От Димитрий Зверев
К Кропильщик
Дата 09.11.2005 16:47:26
Рубрики Прочее; WWI; Танки; 1941;

Размышления

Уважаемый отец Владимир. Благодарю Вас за столь терпеливые и полезные ответы и за то внимание, которое Вы уделили мне и моему вопросу.
Дело в том, что у меня есть хоть и маленький опыт воцерковления. У каждого свой путь ко Христу. У меня тоже был свой. Было время, когда я усердно молился, пытался делать богоугодные дела, исповедовался. Я заставлял себя делать это, потому что понимал, что только во Христе - спасение. Но мой пыл каждый раз угасал, натыкаясь на камни моих грехов, страстей или внешние трудности. Я осознал, что Господь ждет от меня более искренней веры и нелицемерного поведения. Но к этому я ещё не был готов.
С некоторых пор я стал понимать, что я пытался выполнять внешнюю сторону жизни христианина, при этом не было во мне того крепкого основания, с которого все начинается, с которого начинается осознанное движение человека к Богу. Вы как-то сказали в своем ответе, что надо крепко решить изменить свою жизнь, захотеть отдать все силы свои спасению во Христе. Я хотел бы попросить Вас раскрыть эту тему поподробнее. Полагаю, что как раз этого во мне не хватает.
Проанализировав ответы других участников форума, я пришел к выводу, что первое, что необходимо сделать - это пожелать, сильно-сильно захотеть пойти на встречу к Богу, захотеть быть во Христе. Все остальное - смирение, бдение, пост, молитва - все добродетели уже выстраиваются вслед за этим желанием и каждая по своему ведет и ускоряет ход ко Христу.
Изучив те писания святых отцов, к которым Вы и другие меня отсылали, я заметил, что часто, если не всегда, путь к Богу начинается с некоего осознания греховного падения и "критики" мира и самого себя. Также начинается с покаяния. Но оно все равно производно от желания избежать падения вместе с миром. Может быть эта моя мысль ещё незрела, но мне думается, что в тот момент, когда человек исполняется ощущением грязи и нечистот, которые переполнили в нем некоторую меру, более которой ему терпеть невозможно, он с усердием начинает пытаться освободиться от такого ужастного груза. В эти минуты он ищет хотя бы отблеска благодати Божией, которая разлита в мире и у каждого связана с чем-то своим - родителями, родными местами, литургией в Церкви или особым человеком или событием в жизни. У каждого мера такого переполнения своя и глубина желания благодати тоже своя. Соответственно и тяга к благодати различной получается. Но у каждого она есть. Полагаю, что для того, чтобы усилить в себе такую тягу нужен трезвый ум для распознания возникшей разницы между глубиной желания благодати и уровнем своей греховности. А также некое внутреннее стремление к чистоте, сила стремления к благодати и острое отвращение ко греху. Т.е. Очень низкая планка, когда грех уже воспринимается как неприемлемый и очень высокая планка для желаемой благодати во Христе как бы она у каждого ни воспринималась. Какие качества нужны для регулирования уровня этих планок я не знаю. Но трезвый ум, правильно воспринимающий и отличающий добро от зла необходим. Впрочем, мне пришло в голову, что положение планок, напоминает балансирование весов. Если грехи опасно перевешивают так, что положение становится опасным для жизни, человек старается избавиться от них и выровнять весы. Но и стремления делать добродетели более, чем этого требуется для поддержания этого нравственного равновесия в душе у человека нет. Знаете, в книге "Православная психология" я встретил такое понятие как "произволение на грех", которое противоположно желанию благодати Божьей. Возможно уровни планок, о которых я говорил выше, связаны с внутренней шкалой ценностей человека. Возможно они связаны с желанием человека жить и спастись. Образ весов мне кажется более точным.
Приходит на ум и другое сравнение. Душа как сосуд наполненный добродетелями с грехом пополам. Чем меньше добродетели и благодати в человеке, тем хуже ему, тем ближе он к смерти. А чем больше их тем ближе к жизни человек и к Богу. Но в каждом свой "размер" души, так что у каждого она вмещает разное количество добродетелей и разный порог чувствительности, при котором человек начинает ощущать давление греха. Таким образом, можно выделить
• размер (это наверное то же что и сила) души,
• порог чувствительности ко греху и
• способность различать добро от зла, точку перехода в себе от добродетели к греху.
Хочу спросить Вас правильно ли я рассуждаю. Хотя это скорее схематическая модель. Но без такого трудно понять, как надо действовать. И подскажите, как увеличить размер души, снизить порог чувствительности и повысить способность различения доброго от злого?
И еще. Как воспитывать в себе качества, о которых говорится в статье, на которую Вы давали ссылку, - смирение, страх Божий, покаяние, самоотвержение, терпение, молитвенный труд, кротость, милосердие, радость о Духе Святом, память Божия, ревность по Боге, мир совести. Есть ли какие-либо пошаговые методики?
Но самое главное как развить в себе стремление к Богу? Подходит ли для этого та модель, которую я составил? Подскажите еще литературу, где об этом говорилось бы более конкретно в простых терминах. Может быть, ход моих мыслей ошибочен? Подскажите, как его исправить.
Буду очень рад, если Вы не обойдете вниманием и ответите мне.
Благодарю Вас за терпение. Простите, что отнимаю у Вас время моими расспросами. Спаси Господи.

С уважением, Дмитрий