От Роман
К Павел Б.
Дата 23.10.2005 10:31:20
Рубрики Прочее; Евреи и Израиль;

Ответ

Сразу прошу прощения, что не даю ссылки на первоисточники,
так как нет времени их поднимать, пишу опираясь на конспект лекций
по "Истории Богословской науки в России".
В России долгое время не существовало работ, дающих систематизированные
данные о Православной Догматике. Это привело к тому, что к 17 веку, когда
возникла необходимость изложения Православного вероучения в полемике с католиками и
реформаторами, у нас не существовало никаких "символических книг" и не было даже
собственной развитой терминологии. В связи с чем приходилось довольствоваться терминологией Запада.
Первой такой книгой стала "Православное исповедование" Петра Могилы. Но вместе с
западной терминологией в эту книгу попали многие католические возрения.
На Киевском соборе 1640 года ее одобрили и направили в Константинополь патриарху Парфению.
Книга была переведена на греческий язык. На поместном Соборе в г. Яссы были исправлены
многие католические перегибы и книга также получила одобрение. Сам Петр Могила не
согласился с исправлениями и в следующей своей книге "Малый Катехизис" вновь вернулся
к своим заблуждениям. Несмотря на это, его книги на долгое время стали образцом для последующих
изданий и потребовалось не одно столетие для искоренения католических взглядов из
Русского Богословия.
Что касается обучения у католиков, то яркий тому пример - архиеп. Феофан (Прокопович).
После окончания Киевской Академии, заручившись благословением архиерея, пошел пешком в Рим,
по дороге принял постриг в католическом монастыре и поступил в католический коллегиум.
После его окончания вернулся на Родину, где стал преподавателем в Киевской Академии до тех
пор, пока не был замечен Петром I. И это не единственный случай. Многие выпускники Академий
временно переходили в католицизм, обучались в коллегиуме, а затем через покаяние возвращались
в лоно Православной Церкви.
Еще один яркий пример - митр. Стефан (Яворский). По всей видимости так же обучался у католиков.
Написал "Камень Веры". Книга увидела свет только после смерти автора. Была издана на латинском языке
и содержала множество цитат из католических богословов.
Таким образом многие основополагающие труды были заражены католицизмом. Особенно западным юридизмом.
И хотя в 17-18 веках и были попытки написания действительно Православных
догматических книг (митр. Платон (Левшин), митр. Макарий (Булгаков), архиеп. Филарет (Гумилевский)),
окончательно дух юридизма был искоренен из Русского Богословия только к концу 19 - началу 20 века.

Если вас заинтересовала эта тематика, то вы сможете самостоятельно найти первоисточники, многое есть и в интернете.