От Игорь П. (2)
К Администрация (Александр Килим)
Дата 03.08.2005 23:35:59
Рубрики 11-19 век;

Модератору форума Александру Килиму о музыке в богослужении


/// Как видно из приведенных писем свт.Феофана, он пользовался музыкальными инструментами для разучивания гимна "Коль славен наш Господь в Сионе" и других произведений.///

То, что свт. Феофан не использовал фисгармонию сугубо для разучивания песнопений видно хотя бы из следующих строк:

«Механизм игры весь разобрал. Дело стоит за навыком рук… их и школю теперь…»

«…Продать гуделку?!.. Нет уж, теперь надо довесть до конца. Выучусь играть, тогда эту продадим, а купим такую, — чтоб и у Царя такой не было. — Вон куда идет — только учение мое идет тупо. Верно, проучусь лет пять…»

Для того, чтобы проиграть на пианино свою хоровую партию вполне достаточно одного пальца, однако как видим владыка серьезно взялся за обучение игре, при том двумя руками.

«Побольше надо пьес, а то с одною, полагаю, скоро соскучает… Так, пожалуйста, как будете в Москве, закупите все церковные ноты… все духовное... и чужое — католическое. — И из светских — что-нибудь печальное только… от чего заплакать могут ДРУГИЕ (но НЕ Я, разумеется). Равно покупать-то… Вы, верно, знаете, какие хороши. Только бы всё можно было играть на нашем инструменте…»

Очевидно, что владыка намеревался своей игрой воздействовать на душевные чувства, также, и других людей. Да и сами рассудите: неужели сей выдающийся святитель, в прошлом ректор духовной академии (!) не знал церковных песнопений, чтобы преобретать орган для их разучивания?! Может быть настоятель монастыря, в котором жил владыка, определил его на клирос регентом? Но в жизнеописании свт. Феофана об этом почему-то ничего не говорится, да и сам он ни о чем таком не упоминает...

Что же побуждало его к подобным действиям? Разумеется не желание вводить в богослужение муз. инструменты. Но наблюдая повсеместное охлаждение людей, особенно молодежи, к истинной вере, заражение различными лжеучениями, святитель видел в этом хорошее средство для МЕССИОНЕРСКОЙ деятельности. Так в письме к одной молодой особе он пишет:

«Спрашиваете: «как быть с пением и игранием на фортепиано и фисгармонии? Я прежде играла и пела, не обращая внимания на содержание пьес, а теперь оно лезет в голову. Известно же, что не всех пьес содержание хорошо, хотя они сложены очень гармонично».
Что делать? Нельзя вам вдруг все переменить. Это тотчас бросится в глаза. Пойте и играйте, что пели и играли прежде, старясь не обращать внимания на содержание. А между тем понемногу отберите пьесы с хорошим, или даже только сносным содержанием. И их более пойте и играйте, чтобы о других, наконец, забыли совсем заставляющие вас петь и играть. Фисгармония очень способна выражать должным образом церковное пение. Достаньте сочинения Турчанинова, и разучите оттуда что больше вам понравится. Разучите — Боже, Царя храни, — Коль славен наш Господь в Сионе, и подобные. Если вы с полным чувством споете что из этого рода пьес, уверяю вас, что это понравится более, нежели другое что. И тогда будут уже просить вас спеть и сыграть не пустые какие пьески, а именно эти величественные творения.
Давно как-то вы поминали, что хвалят ваш голос и пение. Они делают свое дело, а вы делайте свое. Когда хорошо то и другое, как не хвалить? Но вам не кичиться тем предлежит, а смиряться. Голос-то и вкус к пению откуда у вас? Бог дал. На что же Бог дал? Чесать слух других или на другое что?! Ни на что другое, как на то, чтобы вы обращали их во славу Божию. А так ли вы делали? Нет. Вы только себя потешали и других, а о Боге совсем у вас и помина не было. Стало, вы даром Божиим злоупотребляли, расточая его на пустое. Теперь мысли ваши поворотились на Богоугождение. Поворотите же туда и употребление дара Божия.
Если есть и пить надо во славу Божию, то тем более петь и играть.
Если вы сыграете и споете что-либо такое, что западет на душу слышащих и заставит их воздохнуть ко Господу или вознестись к Нему с славословием и благодарением, то вы тоже сделаете, что делает хороший проповедник в церкви. (Вот, впрочем, в чем заключен смысл и идея самого богослужения! (Игорь П.2))
И вот вам спасительный плод дара! Извольте же употребление его направить на эту сторону.
Отберите и светские и духовные пьесы назидательные и их только пойте и играйте. Это для других, сами же по себе никогда не пойте ничего светского, а все одно духовное. Но опять повторю: не вдруг ломайте, а потихоньку.
И вообще ни в чем не выказывайте особенностей. Будьте со всеми также приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно, — чтобы не угрюмничали.
Господь да умудрит вас!»

(Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.
«Письма еп. Феофана Затворника», изд. 1991г. Письмо № 63.)

Это письмо святителя я бы адресовал всем несчастным музыкантам, тщетно старающихся обрести себя в современном, развращенном до нельзя мире, вся деятельность и устремления которого всецело направлены на удовлетворение и разжигание наших страстей и похотей. Это, на мой взгляд, может стать своеобразным заветом Церкви современным людям искусства. Как Вы думаете?

Далее Вы пишете, что «…ЛИТУРГИЧЕСКИЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ песнопения даже в концертном исполнении (!) в инструментальном сопровождении не исполняются.».

Если Вы имеете в виду вообще богослужебные песнопения (так как понятие «литургии» может охватывать собою всю совокупность чинопоследований общественного богослужения), то как мы уже выяснили из писем свт. Феофана, жестких запретов на это в Церкви не существовало. Упоминаемое им «Слава в вышних Богу…», как раз и относится к таковым песнопениям. Если же речь идет о конкретном чинопоследовании называемом «литургия», или о песнопениях исполняемых во время совершения таинства евхаристии, то опять не понятно, откуда такое разграничение? Почему свт. Феофан не делает ни каких отличий того что исполняется на литургии от того, что исполняется на обычном бдении? «Достаньте, говорит, сочинения Турчанинова, и разучите оттуда что больше вам понравится (!)…». А ведь Турчанинов делал обработки среди прочего и литургии! Да и на основании чего вдруг Вы делаете такие резкие разграничения, ведь большая часть исполняемого на литургии используется и в других чинопоследованиях и даже в домашних молитвословиях (напр. «Достойно есть…», «Благослови душе моя…», «Отче Наш…» и пр.)?

Но как тогда, споросите Вы, все это увязать с некоторыми постановлениями св. Отец относительно игры на муз инструментах, чтобы даже к крещению не допускать играющего на скрипке? Во-первых нужно знать, что только те из постановлений, которые носят богоустановленный догматический характер не подлежат ни какому изменению или приспособлению ко времени или месту. Однако те из них, которые затрагивают лишь внешнюю обрядовую сторону вопроса, как например устав священных чинопоследований касающихся песнопений, священных одежд богослужебного языка и т.п. на протяжении времен были изменяемы в соответствии с требованиями основной цели существовагния Церкви на земле – СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ. Возведение же обрядовых законоположений в степень догмата приводит к обрядоверию, фарисейству и магическому к ним отношению, что вполне чуждо учению Православной Церкви.

Во-вторых надо принимать в учет время в которое писались подобные прещения, ибо в те времена общий уровень благочестия был настолько высок в сравнении с современностью, что применение муз. инструментов, даже вне богослужения, скорее не приводило человека к Богу, но напротив могло увести его от Бога и повлечь в языческие театры. То великое поколение христиан еще живо помнившее гонения первых 3-х столетий нашей эры едва ли имело особую нужду даже в эстетических переживаниях вызываемых одноголосным пением. Из высказываний блаж. Августина видно, что введение в богослужение пения было в свое время тоже под вопросом (в древнехристианской церкви употреблялось монотонное чтение на распев). Вот что он пишет: "Склоняясь к тому, чтобы не произносить бесповоротного суждения, я все-таки скорее одобряю обычай петь в церкви; пусть душа слабая, упиваясь звуками, воспрянет, исполнясь благочестия. Когда же со мной случается, что меня больше трогает пение, чем то, о чем поется, я каюсь в прегрешении" (Блаженный Августин. Исповедь, Х, 33).

В наше же время, по отношению к людям, которые не то чтобы перестали быть духовными, но даже позабыли что такое чистые душевные чувства, сделались сугубо плотскими и опустились ниже скотов мы хотим приминить требования тех времен? Поступая так не уподобляемся ли мы фарисеям оцеживающим комара и проглатывающим верблюда?

В подтверждение вышесказанного приведу еще пример. Так свт. Всилий Великий пишет: «Что касается до стихов, музыки, флейт, скрипок: то все сие отзывается всегда Аполлонами, Музами, Минервами, Меркуриями. - Ученики Христовы! Неужели не возгнушаетесь вы предметами, которых изобретатели должны показаться вам столь достойными омерзения?..». Слышите ли? В один ряд с муз. инструментами поставлены даже… стихи!!! Однако известно что друг Василия Великого свт. Григорий Богослов писал стихи, а впоследствии получила известное развитие и христианская богослужебная поэзия. Как понять? А так, что писал их свт. Григорий(естественно на христианскую тематику) с намерением привить любовь к вере молодому поколению тех времен, которое (невероятное по нашим временам дело!) более увлекалось поэзией пренебрегая музыкой... Спустя 15-ть столетий подобным же образом поступает и свт. Феофан Затворник, используя уже иное средство, согласуясь с запросами его современников. И вот в наши апокалиптические, как Вы верно подметили, времена этим занимается на ряду с весьма немногими Странник.

О том, что запрет на использование муз. инструментов даже в БОГОСЛУЖЕНИИ НА ЛИТУРГИИ никогда не стоял в ряду догматов приведу еще несколько цитат. Профессор А.П. Голубцов в своей литургике пишет следующее: «…можно заключить, что при торжественных церемониях, как например, при короновании императора, также во время царских выходов пение хора сопровождалось акомпониментом инструментальной музыки. Из византийских тоже писателей известно, что после многолетия, провозглашенного царю в день Рождества ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ ЛИТУРГИИ, тоже самое повторяли разного рода музыкальные орудия.» (проф А. П. Голубцов из чтений по церковной архиологии. Литургика.)
Хотя это и было скорее исключением чем правилом, однако не помню, чтобы такая практика была Церковью осуждена.

В окружном патриаршем и синодальном послании константинопольской церкви по поводу энциклики папы Льва 13-го от 20-го июня 1894 г., которое вошло в сборник догматических посланий православных иерархов 17-19-х вв. находим еще одно замечательное разъяснение данного вопроса. Православные тут выдвигают католикам условия, на которых единственно возможно принятие в общение последних.
Католикам, как видно предлагалось исправить только существенные отклонения в вероучении (приматство папы и пр.). Вот эта цитата:

«Все же то, что в последующие времена прибавлено или убавлено (касательно догматов (сост.)) каждый имеет священный долг… в духе благочестия исправлять. Говоря это, мы отнюдь не разумеем различий, относящихся к уставу священных чинопоследований и касающихся песнопений или священных одежд и т.п., что и при своих отличиях, как в древности, всего менее нарушает существо единства веры; но разумеем те существенные различия, которые относятся к богопреданным догматам веры и богоучрежденному кононическому устройству управления церковью.» (Выдержка из 5-го пункта послания)

Видите? А ведь у католиков в богослужении в то время уже вовсю задействовался орган!

«В том не нарушается вера, говорит и патриарх Фотий, нет и отпадения от общего и вселенского постановления, когда у разных (народов) содержаться различные обычаи и порядки, так что всякий благорассудительный человек правельно рассудил бы, что и соблюдающие их не поступают несправедливо, и не принимающие их не преступают закона.» (Письмо патриарха Фотия Великого 3-е)

///Лично меня еще смущает, что музыка песнопений написана не в трационном церковном стиле, а в стиле электронной музыки и в сопровождении электронных инструментов. Как известно, электронная музыка (Энигма, Жан Мишель Жар и др.) лежит в основе нового антихристианского идеологического направления - "Нью Эйдж"...///

В основе любого идеологического направления не может лежать музыка по определению, так как духовное выше душевного. В основе любой идеологии лежит прежде всего та или иная идея, или мысль, которая несет в себе определенный дух, в данном случае ложная мысль или идея возрождения язычества («нью эйдж») несет в себе дух погибели. Музыка же не более чем нарядная одежда в которую облачена идея, средство привлечения, красивая этикетка в которую завернута отравленная конфета. Когда мы используем музыку в православии, не важно инструментальную или хоровую, так как ни то ни другое само по себе еще не несет в себе духовного, но трогает только душевные, эстетические чувства человека, мы тоже берем своего рода привлекательную этикетку, но только вместо отравы полагаем в нее здоровую духовную пищу.

Согласен, что несмотря на наш садомогоморский век все равно необходимо иметь известное воздержание и осторожность в выборе средств музыкальной выразительности, особенно, когда дело касается богослужебных текстов. Однако согласитесь, что средства избираемые Странником более чем скромны и если где и проглядывает синтезатор то лишь фоново, да и то иметируя классические муз. инструменты. Наконец, в его арнжировках практически не употребляются ударные инструменты, а ведь именно они то и составляют стержень современных музыкальных течений, в том числе и «нью эйдж».

Что же касается звуков извлекаемых при помощи электричества, то нет нужды особо растекаться мыслью по древу. Достаточно сказать, что как механические так и электрические звуки извлекаются вследствии законов установленных в природе всеблагим Богом, а потому сами по себе не являются чем то нечистым или скверным. Рассуждающий противоположным образом хулит Творца сотворившего все, в том числе и электричество.

Что до юрисдикции к которой принадлежит Странник, то как видно из раздела «исповедание веры» принадлежит он к Старостильной Церкви Греции ИПХ под омофором архиеп. Макария. От них же по всей вероятности имеет и благословение на свою деятельность. Да, кстати прошу прощения за неточность. Схиму он принимал в Греции, а так как у греков малая схима т.е. рядовое монашество отсутствует, но всякий монашествующий необходимо носит полную схиму, то переведя на наш стандарт Странник обычный монах, а не схимник, как я думал вначале. Просто у греков иное понятие схимы.

Спаси Христос.