От Вадим К.
К Crossader
Дата 20.10.2005 15:09:08
Рубрики Прочее; Евреи и Израиль;

Re: Вопрос...

>>Меня всегда несколько смущали такие безопеляционные, если не сказать самоуверенные утверждения у пр. Осипова о том, что кто-то что-то списал или заимствовал у католиков из их писаний.
>
>Нужно однако сказать, что у него всегда было предостаточно серьезных аргументов и примеров. "Удовлетворение правосудия Божия" - уж точно католческий термин. В некоторых наших катехизисах встречается.

Михаил! Не погрешаете ли Вы с такой категорической оценкой термина "удовлетворения правосудия Божия", что он насквозь католический? Святитель Филарет, которого Вы видимо имеете ввиду, говоря о пристутствии этого термина в некоторых православных катехизисах, был все-таки очень выдающийся духовный муж и хорошо разбирался как в учении святых отцов, так и в заблуждениях папизма и не мог так запросто и крупно ошибиться в таком краеугольном вопросе, как учение об искуплении. У православных другая трактовка и другое разумение о правосудии и милости Божией, в другом духе, чем у католичества. Католичество попыталось бесцеремонно переложить учение Церкви с языка духовного на язык человеческий, подделать его под собственный земной рассудок и довела это учение до безумства. Святитель Филарет, как и другие авторы православных катехизисов к этому отношения не имеют!

В аргументации Осипова настораживает то, что он рассматривает грех только как преступление человека-грешника против самого себя, своей природы, а что это есть также преступление против Бога в расчет как бы не принимается. Отсюда и обход вопроса о правосудии. Ведь есть не только пристрастный гнев, но и праведный гнев? Если отвергать гнев Божий на преступление и грех Адама и любого другого человека, то не будет ли это означать отрицание каких-либо личных отношений между человеком и Богом, которые можно укрепить верностью или наоборот предать или осквернить? Представьте себе, что Ваш сын, которому Вы всегда поблажали, доверяли, лелеяли оказал Вам черную неблагодарность, поверив клевете на Вас и заподозрив Вас во лжи, тиранстве и пр. Будет ли Ваш гнев несправедлив и обязательно пристрастен? Как же всегда считали, что некоторые виды преступлений, например, малодушное предательство или еще что-то в таком роде, можно искупить только кровью? Совесть ведь наша при совершении постыдных дел кричит нам не о том, что мы губим себя, а о том, что попираем Божию святыню, за что должны понести наказание. И апостол Павел в одном из своих посланий напоминает эту истину, что грех может быть изглажен только кровью. Не нужно только подходить к этому с пристрастными оценками, укоренившимися в нашем уме в процессе земной жизни. А ум у нас земной и нельзя надеяться, как те самые папы, постичь им раз и навсегда Божественные глаголы.

Михаил, профессор Осипов не единственный выдающийся богослов в православной Церкви, есть и другие и их немало, которые с некоторыми его словами несогласны и тоже не без основательных аргументов. Только не подумайте лишнего, я не обсуждаю здесь Осипова, потому что думаю, что вредно и безумно для нас, неискушенных в богословии, пытаться рассудить ученых людей. Но есть у некоторых людей пристрастие к нему. Как впрочем у других к другим.

Простите,

Во Христе Иисусе, Вадим.