месяц жаркий. Долго не было дождя. Вдруг повеяло благоуханием… Выкопали мощи — недоумеваем: что делать дальше? Сначала думали переза-хоронить. Неожиданно хлынул ливень, все косточки омыл. Так Господь вразумил нас, что косточки надо поднимать, просуши-вать. Подняли их, кладем на белое полотно (высохли они моментально). Положив в гробик, с колокольным звоном, с кадилом, несем в храм. И такое пошло обильное благоухание! А на дворе после дождя ярко сияет солнце: видны двойные радуги на восто-ке. Обитель была в радуге. В шести километрах от монастыря люди тоже видели это необыкновенное явление и говорили: что-то особенное произошло в монастыре. Все вокруг ликовало и радовалось — и люди, и природа».
И мощи блаженного инока положены в раку в Соборной церкви Иоанна Богослова рядом с ракой преподобного Саввы Крыпецкого. Заметно увеличилось почитание старца Корнилия, множество паломников со всей территории Российской Империи (России, стран СНГ и Прибалтики) устремляются в эту благословенную обитель.
10 января 2000 года при огромном стечении народа владыкой Евсевием было совершено торжественное богослужение с чином про-славления в лике святых преподобного Корнилия Крыпецкого…
Возрождается и обитель, и люди. Из небытия, из руин восстанов-лен ныне усилиями игумена Дамаскина храм Иоанна Богослова, в котором довелось побывать 10 сентября — день прп.Саввы Крыпецкого, основателя обители. Служил литургию владыка Евсевий в сослужении священства. Молиться было легко и сладостно. Владыка сказал чудную проповедь о том, что прп.Савва исполнил запо-ведь спасителя: «Возлюби Господа Бога всем помышлением своим и ближнего своего как самого себя». Горя любовью к Богу, прп.Савва удалился в пустыню. Чтобы молиться и за себя, и за ближних, и за весь мир…
Да. Много может молитва праведника. «С преподобным преподобен будеши, а с беззаконным развратишися». Помня это, будем чаще бывать с преподобными рядом. И брать пример с их чистого богоугодного жития.

Владимир Русов (из неопубликованного)