От Игорь Рябов
К Тихон
Дата 02.06.2005 16:23:48
Рубрики WWI;

О молитвенном творчестве свт. Феофана

Христос Воскресе!
Не имею под рукой данной книги, потому отвечу не уверенно.
Святитель Феофан настолько необычен для всего православного, да и мирового христианства, что до сих пор можно встретить разноречивые мнения по поводу его духовно-писательских трудов. Ошибкой многих является попытка отделить его образ жизни от его духовного творчества, а затем и сами труды на потребное (для вчера и для сегодня) и не очень. В этом году отмечали 190 лет со дня рождения, а на год раньше 110 лет со дня преставления Вышенского Затворника, но именно в последние годы появляются "акцентированные" критические выступления некоторых ученых, совершенно не учитывающих ни время, ни место, ни возможности одного человека сделавшего столько, сколько не могут и не делают современные ученые сообщества, вооруженные современной техникой. В чем только не упрекают святителя и в не правильности перевода и в нарочитом опущение так «необходимых глав» и в вольном обращении с тем или иным источником. Но и это не всё. С другой стороны это безудержная эксплуатация трудов святителя, только ради получения сиюминутной прибыли и почти ничего не вкладывающих в возрождение самой пустыни, а главное в исследование и научно-богословское издание его трудов. Сам святитель завещал печатание своих трудов подворью Свято-Афонско-Пантелеймонова монастыря. Недавняя робкая попытка восстановить волю святого не увенчалась успехом. И печатают все и вся, но никакой научной и мемориальной работы почти не ведется, т.е. пишутся работы и диссертации, но единого центра так до сих пор и нет. Место ему конечно на Выше, где сохранился дом - место затвора и почти вся архитектоника пустыни. Была епархиальная попытка организовать Феофановские чтения в этом году, но, к сожалению, нас и здесь постигла неудача. Всё это приводит только к плачевным результатам. Потому и возникают вопросы, а своевременных ответов на них нет. Александр Васильевич совершенно точно сказал о первостепенной богослужебной практике Псалтыри Давидовой, по своему пророческому и поэтическому дару, вселенской и бытовой наполненности не имеющей себе равных из созданных людьми произведений. Труды прп. Отца нашего Ефрема Сирина очень близки к этому совершенному труду. И свт. Феофан видя это своим зорким духовных оком облегчил, сделал нам более доступным не только понимание этих гимнов, но и в доступно-привычной для нас форме объединил по примеру и в духовной связи с псалмами царя Давида. Потому если вам так необходимо, по привычке или по необходимости, следовать границам «кафизм» и «слав» положите, так как указано в «классической» Псалтыре, - ведь кашу маслом не испортишь. Буду на Выше обязательно поинтересуюсь данным вопросом, потому свидетель многочисленного келейного обихода «Псалтыри прп. Ефрема».
Востину Воскресе, Христос, истинный Бог наш!
P.S. А кавычить или ссылаться просто необходимо, а то получается конфуз какой-то.