От Александр Н-н
К Александр Килим
Дата 03.12.2005 05:50:04
Рубрики 1941; Холмово;

Закон против...

За двенадцать лет Россия потеряла убитыми столько же, сколько за всю Вторую мировую войну.

Речь идет не о скрываемых потерях России в локальных военных конфликтах, не о десятках тысяч, павших от рук преступников, и даже не о погибших в автокатастрофах. Речь идет о нерожденных детях, убитых в результате абортов. Ежегодно в России только по официальным данным производится почти два миллиона абортов. Эта цифра занижена, потому что платные аборты часто производятся анонимно, а в открытую продажу поступают медицинские препараты абортивного действия.
В нашем обществе не любят называть аборт убийством. Слово "убийство" вызывает слишком тяжелые ассоциации, попробуйте представить себе рекламное объявление "убийство в день обращения"? Звучит страшновато, куда нейтральнее выглядит "аборты в день обращения", а еще лучше "искусственное прерывание беременности в день обращения". Наш век ищет иносказаний - не "ребенок", а "зародыш", или "оплодотворенная яйцеклетка". Главное - ни в коем случае не называть нерожденного ребенка человеком, потому что, назвав его человеком, придется признать за ним все права человека, в том числе и право на жизнь. Ведь в наши дни создана целая индустрия производства абортов, приносящая миллиардные доходы, а человеческие ткани, полученные при производстве абортов, стали источником для производства медицинских препаратов.
Ответ на вопрос, является ли аборт человекоубийством, зависит от ответа на вопрос: когда начинается человеческая жизнь? Я принадлежу к Русской Православной Церкви и должен в первую очередь сослаться на христианское вероучение. Мне в ходе моих выступлений и дискуссий иногда приходится слышать утверждение, что среди христиан нет единой позиции по этому вопросу, при этом ссылаются на ряд средневековых богословов, активно использующих труды Аристотеля. Это не соответствует действительности, так как у Церкви есть официальная позиция, являющаяся позицией именно Церкви, а не мнением отдельных богословов, согласно которой жизнь человека возникает с момента зачатия – оплодотворения яйцеклетки. Это позиция отражена в Основах социальной Концепции Русской Православной Церкви, ее же придерживаются и католики, и другие христиане.
Позиция эта распространена не только среди христиан. Я хочу привести в пример Гиппократа, который был не только выдающимся врачом античного мира, но и создал знаменитую "клятву Гиппократа". Именно "клятва Гиппократа" до сих пор лежит в основе клятв, принимаемых врачами многих стран мира. Одно из ее утверждений гласит: «я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как ни одной женщине не вручу абортивного пессария». Гиппократ приравнивает аборт к эвтаназии – то есть преднамеренному умерщвлению человека. Клятва Гиппократа была создана в те времена, когда мысль о святости человеческой жизни, ее неприкосновенности была чужда обществу (вспомним, что в Спарте детей, родившихся слабыми, сбрасывали со скалы). Что же можно сказать о современном обществе, начертавшем на своих знаменах лозунг защиты прав человека, и лишающих миллионы людей основного права – права на жизнь?
Полностью подтверждают положение о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия, и данные современной науки. За последние десятилетия, благодаря новым медицинским приборам, мы знаем о процессе зарождения и развития жизни куда больше, чем даже в начале 20 века.
Оплодотворенный зародыш обладает всеми признаками живого существа, он способен воспроизводить собственные клетки и развивать их по определенной модели созревания и функционирования.
Это человек, то есть уникальное существо, полностью отличное от других живых организмов, полностью человеческое по всем своим параметрам, включая наличие 46 хромосом, которое может развиться только в полностью зрелое человеческое существо.
Это завершенное существо, ничто не может быть добавлено с момента соединения сперматозоида с яйцеклеткой до смерти человека, кроме роста и развития, которые были заложены с самого начала. Все, что ему нужно, это время для развития и созревания.
Нередко приходится слышать, что ребенок, находящийся во чреве матери, не может считаться человеком, потому что он тесно связан с ее телом и не способен к самостоятельному существованию. Но новорожденный ребенок тоже не способен к самостоятельному существованию, не могут существовать без посторонней помощи и многие больные люди и люди в преклонных годах. Большинство взрослых и вполне здоровых людей, оказавшись одни в безлюдном месте, тоже не смогут выжить в одиночестве. Однако это не основание не считать их людьми.
Чаще всего, и в первую очередь в либеральных кругах, приходится слышать, что защита права на жизнь нерожденных детей противоречит правам и свободам женщины, ее свободе распоряжаться своим телом.
Сторонники права на жизнь вовсе не покушаются на право женщины распоряжаться своим телом. Но раз мы признали, что жизнь человека начинается с момента зачатия, надо признать, что с этого момента в теле женщины начинает жить ребенок, имеющий свое тело и свое право на жизнь. Женщина становится носителем новой жизни. Мы должны не противопоставлять права матери правам ребенка, а позаботиться о них обоих.
Беременная женщина должна получать всю необходимую медицинскую и социальную помощь не только для себя, но и для своего нерожденного ребенка, именно на это должны быть направлены все усилия медицины, системы социальной поддержки, законодательные нормы.
Для либеральных критиков, обвиняющих нас в обскурантизме и пренебрежением к правам человека, приведем слова Матери Терезы (на пример которой наши либералы нередко любят ссылаться), сказанные ею на Национальной заутрене в 1994 году: «сегодня аборт – главный разрушитель мирной жизни, потому что это война против ребенка… а если мы принимаем то, что мать может убить даже собственное дитя, можем ли мы говорить другим людям, чтобы они не убивали друг друга?»
В СССР законодательство об абортах, часто менялось: в первые десятилетия существования СССР аборты проводились свободно, перед Второй мировой войной аборты были запрещены (стране требовалось восполнение населения), в шестидесятые годы вновь были разрешено свободное проведение абортов на ранних стадиях беременности. Однако решения эти принимались властями волюнтаристски, без всякого совета с гражданами, поэтому общественное мнение России оказалось не готово к серьезному обсуждению права на жизнь нерожденных детей. Большинство наших сограждан просто не задумывалось о существовании проблемы – ведь за последние десятилетия СССР аборты стали привычным делом.
Поэтому, когда после начала перестройки в России активизировали работу различные центры, связанные с мировой индустрией абортов (маскирующие свою деятельность под медико-просветительскую), они почти не встретили противодействия. Ведь каждое слово из-за рубежа воспринималось в эти годы как истина в последней инстанции.
Свою позицию имела Русская Православная Церковь, но ее возможности повлиять на принятие решения были минимальными. Опьяненная свободой Россия приняла основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые не только предусматривали право матери принять решение о производстве аборта при сроке беременности до 12 недель (это право предусматривало и советское законодательство), но и вводили понятие аборта "по социальным показаниям" (при сроке беременности до 22 недель). Перечень социальных показаний для аборта, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 567 от 8 мая 1996 года включал такие показания как "отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире", "многодетность" и даже "доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона". Так законодательство России установило, что право на жизнь человека может быть поставлено в зависимость от материальных положения и социальных факторов.
Не удивительно, что среди сторонников права на жизнь, в первую очередь среди верующих, такие нормативные акты вызвали негодование. Движение в защиту права на жизнь в России стало организовываться, и предпринимать активные действия, были установлены рабочие контакты с зарубежными организациями.
Именно активная поддержка и помощь участников движения в защиту права на жизнь в России, в первую очередь со стороны Православного медико-просветительского центра "Жизнь", возглавляемого священником Максимом Обуховым, ведущего активную просветительскую работу и оказывающего помощь женщинам, принявшим решение сохранить детей, была важна для меня как депутата Государственной Думы, когда я вносил свои законопроекты, направленные на защиту жизни нерожденных детей.
Первым из них был проект закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на защиту жизни нерожденных детей. Он предусматривал отмену абортов "по социальным показаниям" (с 12 до 22 недель), запрет на рекламу абортов, обязательную маркировку медицинских препаратов абортивного действия, усиливал ответственность отца за содержание ребенка, освобождение врача от уголовной ответственности за отказ от производства абортов (за исключением абортов по медицинским показаниям).
Конечно, проект закона носил компромиссный характер, и предусматривал только возвращение ситуации, которая существовала в СССР - то есть запрета на аборты на поздних стадиях беременности (за исключением абортов по медицинским показаниям).
За ним последовали два законопроекта, направленные на включение в законодательство России понятия "нерожденный ребенок" и его прав, и проект закона об обязательной психологической экспертизе перед абортом. В случае последовательного проведения в нашем законодательстве понятия о правах ребенка и его матери до рождения возникнет и правовая предпосылка для полноценной поддержки матери и ребенка во время беременности и родов, носящая до сих пор во многом декларативный характер. Ни для кого не секрет, что в России родители ребенка вынуждены платить немалые деньги за лечение во время беременности, процедуры по сохранению ребенка, наконец за то, чтобы роды прошли в нормальных условиях. В то же время аборты проводятся бесплатно, за счет средств медицинского страхования.
Конечно, наше общество еще не готово к последовательному решению вопроса о защите прав нерожденных детей. Мы не утописты и понимаем, что для такого радикального изменения законодательства должно произойти радикальное изменение в сознании людей, они должны перестать думать о нерожденном ребенке как о вещи, и начать относиться к нему как к полноценному человеку, только маленькому, нуждающемуся в защите и помощи. Мы готовы к компромиссам, к переговорам, к соглашениям, учитывающим реальное состояние нашего общества.
И все же надо делать хотя бы небольшие шаги на этом пути. Надо отчетливо понимать, что в современной России защита жизни нерожденных детей является не только нравственной проблемой, но и проблемой самого выживания русского народа, численность которого сокращается почти на миллион в год. Именно поэтому мы надеемся в своей работе на поддержку всех патриотических сил России, которым не безразлично ее будущее.
Находит наша позиция отклик и в Правительстве России. Так, в ходе работы Комиссии по реализации Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Московской Патриархией был достигнуто решение о сокращении показаний для абортов по социальным показаниям. В результате 11 августа 2003 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности", которым самые вопиющие показания были исключены, а число показаний было сокращено до четырех. Это пусть и небольшая, но реальная победа сторонников защиты жизни.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, и будем вести работу и дальше, чтобы в России все дети стали желанными, а общество и закон делали все для поддержки жизни и здоровья и матери, и ребенка - ведь мы можем и должны позаботиться о них обоих.
Вносится депутатом Государственной Думы А.В.Чуевым
Проект
№291854-3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПО ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ ДО ИХ РОЖДЕНИЯ".
Статья 1. В целях законодательного обеспечения защиты неотъемлемых прав и законных интересов детей как до, так и после рождения, внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 №124-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст 3802) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 1. дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"ребенок до рождения (нерожденный ребенок) - жизнеспособный внутриутробный плод до его появления на свет"
2. Дополнить статью 6. вторым абзацем следующего содержания:
"Ребенок до рождения (нерожденный ребенок) имеет право на жизнь, здоровое развитие, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Матери и ребенку должен быть обеспечен надлежащий дородовой и послеродовой уход."
Статья 2. Внести в семейный Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. N 1. ст 16) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить главу 11 Семейного кодекса Российской Федерации статьей 54-1 следующего содержания:
"Статья 54-1. Права ребенка до рождения
1. Ребенком до рождения (нерожденным ребенком) признается жизнеспособный внутриутробный плод до его появления на свет.
2. Каждый ребенок до рождения, имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь."

Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
"О внесении изменении и дополнений в Семейный кодекс
Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" по вопросу
обеспечения прав детей до их рождения"

Осознание необходимости зашиты права ребенка на жизнь уже до его рождения глубоко укоренено в исторических традициях России.
Соответствует это право и ратифицированным Россией международным документам. Так, согласно преамбуле Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 N 1559-1, Россия официально признала себя правопреемницей СССР) "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".
В то же время в нашем обществе распространяется взгляд на аборт (искусственное прерывание беременности) как на обычную медицинскую процедуру, единственной отрицательной стороной которой может быть вред, нанесенный здоровью женщины. Вопрос о праве нерожденных детей на жизнь при этом практически остается вне внимания законодателя.
Предложенный законопроект ставит перед собой цель ликвидировать наиболее вопиющие недостатки действующего законодательства и подготовить общественное мнение к принятию более последовательных решений, направленных на защиту жизни нерожденных детей.
Вносимые в "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" изменения ставят собой цель изъять из юридической практики России понятие "искусственное прерывание беременности по социальным показаниям", которое по своей природе предполагает, что право на жизнь человека может быть поставлено в зависимость от материального положения людей и социальных факторов.
Приводим Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 567 от 8 мая 1996 года:
1. Наличие инвалидности I - II группы у мужа.
2. Смерть мужа во время беременности.
3. Пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы.
4. Женщина или ее муж, признанные в установленном порядке безработными.
5. Наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав.
6. Женщина, не состоящая в браке.
7. Расторжение брака во время беременности.
8. Беременность в результате изнасилования.
9. Отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире.
10. Женщина, имеющая статус беженца или вынужденного переселенца.
11. Многодетность (число детей 3 и более).
12. Наличие в семье ребенка инвалида.
13. Доход на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Последовательное проведение такого взгляда может привести к лишению права на жизнь и других социально ущемленных граждан: больных, инвалидов, пожилых людей и т.д.
Предусмотренный действующим законодательством аборт "по социальным показаниям" подталкивает к определенному выбору колеблющихся женщин, как бы снимая с них ответственность за принятие решения, санкционируя аборт авторитетом законодателя. Кроме того, аборты "по социальным показаниям" проводятся при сроке беременности до 22 недель.
Вносимые в Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" изменения и дополнения предусматривают необходимость специальной маркировки контрацептивов абортивного действия, которая должна возможность осознанного их выбора (или не выбора) потребителем, а также для ответственного принятия решения об их продаже продавцом.
Вносимые в Федеральный закон "О рекламе" изменения и дополнения запрещают рекламу абортов и контрацептивов абортивного действия, что не исключает помещения информации о них (не носящей рекламного характера) в специализированных медицинских изданиях.
Запрет такого рода может быть обойден рекламой типа "Все виды гинекологических операций", однако сама необходимость избегать прямого упоминания об абортах создает в обществе отрицательное отношение к ним.
Внесение в Семейный кодекс Российской Федерации положения о том, что мужчина, уклоняющийся от действий, необходимых для положительного или отрицательного решения об установлении отцовства, может быть признан отцом ребенка, должна усилить осознание того, что ответственность за жизнь ребенка несут как мать, так и отец.
Внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей право медицинского работника отказаться от проведения аборта (за исключением по медицинским показаниям) в соответствии со своими убеждениями, подчеркивает, что беременность - не болезнь, а аборт - не медицинская операция, необходимая для оказания помощи больному.
Ныне действующее законодательство Российской Федерации содержит отдельные положения, защищающие права нерожденных детей. Так, Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит статью 1116, гласящую "К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства".
В связи с этим назрела необходимость более четко сформулировать в действующем законодательстве права нерожденных детей, приведя его в соответствие с международным законодательством.
С этой целью предлагается внести правовые нормы в два основополагающих закона, определяющих права ребенка "(Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Семейный кодекс Российской Федерации) положения, систематизирующие основные права ребенка до рождения.
Предложенные изменения и дополнения к Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Семейному кодексу Российской Федерации основаны на следующих международных документах:
Декларация прав ребенка, принятая Организацией объединенных наций 20 ноября 1959 года, принцип 4 которой гласит:
o "Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание."
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН (Преамбула которой о необходимости правовой защиты ребенка как до, так и после рождения уже была процитирована выше), статья 6 которой гласит:
"1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка".
Так как статья 6 предшествует статье 7 Конвенции, гласящей
"1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу."
то, в полном соответствии с Конвенцией о правах ребенка, право на жизнь и здоровое развитие ребенок имеет уже до рождения и регистрации.
Чуев Александр Викторович. Заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.
http://www.chuev.org