От Александр Д
К Владимир (13)
Дата 23.06.2005 19:15:13
Рубрики КШУ; Фортификация; Стрелковое оружие;

Re: Новое интервью...

Просматривая это интервью я случайно обнаружил давно интересующий меня вопрос. Вот дословно, что по этому поводу пишет протоиерей Чаплин:

« - Что имеется в виду, когда на богослужении православные христиане обращаются к Богу с молитвой "о воссоединении Святых Божиих Церквей"?

- Я не специалист по этой богословской проблеме, о которой писал святитель Филарет. Перед нами всегда стоял, и будет стоять вопрос о том, какие не православные сообщества можно называть Церквами. По традиции, мы называем так Католическую Церковь, Древние Восточные Церкви, и лишь с большой долей условности мы можем именовать церквами большинство протестантских сообществ, в которых, как правило, нет апостольского преемства, традиционного христианского учения о Таинствах, часто нет богослужения в привычном для нас смысле. Конечно, в дипломатической практике общения с этими организациями мы употребляем их самоназвание, однако Церковь в строгом смысле слова представляет из себя все же нечто другое. Кстати, этот вопрос сегодня детально осмысляет католическое богословие, в частности - известный документ "Dominus Jesus", под которым я бы на 90 процентов подписался.

Для нас христианское единство возможно только на основе веры и устройства Древней неразделенной Церкви, которые содержатся неповрежденными в Православии. Кто знает, может быть, те или иные группы или сообщества западных христиан будут возвращаться к этой вере, особенно сейчас - в момент острейшей духовной жажды в Европе. Но если говорить о таких церквах, как Англиканская или Лютеранская, то надежды на скорое воссоединение, которое было вполне реальным в начале и в середине ХХ века, сейчас становятся все более далекими от действительности. Эти надежды были связаны именно с перспективами возвращения этих церквей к вере Древней неразделенной Церкви; сегодня же мы наблюдаем противоположную тенденцию. Такие вещи, как женское священство, венчание гомосексуалистов, полный пересмотр христианского учения в угоду общественному мнению, богословская индифферентность, доходящая до оправдания неверия и антихристианских взглядов, - все это свидетельствует о том, что либеральная часть западного христианства все больше и больше уходит от основ христианской веры, а значит - и от возможности воссоединения с Православной Церковью.»

Если понимать эти рассуждения как ответ на поставленный вопрос, то получается, что молимся мы (протоиерей Чаплин и иже с ними, хотя это выглядит как заявление от лица всей РПЦ) имея в виду по традиции (интересно какой?) так Католическую Церковь, Древние Восточные Церкви, и лишь с большой долей условности (но все таки имеем и их в виду!!!) и большинство протестантских сообществ.

Эту тему я как-то поднимал на Русской Беседе, самое «мягкое» что мне ответили это то, что:
«Под "церквами" подразумеваются Поместные Церкви. Отпавшие же от Церкви еретики (туда входят и католики, равно как и отпавшие уже от них протестанты, и другие еретики - монофизиты, к примеру, и пр.) не являются "церквами".»

Хотя далее протоиерей Чаплин и заявляет, что «христианское единство возможно только на основе веры и устройства Древней неразделенной(Церковь не разделялась) Церкви, которые содержатся неповрежденными в Православии.», тем не менее сборище еретиков папистов, еретиков монофизитов и прочих «протестантских сообществ» называет не мене как Святые Божии Церкви.
А протоиерей Чаплин является Членом центральных комитетов Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей, комиссии ВСЦ по международным делам, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.
Если следовать намеченному курсу то вполне вероятно, что такую трактовку этой ектеньи могут вскоре (на очередном архиерейском соборе, например) принять как официальную и закрепить в каких-нибудь итоговых документах.
Подготавливая почву для соединения...
Иначе с чего бы это Александрине Вигилянской понадобилось задавать этот вопрос протоиерею Чаплину «не специалисту по этой богословской проблеме»?
р. Б.Александр