От Владимир К.
К Владимир Васильев
Дата 03.10.2005 04:58:20
Рубрики Флот; Администрации; Байки; Евреи и Израиль;

Re: Вопрос

>...о сомнительности авторства М.Ю.Лермонтова применительно к стихотворению про "страну рабов, страну господ". Не затруднит ли Вас привести материалы по этой теме.
Уважаемый Владимир! Вот что написано в примечаниях к 1-ому тому 4-х томного собрания сочинений Лермонтова, выпущенного в 1979 г. Ленинградским отделением издательства "Наука":

"Прощай, немытая Россия" (с. 472). впервые опубликовано (с цензурными искажениями) в 1887 г. в "Русской старине" (№ 12, с. 738-739).
Автограф не сохранился.
Написано, по свидетельству биографов, в апреле 1841 г., перед отъездом Лермонтова из Петербурга на Кавказ.
До нас дошло несколько вариантов текста этого стихотворения в списках, сделанных в разное время П. И. Бартеневым.
В 1873 г. Бартенев, посылая стихотворение П. А. Ефремову, писал: "Вот еще стихи Лермонтова, списанные с подлинника".
При этом сообщался следующий текст:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих царей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
(Как видите, трактовка совершенно масонская - ненавистные цари, ненавистная система правопорядка - В. К.).
В 1890 г. Бартенев опубликовал другую редакцию текста (по которой печатается стихотворение в настоящем издании), сопроводив его примечанием: "Записано со слов поэта современником" (Русский архив, 1890, № 11, стб. 375).
В 1955 г. опубликован еще один вариант текста - список того же Бартенева из архива Н. В. Путяты. В этом списке стих 4 читается: "И ты, покорный им народ" (т. е. Лермонтов презирал народ за соблюдение законов Российской Империи - чистый масон - В. К.). Остальной текст - как в письме Ефремову (подробнее см.: Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка, 1955, т. 14, вып. 4, с. 372-373).
Ту редакцию, где стих 6 читается "Сокроюсь от твоих пашей", есть основание считать наиболее вероятной по смыслу и по форме. Резко обличительное стихотворение Лермонтова, направленное против самодержавно-бюрократического режима России, распространялось в списках и подвергалось многим искажениям.

Бартенев Петр Иванович (1829, с. Королевщина Тамбовской губ.- 1912, Москва)-- историк, издатель, библиограф, литературовед. Род. в старинной обедневшей дворянской семье. В 1841--1847 учился в Рязанской гимназии, к-рую окончил с золотой медалью. В 1847-1851 Бартенев слушал лекции Т.Н. Грановского, М.П. Погодина, С.М. Соловьева на историко-филологическом ф-те Моск. ун-та, где написал первые исторические работы, заслужившие одобрение М.П. Погодина. Чтобы иметь средства к жизни, Бартенев давал уроки и делал переводы ("хорошо знал французский, немецкий, английский, польский, латинский, греческий и свободно читал по-санскритски"). Окончив ун-т, Бартенев стал домашним учителем внуков Д.Н. Блудова, в доме к-рого получил много сведений о времени Павла 1 и Александра 1, сотрудничал в ряде журн. и собирал материалы о А. С. Пушкине (у Нащокина Бартенев нашел письма поэта, в них были завернуты свечи), "среди пушкинистов не было и, конечно, не будет ему равного" (М.А. Цявловский). В 1854-1858 Бартенев служил в Моск. архиве Министерст ва иностранных дел, что позволило ему хорошо узнать политическую историю России. В целях пополнения образования в 1858 отправился в.Зап. Европу; слушал лекции в Берлине, Париже, Праге. Дважды посетил Лондон, где встретился с А.И. Герценом, передал ему-для.публикации мемуары Екатерины II. В 1859 Бартенев согласился принять место заведующего крупнейшей частной библиотекой Москвы - Чертковской. Здесь в 1864 состоялось знакомство Бартенева с Л.Н. Толстым, которому Бартенев Подбирал исторический материал для романа "Война и мир". Знаток фактов, Бартенев не любил исторических обобщений, считая, что "истинная историческая наука должна вести к пониманию настоящего". В течение 50 лет Бартенев был "составителем, и издателем" первого исторического журн. в России - "Русского архива" (им издано 598 томов), где печатались материалы, необходимые для изучения истории России XVIII и XIX вв. Сторонник свободы печати, Бартенев успешно боролся с цензурой за право печатать любые документы. Бартенев издал "Собрание писем царя Алексея Михайловича", четыре сб. "Осмнадцатый век", две книги "Девятнадцатый век", сорок томов "Архива князя Воронцова". Все его труды не потеряли научную ценность.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.


«РУССКИЙ АРХИВ» — журнал. Выходил с 1863 по 1917 (последняя книга — 2—3), содержал преимущественно публикации неизданных мемуарных, эпистолярных, литературно-художественных и ведомственных документальных материалов, освещавших культурную и политическую историю русского дворянства в XVIII и XIX вв. Редактор и издатель П. И. Бартенев [1829—1902]. В последние годы издания журнала Бартеневу помогал по редакции сын его Юрий (с 1891, официально с сентября 1894), а затем сын последнего Петр (единоличный редактор с 1913). Дворянской позицией издателя и «составителя» «Р. а.» П. И. Бартенева объясняется малый интерес журнала к эпохам допетровской и послениколаевской и к истории иных классов русского общества — Белинский, по отзыву Бартенева, «известный мерзавец». Теми же дворянскими тенденциями продиктовано предпочтение «Русским архивом» царствований Екатерины II и Александра I эпохе расцвета дворянской литературно-художественной культуры. Несмотря на эту тенденциозность, в «Русском архиве» заключается много ценных данных по истории революционных течений в русском дворянстве (Радищев, декабристы), по истории лит-ры, в особенности по Пушкину и по колонизаторской политике царского правительства (материалы о польских восстаниях, о покорении окраин и т. п.). Одно время «Р. а.» получал правительственную субсидию и был освобожден от предварительной цензуры. Как публикатор документов Бартенев не отвечал требованиям даже буржуазной историографии: «он почитал себя вправе не только сокращать, но, порою, даже подновлять печатаемый текст» (В. Брюсов). Исключительный знаток фамильных и бытовых отношений среди высшего и культурных верхов среднего дворянства, Бартенев, помимо собственных публикаций и исследований, примитивных по своему хронологически-биографическому методу, снабжал чужие цубликации своими важными по заключающемуся в них фактическому материалу примечаниями. К «Р. а.» давались ценные приложения библиографические, мемуарные и лит-ые. По материалам редакционного портфеля «Р. а.». Бартеневым изданы 4 тт. «Осьмнадцатого» и 2 тт. «Девятнадцатого века», сборников, содержащих полезные фактические данные.

Как видите, Владимир, сомнений больше, чем достаточно (я говорю только о фактографии, если же взглянуть на художественные достоинства стихотворения и его содержание, то авторство Лермонтова вообще можно даже и не подразумевать). В предисловии к примечаниям, кроме того, сказано, что датируется стихотворение предположительно, так что "свидетельства биографов" об апреле 1841 г. выглядит просто подсказкой для вдумчивого читателя о лжи приписывания этого стихотворения Лермонтову. Но оно с маниакальной настойчивостью засовываетя во все лермонтовские собрания сочинений как подлинное, без, хотя бы, предположительности авторства Лермонтова.

Читая весь этот материал, я понял одно интересное обстоятельство - ведь Сталин, вернув милиции синий цвет формы, по-существу, восстановил здесь традицию имперской России (вы, мундиры голубые).