От Искандер
К All
Дата 16.04.2005 16:05:38
Рубрики Армия; 1941; Холмово;

Еще раз посмотрите на географическую карту

Менталитет казахов и киргизов родственный, эти два народа очень похожи, а значит в похожих ситуациях они и действуют одинаково или почти одинаково. Посмотрите еще раз на карту (политическую, экономическиую, географическую). Все это гораздо серьезней и опасней, чем на Украине. Хотя бы потому что украинцы более цивилизованы и миролюбивы.


Киргизская революция и казахская революция

В марте 2005г. в соседней Киргизии началась революция. В считанные дни авторитарный режим Акаева рухнул. Киргизская революция еще далека до завершения, однако уже сейчас понятно, что она окажет огромное влияние на ситуацию в Казахстане.

Волна протеста

Юго-восточные регионы нашей страны тесно связаны с Киргизией. В частности, Жамбылская и Алматинская области непосредственно граничат с северными районами Киргизской республики.

В Жамбылской и Алматинской областях проживают представители родоплеменного образования, которое называется “Старший жуз”. Многие члены Старшего жуза имеют родственные отношения с киргизами. Брачные узы сближают старшежузников с киргизским народом.

Революционная эйфория, охватившая наших южных соседей, неизбежно перекинется и к нам. Свержение акаевского режима породит у представителей Старшего жуза надежды на перемены и возродит мечты о лучшей жизни. Таким образом, революционное настроение в Киргизии найдет живой отклик в умах южных казахов.

Жители южных областей нашего государства, воспринимая революционные веяния из Киргизии, станут проявлять протестные устремления. Распространению таких устремлений у старшежузников будет способствовать родоплеменная принадлежность лидеров казахстанской оппозиции. Многие видные оппозиционеры, и в частности Жармахан Туякбай, Заманбек Нуркадилов и Алтынбек Сарсенбайулы являются выходцами из Старшего жуза. Эти политики пользуются большим авторитетом у своих соплеменников. Поэтому их революционный порыв окажет сильное воздействие на поведение старшежузников.

Утверждению революционных веяний также будет способствовать тяжелое экономическое положение большинства старшежузников. Львиная доля населения Старшего жуза, как, впрочем, и Среднего и Младшего жузов, пребывает в крайне неблагоприятных экономических условиях. Массовое обнищание или, иначе говоря, “пауперизация” характерна для большей части казахской нации. Особенно нелегко живется аульчанам и репатриантам, которых называют “оралманами”.

В поисках лучшей жизни аульчане направляются в большие города. В Алматы и в Астане сосредоточилось значительное число выходцев из аулов. Бывшие аульчане пополняют ряды городской бедноты. Казахская городская беднота - казахские пауперы размещаются в трущобах, селятся в заброшенных общежитиях, занимаются неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом, а зачастую и вовсе не имеют никакой работы. Они постоянно подвергаются притеснениям со стороны имущих городских слоев и чиновничества. Бюрократический гнет и нищенское существование порождают у казахских пауперов чувство отчаяния, гнева.

Казахские городские бедняки представляют наиболее обездоленное сословие. Им, по словам классиков марксизма-ленинизма, “нечего терять, кроме своих цепей”. В силу этого обстоятельства казахские пауперы превращаются в самый революционный класс.

Трудно представить, что бизнес-элита может встать в авангарде революционного движения. Местная бизнес-элита отчуждена от проблем неимущих людей. Крупные и средние бизнесмены становятся приверженцами универсалистской западной традиции, которую Сэмюэл Хантингтон называет “давосской культурой”. Носители давосской культуры, относящиеся к высшим слоям нашего общества, не могут и не желают воспринимать тяготы простого народа. Этот разрыв с народом превращает нашу элиту в то, что Александр Панарин называл “внутренней эмиграцией”. Казахстанские внутренние эмигранты не поведут за собой народ на баррикады. Поэтому их участие в революции маловероятно.

Казахстанский средний класс, в составе которого находится множество мелких предпринимателей, также не может активно участвовать в революционной волне. Еще Карл Маркс отмечал, что мелкий предприниматель имеет “двойственную природу”. Он, с одной стороны, подвергается угнетению и поэтому может сочувствовать протестующим массам. С другой стороны, мелкий буржуа является собственником, который боится потерять свое имущество. Такая двойственная позиция мелких бизнесменов ограничивает их вовлечение в революционный процесс.

Квалифицированные наемные рабочие, так называемая "рабочая аристократия", также будет самоотстраняться от активных форм протеста. Им есть что терять. Достаточно хорошие материальные условия сделают рабочую аристократию безразличной к движению обездоленных и угнетенных социальных групп.

Русскоязычные неимущие группы в массе своей не соотносят себя с казахской государственностью. Поэтому они станут безучастными к борьбе казахской бедноты.

Индифферентное отношение русскоязычных малоимущих групп, мелких предпринимателей, а также бизнес-элиты станет причиной того, что только казахская городская беднота будет ударной силой революции. Доказательством такого утверждения может служить пример бишкекских событий, где выходцы из аилов стали главными могильщиками акаевского режима.

Нужно отметить, что казахский народ имеет развитую традицию общественного протеста. Патриарх местной оппозиции Акежан Кажегельдин отмечал, что казахи способны на активное сопротивление “сильным мира сего”. Подтверждением его слов может быть национально-освободительное восстание, начавшееся в декабре 1986 года. В этом восстании выходцы из аулов открыто выступили против властей.

В настоящее время могут повториться события декабря 1986 года. Поводом для акции протеста, вполне вероятно станут недальновидные действия мелких городских чиновников, например: увеличение налога на рыночную торговлю, закрытие мелких коммерческих точек-ларьков, выселение из общежитий. Подобные шаги акиматовских клерков станут последней каплей, которая переполнит чашу терпения казахской городской бедноты.

Казахские пауперы станут активно протестовать. У нас могут повториться ошские и джалал-абадские события. Возможен захват административных зданий, что повлечет за собой паралич власти.

Говоря о казахской бедноте, нужно помнить, что у них нет четкой политической программы. Политические взгляды наших пауперов весьма расплывчаты. Поэтому в условиях безвластия они окажутся не в состоянии самостоятельно руководить государством. Следовательно, им понадобится помощь опытных политических деятелей. Такие деятели в избытке пребывают в лагере оппозиции. Обладая опытом государственного управления, лидеры оппозиции, по всей вероятности, возглавят протестную волну. Вовлечение казахстанской оппозиции в борьбу пауперов будет иметь значительные последствия. Первоначальное стихийное выступление городской бедноты на завершающем этапе перерастет в демократическую революцию.

Нежелательные последствия

Казахстан - это многонациональное государство. В нашей стране проживают более 100 наций и народностей. Поэтому сохранение межэтнического согласия является приоритетом внутренней политики.

Любые социальные потрясения и, прежде всего, революция негативно скажутся на межнациональных отношениях. Волнения недовольной казахской бедноты, вполне возможно, приведут к обострению отношений с другими народами, что крайне нежелательно.

Возможность межэтнического конфликта - это не единственная опасность. Существует вероятность того, что события выйдут за цивилизованные рамки. Такая возможность будет связываться в основном с менталитетом казахской нации.

Представители казахского народа являются носителями азиатской, восточной культуры. Эта культура характеризуется законопослушанием и терпимостью. Казахи, как и другие восточные люди, могут долго хранить терпение и воздерживаться от различных форм протеста. Однако их терпение не бесконечно. Под влиянием определенных факторов терпение казахов может кончиться. Накопленное за долгое время недовольство прорвется наружу. Начнется яростный и жестокий бунт. Представители нашей нации, подобно другим восточным народам, проявят крайние формы лютости и разрушительности. Примером восточной “пугачевщины” могут служить события в ночи 24 марта 2005г. в Бишкеке, когда носители азиатской ментальности - выходцы из аилов выплеснули свой гнев.

Кстати сказать, пугачевщина, которая, по словам Пушкина была “бессмысленной и беспощадной”, была в значительной степени обусловлена восточным менталитетом. В восстании Емельяна Пугачева принимали участие многочисленные представители восточных народов, в том числе и казахи. Присутствие восточных людей в пугачевщине предопределило брутальный характер этого движения.

Восточный менталитет или, иначе говоря, азиатщина, неизбежно проявит себя во время казахской революции. Выступления казахской бедноты обязательно приобретут формы отнюдь не цивилизованные. Азиатская, восточная стихия будет крушить и уничтожать все вокруг себя. Последствия этого будут ужасными.

Разгул азиатской стихии и вероятность межэтнических столкновений станет результатом казахской революции. Поэтому революция в нашей стране весьма нежелательна. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить казахского бунта.

Контрмеры

Революцию в Казахстане нельзя предотвратить репрессивными методами. Полицейские карательные акции не помогут здесь. Гонения на оппозицию, притеснения независимых СМИ, запреты на политическую деятельность приведут к обратному эффекту.

Совершенно недопустима также ставка на реакционные силы общества. В частности, нельзя позволить безответственным горлопанам из партии АИСТ нагнетать социальную напряженность. Их холопское рвение, направленное на защиту хозяйского добра, может привести к печальным результатам. Представители АИСТа, призывая к вооруженному подавлению народного недовольства, получат эффект бумеранга. Деятельность этих провокаторов ведет к остервенению общества. Последствия такого остервенения и озверения будут весьма печальны для всех.

Для того чтобы не допустить революции, необходима мудрость и сдержанность. Данные качества должны проявлять как власть, так и оппозиция. Казахстанским властям необходимо строить свои отношения с оппозицией не на основе конфронтации, а на основе консенсуса. Только с помощью общественного согласия можно добиться положительных итогов.

Консенсус власти и оппозиции предполагает полноформатный диалог. В рамках этого диалога представители власти и лидеры оппозиции могут прийти к соглашению, которое удовлетворит обе стороны, что в свою очередь уменьшит напряженность в обществе. Проявление добрых намерений, доброй воли с двух сторон должно быть обязательно. Без доброй воли невозможен плодотворный диалог.

Проявлением доброй воли со стороны господствующего класса может стать политическая амнистия. В ходе амнистии необходимо освободить Галымжана Жакиянова, снять судимости с Акежана Кажегельдина и Мухтара Аблязова, а также прекратить судебное преследование Заманбека Нуркадилова.

В ответ на добронамеренность власти оппозиция должна смягчить свои требования и прекратить личностные нападки на представителей власти. Язык угроз и ультиматумов в такой обстановке будет неприемлем. Взаимные уступки и поиски компромиссов положительно скажутся на ситуации в стране и в определенной степени уменьшат вероятность революции.

Предотвращение казахской революции требует также нормализации отношений с потенциальными протестными группами. К таким группам относятся прежде всего казахская аульная и городская беднота.

Властям необходимо в кратчайшие сроки осуществить специальную государственную программу, направленную на улучшение жизни малоимущих казахскоязычных групп. Такая программа могла бы использовать опыт США. В Америке на протяжении длительного времени реализовывается программа позитивных действий. Эта программа нацелена на поддержку этнических групп, находящихся в тяжелых социально-экономических условиях. В рамках американской программы позитивных действий представителям дискриминируемых этнических сообществ предоставляются определенные квоты в учебных заведениях, на предприятиях, а также в органах управления. Введение этих квот позволило снизить социальную напряженность и уменьшить вероятность общественного протеста в Америке.

Казахстанским властям нужно брать пример с США. Наш правящий класс должен внедрять собственную программу позитивных действий. В рамках такой программы представителям малоимущих казахскоязычных групп необходимо предоставить пятидесятипроцентную квоту в вузах, на предприятиях и в государственных органах. Практика введения квот позволит приостановить рост недовольства среди беднейших слоев казахской нации.

Помимо введения квот для казахской бедноты, также потребуются шаги по обеспечению единства нашей нации. Сплочение нации исключит возможность конфликта между богатыми и бедными казахами, что в свою очередь устранит предпосылки революции.

Объединение нашей нации требует созыва всеказахского собрания-КУРУЛТАЯ. Всеказахский курултай должен стать высшим, постоянно действующим представительным органом нашей нации.

Всеказахский курултай должен ставить перед собой 5 главных задач:


Укрепление казахской государственности - укрепление независимости Казахстана;


Сохранение стабильности в казахском обществе - предотвращение акций протеста со стороны малоимущих групп;


Объединение казахской нации - преодоление внутриказахских противоречий;


Улучшение социально-экономических условий малоимущих казахов - поддержка программы позитивных действий;


Создание национальной идеологии- организация исследовательских работ.

Выполнение этих пяти целей придаст всеказахскому курултаю общенациональную значимость.

Всеказахский курултай в качестве высшего представительного института нашей нации должен иметь соответствующую структуру. Общенациональное собрание необходимо сделать двухпалатным. Первая палата будет формироваться за счет геронтократии - старейшин всех трех жузов и всех крупных родов, а также за счет нобилитета - представителей торе и кожа. Вторая палата будет формироваться за счет наиболее видных представителей казахского патриотического движения. Лидеры казахских патриотических сил вместе с геронтократами станут ядром нашей нации и превратятся в подлинную, а не мнимую казахскую элиту.

Создание двухпалатного всеказахского курултая станет главным фактором сдерживания народного недовольства. Именно всеказахский курултай сыграет ведущую роль в предотвращении революции и в сохранении мира и спокойствия в нашей стране.

Послесловие

Сейчас принято давать революциям различные наименования. В постсоветских странах революциям присваивались имена растений. Например, на Украине - "каштановая революция", в Грузии – "революция роз".

Киргизские волнения значительно отличались от революций в европейской части СНГ. Творцами киргизского бунта были выходцы из аилов, которые, по сообщениям СМИ, употребляли наркотики. Поэтому киргизские волнения можно назвать “конопляной революцией”.

Наркотический фактор значим не только в Киргизии, но и в Казахстане, а также в других центрально-азиатских странах. Следовательно, киргизскую, казахскую ли и вообще центрально-азиатскую революции нужно называть “конопляными”.

Акции протеста в нашем регионе приведут к очень трагическим итогам. Исходя из этого, необходимо остановить волну “конопляных революций”.

Ахмет Нурзабулатов