От Анна П.
К All
Дата 31.07.2005 02:47:08
Рубрики Холмово;

Процедура идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данн


1



Институт архитектуры электронного государства

ПРОЕКТ СТАНДАРТА

Процедура идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных
2. ПРЕДИСЛОВИЕ

2.1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Закрытым акционерным обществом Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ

2.2. РАЗРАБОТЧИКИ: Ц.В. Церенов, Е.В. Бойченко, директор по НИОКР ЗАО ИВЦ ИНСОФТ; А.В. Михеев, начальник отдела ЗАО ИВЦ ИНСОФТ; Н.П. Одинцова, главный специалист ЗАО ИВЦ ИНСОФТ.
2.3. НОМЕР:
2.4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
2.5. ВЕРСИЯ СТАНДАРТА: 1.0.
2.6. ОБЪЕКТЫ ПАТЕНТНОГО ИЛИ АВТОРСКОГО ПРАВА:
Свидетельство №2003611993 об официальной регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированный интегрированный банк данных «Население» (АИБД «Население»)», Москва, 2 сентября 2003 г.
Свидетельство №2003611994 об официальной регистрации программы для ЭВМ «Многоуровневая автоматизированная интегрированная система ЗАГС (МАИС ЗАГС, версия Microsoft)», Москва, 2 сентября 2003 г.
Свидетельство №2003611996 об официальной регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированная информационная система паспортно-визовой службы (АИС ПВС)», Москва, 2 сентября 2003 г.
Свидетельство №2003611999 об официальной регистрации программы для ЭВМ «Многоуровневая автоматизированная интегрированная система ЗАГС (МАИС ЗАГС, версия Oracle)», Москва, 2 сентября 2003 г.


3. СОДЕРЖАНИЕ


4. ВВЕДЕНИЕ 4
5. НАИМЕНОВАНИЕ 5
6. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 5
7. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 5
8. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5
9. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 8
10. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
11. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..…19
12.БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………..22


4. ВВЕДЕНИЕ.

4.1. Обоснование причины разработки стандарта.
Важным условием обеспечения социально-экономического развития и национальной безопасности страны является наличие в органах государственной власти и органах местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации о населении страны:
гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории страны;
иностранных гражданах или лицах без гражданства, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации.
Персональные данные о населении необходимы органам государственной власти и местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, сбора налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения основных прав и защиты свобод граждан.
В настоящее время учет населения страны осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях уполномоченными органами и организациями в рамках решения возложенных на них задач. Сбор ими персональной информации осуществляется на основе регистрации и постановки на учет населения в предусмотренном законодательством порядке [1].
Разработка настоящего стандарта обусловлена необходимостью однозначной идентификации физических лиц – субъектов учета автоматизированных систем, осуществляющих персональный учет населения в Российской Федерации, при отсутствии у них присвоенного идентификатора персональных данных в случаях информационного взаимодействия между автоматизированными системами или при осуществлении технологического процесса присвоения ИПД. [2].


4.2. Описание области действия стандарта.

Настоящий стандарт устанавливает правила идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных в системе персонального учета населения при информационном взаимодействии баз данных, функционирующих в составе АИС различных органов власти, и содержащих персональные данные физических лиц.


5. НАИМЕНОВАНИЕ
5.1 Процедура идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных. (Procedure of personal identification without of Personal data identifier).
Перечень атрибутов, используемых для идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных (Enumeration of attributes four procedure of personal identification without of Personal data identifier).
Алгоритмы идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных (of personal identification without of Identification of personal dates).


6. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Областью применения настоящего стандарта является система персонального учета населения Российской Федерации, технологически интегрирующая автоматизированные системы уполномоченных органов и организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональной информации о гражданах и иных лицах, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации в случае отсутствия в составе интегрируемых баз данных идентификатора персональных данных.



7. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 18.11.1997 № 145-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Проект федерального закона «О системе персонального учета населения Российской Федерации».
Проект федерального закона «О персональных данных».
Идентификатор персональных данных. Проект стандарта.
Обмен данными в системе персонального учета населения. Проект стандарта.
Регламент взаимодействия компонент системы персонального учета населения. Проект стандарта.

8. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения:
8.1. Автоматизированная информационная система - совокупность программных средств вместе с базами данных, которыми манипулируют эти программные средства.
8.2. База данных - совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ
8.3. Данные - информация, представленная на электронном носителе в форме, пригодной для обработки вычислительными и программными средствами.
8.4. Система персонального учета населения Российской Федерации – система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными сведениями о гражданах и иных лицах, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации, на основе современных информационных технологий в рамках предоставления ими услуг населению.
8.5. Идентификатор персональных данных - не изменяемый во времени и пространстве код, который обеспечивает возможность однозначного установления соответствия между персональными данными о конкретном физическом лице, размещаемыми в различных автоматизированных системах учета населения.
8.6. Репозиторий СПУН - модуль взаимодействия автоматизированных информационных систем учета населения между собой, включающий:
 государственный регистр населения, содержащий ИПД и соответствующие им первичные идентификационные данные;
 метабазу, размещающую сведения о наличии персональных данных в отдельных автоматизированных системах учета населения на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и интерфейсах их взаимодействия между собой;
 систему исполнения запросов для получения персональных сведений в рамках СПУН в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
8.7. Основные идентификационные данные – сведения о человеке, включающие данные о его фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте рождения, поле.
8.8. Дополнительные идентификационные данные - сведения о человеке, включающие данные об адресе регистрации по месту жительства или месту пребывания, документе, удостоверяющем личность, регистрации рождения, миграционной карте, решения о приеме или восстановлении в гражданстве РФ, виду на жительство.
8.9. Первичная БД - это база данных, информационное наполнение которой используется для присвоения ИПД.
8.10. Похожие символьные данные - символьные данные, различающиеся с точностью до одной из одиночных ошибок:
Замена символа;
Перестановка соседних символов;
Пропуск символа;
Лишний символ.
8.11. Похожие данные типа «дата» - данные типа «дата», символьные представления которых отличаются с точностью до одиночной ошибки, либо в одной из дат указан только год без месяца и дня, либо в двух датах сменены местами по сравнению с другой месяц и день.

9. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АИС - автоматизированная информационная система;
БД - база данных;
ЗАГС - запись актов гражданского состояния;
ФИО – фамилия, имя и отчество;
СПУН - система персонального учета населения;
ИПД - идентификатор персональных данных;
ОКАТО - общероссийский классификатор административно-территориальных образований;
ОКСМ - общероссийский классификатор стран мира;
КЛАДР - классификатор адресов, используемый органами по налогам и сборам РФ;
КЛАСТЕР - классификатор территорий, устанавливающий связи между всеми классификаторами, определяющими распределение территории Российской Федерации.



10. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

10.1. При отсутствии ИПД, присвоенного физическому лицу – субъекту учета в ведомственной БД, идентификация физических лиц, фигурирующих в ведомственных БД и в репозитории СПУН, происходит на основании сравнения основных и дополнительных идентификационных данных.

10.2. Основные идентификационные данные:
Фамилия;
Имя;
Отчество;
Дата рождения;
Место рождения;
Пол.

Данные о месте рождения включают следующую информацию:
Страна;
Город;
Область (край, республика);
Район;
Населенный пункт.

10.3. Дополнительные идентификационные данные человека:
Адрес места регистрации (места жительства человека);
Данные документа, удостоверяющего личность человека.

Данные об адресе места жительства (места регистрации человека) включают следующую информацию:
Страна;
Город;
Область (край, республика);
Район;
Населенный пункт;
Улица;
Дом;
Корпус (строение);
Квартира.

Данные о документах, удостоверяющих личность человека, включают следующую информацию:
Тип документа, удостоверяющего личность;
Номер документа, удостоверяющего личность;
Серия документа, удостоверяющего личность;
Дата выдачи документа, удостоверяющего личность;
Дата окончания срока действия документа (только для документов, имеющих временные ограничения срока действия);
Место выдачи документа, удостоверяющего личность (Учреждение, выдавшее документ).

Данные «Пол», «Адрес места жительства», «Тип документа, удостоверяющего личность» строго классифицируются согласно единым классификаторам СПУН, в состав которых входят общероссийский классификатор информации о населении, классификатор типов документов, удостоверяющих личность, классификаторы систем адресации, перечень которых приведен в Приложении 1 к настоящему стандарту.
Данные «Место рождения» и «Место выдачи документа, удостоверяющего личность» классифицируются по возможности для обеспечения более точной идентификации. Прочие атрибуты не классифицируются и представляют собой символьные строки или даты.
При наличии в репозитории СПУН и ведомственной БД учета населения только основных идентификационных данных осуществляется предположительная идентификация физического лица.
Однозначная идентификация осуществляется первичными БД учета населения на основании полного набора основных и дополнительных идентификационных данных. Список первичных БД, которым передается запрос на однозначную идентификацию, формируется репозиторием на основании предположительной идентификации репозиторием по похожести основных идентификационных данных (алгоритмы процедуры идентификации и правила похожести описаны в Приложении 2).
Однозначная идентификация считается установленной в одном из следующих случаев:
Равенство фамилии, имени, отчества, даты рождения и пола и равенство адреса места жительства с учетом предыдущего или последующего места жительства (допускается не строгое равенство, а похожесть ФИО и даты рождения при строгом равенстве адреса места жительства и наоборот);
Равенство фамилии, имени, отчества, даты рождения и пола и равенство реквизитов документа, удостоверяющего личность (допускается не строгое равенство, а похожесть ФИО и даты рождения при строгом равенстве реквизитов документа, удостоверяющего личность и наоборот).

11. Приложение 1
Методы описания адресов мест рождения, жительства, прибытия и убытия в автоматизированных системах, содержащих данные о населении

Общероссийские классификаторы:
Общероссийский классификатор административно-территориальных образований (ОКАТО);
Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ)
Классификатор Федеральных округов РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц субъектов РФ (эталон)
Классификатор административно-территориальных единиц субъектов РФ.

Региональные классификаторы:
Административно территориального деления субъекта РФ, включая справочники улиц населенных пунктов, а также домов, корпусов, строений.

Ведомственные классификаторы:
Классификатор адресов (КЛАДР), используемый в АИС налоговых органов.
Классификатор территорий (КЛАСТЕР), устанавливающий связи между всеми классификаторами, определяющими распределение территории Российской Федерации;
Классификатор адресов проживания избирателей, используемый в государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы»;
Классификатор улиц.

Отдельные автоматизированные системы по учету населения, кроме того, используют справочники, классификаторы, словари систем адресации, перечень которых регламентируется частными техническими заданиями на системы.
При взаимодействии систем адресации, используемых в различных АИС, возникают проблемные ситуации, связанные с несоответствием перечня классифицируемых реквизитов различных систем адресации, а также правил их формирования и классификации, с отсутствием единых организационно-технологических решений, обеспечивающих взаимодействие различных систем адресации.




Приложение 2
Описание единых технологий идентификации личности.
Алгоритмы идентификации личности.
В процессе идентификации личности при отсутствии ИПД, а также в процессе присвоения ИПД производится решение следующих задач:
1. Сравнение данных двух людей и определение, насколько похоже они описывают гражданина.
2. Построение списка граждан со значениями данных, наиболее близкими к заданным.
Сравнение данных двух людей и определение, насколько похоже они описывают гражданина.
Для идентификации человека используются следующие наборы данных:
фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения;
адрес места проживания;
место прибытия и место убытия (при наличии этих данных в БД, содержащей персональные данные);
тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность;
место рождения.
С вероятность 100% можно утверждать, что полная совокупность данных атрибутов позволяет однозначно идентифицировать человека. Однако, в силу того, что данные могут быть не полными, описываемые алгоритмы допускают возможность идентификации по неполному набору данных.
Кроме неполноты набора данных процесс идентификации усложняется изменяемостью данных и ошибками в написании их значений. Для устранения влияния ошибок написания на результаты идентификации разработана методика определения похожести слов.
При определении похожести слов постулируется, что слова похожи, если одно из них может быть получено из другого в результате одиночной ошибки. Рассматриваются 4 типа одиночных ошибок: замена буквы (длина слова остается той же), перестановка соседних букв (длина слова остается той же), пропуск буквы (длина слова уменьшается на 1) и лишняя буква (длина слова увеличивается на 1). Разработана функция, принимающая в качестве параметров 2 строки (слова), и возвращающая 1, если они похожи, и 0 – если непохожи. При использовании функции сравнения строк для сравнения имен собственных в качестве параметров функции сравнения передаются только русские буквы, составляющие имена, и отбрасываются пробелы, знаки препинания и т.д. – это уменьшает влияние неточностей ввода на результат обработки.
На базе функции сравнения строк реализована методика обнаружения ошибок ввода фамилий, имен и отчеств, географических названий и т.д. с использованием соответствующих классификаторов, предлагающая наиболее близкие внесенным в классификатор варианты. Суть методики в следующем: на соответствующем классификаторе (далее «классификатор имен») строится 3 индекса – ключ первого состоит из первых двух третей имени, второго – из двух последних третей имени, третьего – из первой и последней трети имени. Любая одиночная ошибка, внесенная в слово, не мешает найти его хотя бы по одному из указанных индексов, в какой бы части слова эта ошибка не находилась. Таким образом, объединением множеств найденных по всем трем индексам имен получается множество имен-кандидатов, существенно меньшее по сравнению с множеством всех строк классификатора. Похожие имена выбираются из множества имен-кандидатов с помощью функции сравнения строк.
Функция сравнения двух наборов атрибутов граждан принимает в качестве параметров фамилию, имя, отчество, дату рождения, идентификатор адреса места жительства, идентификатор адреса места прибытия, идентификатор адреса места убытия, идентификатор адреса места рождения, идентификатор типа документа, удостоверяющего личность, его серию и номер – для каждого из двух наборов атрибутов; а также параметр, задающий режим работы функции. Через последний параметр функция передает вызывающей программе информацию о нецелостности информации, содержащейся в переданных для сравнения наборах.
К сравнению принимаются только те наборы данных, в которых заполнены атрибуты фамилия, имя, дата (или год) рождения, адрес постоянного (временного) места проживания – то есть все наборы, содержащие достаточно данных для поиска физического лица в БД.
Производится сравнение по 4 группам данных:
Тип, серия и номер документа, удостоверяющего личность.
Фамилия, имя, отчество, дата рождения.
Место жительства.
Место рождения.
По каждой группе атрибутов считается коэффициент совпадения (в процентном выражении).
Для группы реквизитов документа он равен 100% при полном совпадении всех атрибутов, 90% при наличии одиночной ошибки в написании серии или номера документа при совпадении типа, и 80 % при наличии одиночной ошибки в написании серии и номера документа одновременно при совпадении типа.
Коэффициент совпадения по группе ФИО+дата рождения вычисляется следующим образом: полное (в случае даты рождения имеется в виду полностью записанная дата) совпадение каждого атрибута группы увеличивает коэффициент на 25%, похожесть с учетом одиночной ошибки (в случае даты рождения имеется в виду совпадение не полностью записанных дат или перестановка описаний числа и месяца) группы увеличивает коэффициент на 25%.
Коэффициент совпадения места жительства принимается равным 100% в случае совпадения идентификаторов адреса места жительства, и 80% в случае перекрестного равенства идентификаторов адреса места прибытия и места убытия у двух сравниваемых наборов атрибутов.
При вычислении коэффициента совпадения адреса места рождения производится не только прямое сравнение идентификаторов адреса места рождения, но и определение частоты встречаемости описания адреса места рождения наиболее удаленным от ствола совместным узлом дерева описания адресной иерархии. Для этого служат функция вычисления наиболее удаленного от ствола совместного узла дерева описания адресной иерархии двух идентификаторов адреса и функция определения частоты встречаемости описания адреса места рождения.
Функция вычисления наиболее удаленного от ствола совместного узла дерева описания адресной иерархии двух идентификаторов адреса принимает 3 параметра – два идентификатора адреса и дату, в разрезе которой ищется совместный узел. Возможно указание даты с точностью до года. Функция возвращает идентификатор наиболее удаленного от ствола совместного узла дерева описания адресной иерархии, или NULL в случае отсутствия такого на заданную дату.
Функция определения частоты встречаемости описания адреса места рождения принимает 3 параметра – два идентификатора адреса и дату рождения. С помощью функции вычисления наиболее удаленного от ствола совместного узла дерева описания адресной иерархии, которой передаются все входные параметры, вычисляется совместный узел. Далее находится его частота встречаемости как процент записей в таблице уровней описания мест рождения, имеющих тот же идентификатор адреса, по отношению к общему объему записей в таблице уровней описания мест рождения. Для ускорения работы функции эта операция производится с помощью денормализационной таблицы, заполняемой триггером на таблице уровней описания мест рождения. Функция возвращает частоту встречаемости совместного узла двух описаний адреса места рождения. Естественно, что надежность работы функции сравнения двух наборов атрибутов граждан в части использования статистической информации о месте рождения повышается при увеличении объема данных.
Итак, правила вычисления коэффициента совпадения адреса места рождения следующие: если частота встречаемости совместного узла адреса превышает 10%, то коэффициент совпадения адреса места рождения принимается равным 0. Если частота встречаемости совместного узла адреса лежит в пределах от 1 до 10%, то коэффициент совпадения адреса места рождения принимается равным 10% при совпадении идентификаторов адресов и 0 при их различии. Если частота встречаемости совместного узла адреса лежит в пределах от 0.1 до 1%, то коэффициент совпадения адреса места рождения принимается равным 60% при совпадении идентификаторов адресов и 30% при их различии. Если частота встречаемости совместного узла адреса лежит в пределах от 0.01 до 0.1%, то коэффициент совпадения адреса места рождения принимается равным 80% при совпадении идентификаторов адресов и 50% при их различии. Если частота встречаемости совместного узла адреса меньше 0.01%, то коэффициент совпадения адреса места рождения принимается равным 100% при совпадении идентификаторов адресов и 70% при их различии.
Работа функции сравнения двух наборов атрибутов граждан возможна в 2 режимах. 1-й режим - вычисление коэффициента похожести двух наборов атрибутов граждан по стандартной методике при пустом значении параметра, задающего режим работы функции. Данный режим используется при операциях, связанных с пополнением и актуализацией базы данных. 2-й режим - вычисление коэффициента похожести двух наборов атрибутов граждан по произвольной комбинации 4 групп атрибутов, (задаваемой значением параметра, задающего режим работы функции). Данный режим используется при операциях поиска двойников. В последнем случае функция возвращает коэффициент похожести, полученный на основании осреднения коэффициентов групп, заданных значением параметра, задающего режим работы функции.
При работе по стандартной методике функция сравнения двух наборов атрибутов граждан считает хоть сколько-нибудь похожими только те наборы атрибутов, у которых коэффициент совпадения группы реквизитов документа или группы ФИО равен 100%. Все остальные пары наборов атрибутов имеют коэффициент похожести, равный 0.
Если коэффициент совпадения группы реквизитов документа равен 100% и коэффициент совпадения группы ФИО равен 100%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 100%, без анализа описания места рождения и места жительства.
Если коэффициент совпадения группы реквизитов документа равен 100% и коэффициент совпадения группы ФИО больше или равен 90%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 95%, без анализа описания места рождения и места жительства, и устанавливает уровень ошибки идентификации, равный 10 (незначительные ошибки в написании ФИО одного из наборов атрибутов при совпадении реквизитов документов).
Если коэффициент совпадения группы реквизитов документа равен 100% и коэффициент совпадения группы ФИО меньше 90%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное –1, без анализа описания места рождения и места жительства, и устанавливает уровень ошибки идентификации, равный 50 (значительные расхождения в написании ФИО одного из наборов атрибутов при совпадении реквизитов документов – явная ошибка в исходных данных).
Если коэффициент совпадения группы ФИО равен 100% и коэффициент совпадения группы реквизитов документа больше или равен 90%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 95%, без анализа описания места рождения и места жительства, и устанавливает уровень ошибки идентификации, равный 15 (незначительные расхождения в написании реквизитов при совпадении – ФИО).
Если коэффициент совпадения группы ФИО равен 100%, хотя бы в одном наборе атрибутов отсутствуют реквизиты документа и коэффициент совпадения адреса места жительства больше или равен 80%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 90% плюс одна десятая коэффициента совпадения адреса места рождения. При этом устанавливается уровень ошибки идентификации, равный 5 (отсутствие реквизитов документа, удостоверяющего личность).
Если коэффициент совпадения группы ФИО равен 100%, хотя бы в одном наборе атрибутов отсутствуют реквизиты документа и коэффициент совпадения адреса места жительства меньше 80%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 60% плюс одна десятая коэффициента совпадения адреса места рождения. При этом устанавливается уровень ошибки идентификации, равный 5 (отсутствие реквизитов документа, удостоверяющего личность).
Если коэффициент совпадения группы ФИО равен 100%, в обоих наборах атрибутов присутствуют реквизиты документа и они не совпадают, коэффициент совпадения адреса места жительства больше или равен 80%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 85% плюс одна десятая коэффициента совпадения адреса места рождения.
Если коэффициент совпадения группы ФИО равен 100%, в обоих наборах атрибутов присутствуют реквизиты документа, и они не совпадают, а коэффициент совпадения адреса места жительства меньше 80%, то функция возвращает значение коэффициента похожести двух наборов атрибутов, равное 50% плюс одна десятая коэффициента совпадения адреса места рождения.
Значение, возвращаемое функцией сравнения двух наборов атрибутов граждан при работе по стандартной методике, в случае актуализации БД следует трактовать следующим образом: коэффициент, больший или равный 85%, говорит об идентичности наборов атрибутов. Меньшие значения коэффициента не позволяют с уверенностью судить об идентичности. Уровень ошибки идентификации, больший 5, говорит о необходимости коррекции исходных данных.

Построение списка граждан со значениями атрибутов, наиболее близкими к заданным.
Задача построения списка граждан со значениями атрибутов, наиболее близкими к заданным, решается в процессе идентификации персональных данных физических лиц, субъектов учета различных БД, при отсутствии в составе этих данных, присвоенного ИПД. Принцип построения списка: вначале формируется множество записей-кандидатов, далее формируется окончательный список с достаточным значением коэффициента похожести, полученного передачей в качестве параметров описанной в предыдущем разделе функции наборов атрибутов сравниваемой записи и каждой записи из множества записей-кандидатов. Записи в списке сортируются в порядке убывания коэффициента похожести.
Так как функция сравнения двух наборов атрибутов граждан возвращает больший нуля коэффициент либо при совпадении ФИО и даты рождения, либо при совпадении реквизитов документов, удостоверяющих личность, то формирование множества записей-кандидатов происходит либо на основании индекса, имеющего в качестве ключа ФИО, либо на основании индекса, имеющего в качестве ключа реквизиты документа, либо путем объединения вышеуказанных множеств (в зависимости от выбранного режима работы функции сравнения двух наборов атрибутов граждан).



12. Библиография
1. Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации. Москва, 2004 г.
2. Л.Ф. Марин, Е.В. Бойченко. Технология создания автоматизированных систем о населении. Москва, 2003 г.
3. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Принят Государственной Думой 22 октября 1997 года.
4. Идентификатор персональных данных. Проект стандарта.
5. Обмен данными в системе персонального учета населения. Проект стандарта.
6. Регламент взаимодействия компонент системы персонального учета населения. Проект стандарта.

2

Святейшему Патриарху Всея Руси
Алексию II
119 034, Москва, Чистый пер.,5

Председателю Богословской комиссии
Московского Патриархата
Владыке Филарету
115 191, Москва, Даниловский вал, 22
Свято-Данилов монастырь


Президенту РФ
Путину В.В.
Старая площадь, 4. Москва, 103132

Председателю Правительства РФ
М.Фрадкову
103 274, Москва, Краснопресненская
наб., д.2
От _______________________________________________________________________ ,

адрес места жительства_______________________________________________________


Начиная с 2000 года руководство Русской Православной Церкви , православные христиане - члены Русской Православной Церкви, постоянно обращаются к органам государственной власти в России с просьбами о создании альтернативной системы учета граждан без применения идентификационных номеров.
Так в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви "УВАЖАТЬ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ. ХРАНИТЬ ХРИСТИАНСКОЕ ТРЕЗВОМЫСЛИЕ" сказано еще в 2000 году: «Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести - принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация.
Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг.
Церковь не может не возвысить свой голос в защиту человеческой свободы. Ведь для духовного единства общества крайне важно, чтобы верующие не ощущали себя гражданами второго сорта, вновь видя в государстве гонителя и оскорбителя веры. Да, православный христианин, которому власти навяжут принятие документов с печально знаменитым числом, не повредит своей душе. Но в то же время ему придется снова, как и во времена гонений, делать мучительное различение между Родиной и государством. Подлинное покаяние за преступления, совершенные в ХХ веке против верующих, совершится тогда, когда государство будет неизменно уважать чувства верующих и не станет вторгаться в человеческую совесть по каким бы то ни было мотивам - политическим, экономическим, идеологическим или полицейским.
С молитвой о России и о других странах, где проживает наша паства, надеемся на то, что государственные власти не останутся равнодушными к боли миллионов христиан.»
В Послании Архиерейского Собора ( проходившего 3-8 октября 2004 года ) Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации В.В.Путину сказано: «Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы.»
Общеизвестным фактом является то , что Системы управления базами данных не нуждаются в идентификационных номерах.
Этот факт подтвержден в проекте стандарта «Процедура идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных». Данный проект стандарта разработан и внесен в рамках пилотной реализации отдельных компонент Системы персонального учета населения Закрытым акционерным обществом Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ, разработчики: Ц.В. Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ , один из инициаторов и авторов федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010гг.)», Е.В. Бойченко, директор по НИОКР ЗАО ИВЦ ИНСОФТ; А.В. Михеев, начальник отдела ЗАО ИВЦ ИНСОФТ; Н.П. Одинцова, главный специалист ЗАО ИВЦ ИНСОФТ
В проекте стандарта говорится: «Разработка настоящего стандарта обусловлена необходимостью однозначной идентификации физических лиц – субъектов учета автоматизированных систем, осуществляющих персональный учет населения в Российской Федерации, при отсутствии у них присвоенного идентификатора персональных данных в случаях информационного взаимодействия между автоматизированными системами…
При отсутствии ИПД, присвоенного физическому лицу – субъекту учета в ведомственной БД, идентификация физических лиц, фигурирующих в ведомственных БД и в репозитории СПУН, происходит на основании сравнения основных и дополнительных идентификационных данных:
Основные идентификационные данные: Фамилия; Имя ; Отчество; Дата рождения ;Место рождения ;Пол. Данные о месте рождения включают следующую информацию :Страна; Город; Область (край, республика); Район; Населенный пункт.
С вероятность 100% можно утверждать, что полная совокупность данных атрибутов позволяет однозначно идентифицировать человека.
На базе функции сравнения строк реализована методика обнаружения ошибок ввода фамилий, имен и отчеств, географических названий и т.д. с использованием соответствующих классификаторов…»


Однако, Правительство РФ несмотря на протесты миллионов граждан России и неоднократные обращения РПЦ к органам государственной власти , 9 июня 2005 года распоряжением № 748-р утвердило Концепцию создания системы персонального учета населения Российской Федерации, которая строится на методике применения идентификационного номера человека.
Утвержденная в данной Концепции методика идентификации человека является неконституционной ,оскорбляющей религиозные чувства человека, человеческое достоинство, а главное, не является технически необходимой.
Нет никаких оснований: ни законных, ни технологических, присваивать людям «неизменные во времени и пространстве» идентификационные коды- средства автоматического сбора , обработки и передачи данных, которые по Концепции должны стать паролем , допускающим человека к участию в экономической и общественной жизни. Данные номера подлежат нанесению на тело человека или внесению в радиочастотную метку - микрочип. (В этом и заключается основа так называемой философии Европейской Ассоциации Нумерации).
Альтернатива имеется, есть все возможности прекратить беззаконие и создать системы администрирования в России без попрания прав и свобод человека, не совершая преступление против человечности , теперь уже здесь в России, которое осуждено военным трибуналом в Нюренберге, а именно – не создавать систему индивидуализации человека по идентификационному коду и биометрическим параметрам.
Требую:
- отмены распоряжения Правительства РФ №748-р от 9 июня 2005 года,
- внесения таких изменений в методику построения баз данных, содержащих персональные данные человека, чтобы человеку не присваивался идентификационный код
- исключить применение биометрической идентификации человека.

Дата

Подпись


3

Документы Минэкономразвития РФ


9 июня 2005 года Правительство РФ распоряжением N748-р одобрило Концепцию создания системы персонального учета населения Российской Федерации, подготовленную Минэкономразвития России

2005-06-17
Источник: МЭРиТ
9 июня 2005 года Правительство РФ распоряжением N748-р одобрило Концепцию создания системы персонального учета населения Российской Федерации, подготовленную Минэкономразвития России.
Система персонального учета населения (СПУН) Российской Федерации - это система взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену в соответствии с утвержденными регламентами (законодательной базой) персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в России.
Концепция СПУН, подготовленная Минэкономразвития России, определяет роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, а также цели, принципы, структуру и основные этапы создания и развития системы персонального учета, источники финансирования. В Концепции содержатся предложения по формированию нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования системы персонального учета и обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных.
Концепцией не предусматривается создание единой базы персональных данных о человеке. Вся персональная информация, собираемая в соответствии с законодательством органами государственной власти (от федерального до муниципального уровня), будет храниться в месте их возникновения и учета, т.е. в уже существующих ведомственных базах данных. В соответствии с Концепцией СПУН, упорядочивается и регламентируется доступ к этим данным как со стороны граждан и хозяйствующих субъектов, так и для государственных автоматизированных систем учета населения.
Взаимодействие различных информационных систем будет производиться на основе утвержденных законодательством технологических и организационных открытых стандартов, что позволит создать единое информационное пространство. Таким образом, данные по конкретному человеку, хранящиеся в системах учета населения, предоставляются уполномоченному на то законом лицу не из общей базы данных, а напрямую из первичной системы учета этих данных. Доступ к данным становится возможным благодаря использованию идентификаторов персональных данных, сформированных на основе шести первичных открытых параметров, содержащихся в документах, удостоверяющих личность: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол. Эти шесть персональных данных и идентификатор персональных данных образуют государственный регистр населения, который будет использоваться ведомствами для организации межведомственных взаимодействий.
Реализация СПУН не предусматривает кардинальных изменений действующих процедур сбора и обработки персональных данных. Система имеет децентрализованный характер и основана на использовании существующих автоматизированных систем учета населения, создание и сопровождение которых обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и уполномоченными государственными организациями самостоятельно.
Все действия всех лиц, имеющих в соответствии с законом доступ к персональным данным, в обязательном порядке будут автоматически фиксироваться, учитываться, а часть их будет даже раскрываться. Использование информационных технологий позволит фиксировать и учитывать все юридически значимые действия служащих, исключить возможность несанкционированного доступа к информации и ее изменения.
Кроме того, никаких новых, не предусмотренных законом данных о человеке в рамках реализации СПУН создаваться не будет.
Минэкономразвития России в 2004 году уже приступило к отработке отдельных положений Концепции СПУН на базе пилотных регионов Российской Федерации (Республика Чувашия, Ленинградская область, г. Магнитогорск Челябинской области). В результате этих проектов разрабатываются типовые решения в области межведомственного сопряжения баз данных, содержащих персональную информацию.
В прошлом году было отработано предлагаемое в Концепции архитектурное решение по построению СПУН: выполнен эскизный проект регионального и федерального репозиториев (банков данных идентификаторов), разработана концепция проекта федерального закона «О персональных данных», составлен план мероприятий по построению СПУН в пилотном регионе, разработано типовое техническое задание на СПУН (дорабатывается в 2005 г. по региональной части), проекты технической документации, разработаны процедуры присвоения идентификатора персональных данных.
В 2005 году предполагается дальнейшая пилотная реализация отдельных компонент СПУН в 10 регионах России. В ходе этих проектов будут разработаны проекты технологических стандартов:
- по обмену данными в системе персонального учета населения,
- по регламентам взаимодействия компонент системы персонального учета населения,
- по процедуре идентификации личности при отсутствии идентификатора персональных данных,
- на модуль интеграции компонента СПУН
- на справочники и классификаторы СПУН.
Также будут разработаны стандарты процедур обращений граждан к СПУН и процедуры межсистемного (межведомственного) взаимодействия СПУН.
Технологическая нейтральность и независимость стандартов и типовых решений от разработчиков программного обеспечения должна позволить реализовать элементы СПУН по территории страны как в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия», так и в рамках деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Обеспечить достоверность и безопасность использования персональных данных в СПУН предполагается за счет:
- обеспечения доступа к персональным данным и работы с ними исключительно на основании существующих и разрабатываемых регламентов, утверждаемых в рамках федеральных нормативных правовых актов;
- определения порядка доступа к персональной информации, объемов и состава представляемой информации пользователям в рамках постановлений Правительства Российской Федерации;
- децентрализации и использования существующих автоматизированных систем учета населения, создание и сопровождение которых обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и уполномоченными государственными организациями самостоятельно;
- учета и протоколирования всех действий, производимых ее пользователями с персональными данными, а также принимаемых на ее основе решений.
По оценкам экспертов, экономический эффект от реализации системы персонального учета населения может составить более 6 млрд. рублей экономии бюджетных средств ежегодно.
Концепция СПУН предусматривает:
- разработку нормативно-правовой базы СПУН (проект федерального закона «О персональных данных» должен быть представлен Минэкономразвития России в III квартале 2005 года);
- разработку и апробирование регламентов предоставления государственных услуг в рамках СПУН;
- разработку и утверждение требований и стандартов по обеспечению информационного взаимодействия государственных автоматизированных систем учета населения по обмену персональными данными в рамках СПУН.
В 2006 году планируется продолжить тиражирование разработанных типовых решений и стандартов на создание отдельных элементов системы персонального учета населения в регионах страны.
По словам заместителя директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церена Церенова, в Концепции системы персонального учета населения не предполагается кардинально менять сложившиеся в стране процедуры работы с данными о гражданах. Но административные межведомственные процессы в государственном учете, в данном случае - в учете населения, должны быть перестроены таким образом, чтобы с одной стороны оптимизировать решение задачи чиновников по реализации функций государства по предоставлению сервисов для граждан, а с другой - обеспечить прозрачность этих процессов, а значит их подконтрольность обществу и защищенность. Ведь одно дело, когда деятельность ведомства проверяется контролирующими органами, и никто никогда не знает, как в действительности обстоят дела, и совсем другое - когда контроль осуществляет общество. Но необходимым условием такого общественного контроля должно стать автоматическое раскрытие несекретной информации государства. Наибольшую степень прозрачности и открытости государства может дать применение информационных технологий по утвержденным законодательством технологическим стандартам в четко регламентированных административных процессах государственного учета.

Категории, в которых опубликован документ Хроника событий
Документы Минэкономразвития РФ
Корпоративное управление
Корпоративное и финансовое законодательство
Реестр всех опубликованных документов
Департамент корпоративного управления

Назад









Copyright © 2004, Министерство Экономического Развития и Торговли РФ, Product of IBS 2004