От Валерий Хатюшин
К All
Дата 10.12.2005 13:14:23
Рубрики Флот; 1941; Холмово; Фортификация;

Кто занимается подлогом. В защиту Владимира Даля

Валерий ХАТЮШИН

КТО ЗАНИМАЕТСЯ ПОДЛОГОМ
(В защиту Владимира Даля)

Вот уже почти 160 лет существует известная «Записка» В.И. Даля о ритуальных убийствах. Впервые она была издана в 1844 году в Петербурге под названием «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их» (153 стр.) и, как указано на титульном листе ее первого издания, «Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел». Тираж этой книжки был мизерным, не более десяти экземпляров, один из которых, как сообщалось в печати, находится в библиотеке Московского университета. На обложке этого экземпляра имеется запись известного в начале прошлого века библиофила В.М.Остроглазова: «Куплена сия книга у Петра Ивановича Бартенева, который продал ее мне по моим усиленным просьбам. Книга эта подарена Бартеневу Далем. В. Остроглазов. 1906 г. 03/Х».
В.И.Даль составил эту «Записку» по поручению Министра Внутренних Дел графа Л.А. Перовского, который в 1841 году перевел на службу из Оренбурга в столицу будущего автора «Толкового словаря» и определил чиновником особых поручений.
«Розыскание о убиении евреями христианских младенцев...» были отпечатаны для служебного пользования, повторяю, в 1844 году, когда В.И.Даль прожил чуть более половины своей продолжительной жизни (1801—1872). Но в том же году «Записка» эта получила хождение под другим названием — «Сведения о убийствах евреями христиан для добывания крови» и стала приписываться тайному советнику В.В.Скрипицыну, директору департамента иностранных исповеданий. Сам Даль особо не противился такому повороту дела. Скорее всего, ему это даже было на руку.
Авторство В.И.Даля неоднократно подтверждалось многими русскими библиографами, публицистами и издателями — И.М. Остроглазовым (братом В.М.Остроглазова), Н.П.Гиляровым-Платоновым, П.И.Бартеневым, А.Д.Чертковым, А.И.Мамонтовым, а также исследователями «еврейского вопроса», жившими во второй половине XIX— начале ХХ веков.
Но вот в наши дни — в ноябрьском номере газеты «Литературные вести» за 2001 год (гл. редактор В. Оскоцкий) помещена заметка некоего Б.Кушнера под названием «Кровавый навет в России: история и реальность», имеющая цель прорекламировать книгу Семена Резника «Растление ненавистью» (Москва—Иерусалим. «Даат—Знание», 2001). И в заметке этой можно прочитать: «Еще в советские самиздатские времена по рукам ходила приписываемая Владимиру Далю «Записка о ритуальных убийствах». В наше время это сочинение многократно переиздавалось — все с тем же указанием авторства — издательствами национал-патриотического толка. Сочетание имени Даля с клеветнической, абсурдной, наконец, просто малограмотной «Запиской» настолько примелькалось, что уже воспринимается за данность даже и некоторыми серьезными авторами. Проведя кропотливое, почти детективное исследование, Резник убедительно показал, что выдающийся писатель и лингвист Даль никакого отношения к «Записке» не имеет, а составлена она была по поручению Николая I давно забытым чиновником Скрипицыным. Таким образом, мы имеем дело с очередным подлогом (узнаваемый почерк!) господ антисемитов». (Видимо, таким способом «Литературные вести» решили отметить 200-летие В.И. Даля...)
Как говорится, открыли Америку... Автор заметки, по всей видимости, не способен осознать вызывающей абсурдности и малограмотности резниковских «открытий»: невозможно себе представить, чтобы Царь, Глава Российской Империи, давал подобные поручения какому-то чиновнику Скрипицыну... (Царь имел дело с министрами.) Такое может прийти в голову только резникам и кушнерам. На эти привычно-пустозвонные «розыскания» не стоило бы обращать внимания, если бы так лихо и огульно национально-патриотические издательства не были обвинены в «очередном подлоге». Даже скучно знакомиться с «кропотливым, почти детективным исследованием» Резника, потому что заранее ясно, что никакого «национал-патриотического» подлога в этих оправдательных «исследованиях» раскрыто не будет. Да и в чем подлог? В содержании изданной 158 лет назад «Записки» или в чем-то другом? Весь пафос «розысканий» Резника—Кушнера сводится лишь к установлению ее автора. Но никак не к логическому опровержению фактов, в ней изложенных (знакомый почерк!). Даже если и допустить, что ее автором является некий тайный советник Скрипицын, то это вовсе не означает, что смысл самой «Записки» — подлог. Но вот подобная давно надоевшая «логика» господ Резников и Кушнеров именно подложна. Таким же точно способом их суетливые соплеменники, да и они сами уже второй век тужатся «доказать» подложность «Протоколов сионских мудрецов». Разговор у них идет, как правило, о самом второстепенном в данном вопросе — об авторстве этих «Протоколов». Тогда как главным для нас является не их авторство, а то, что они сбылись.
Впрочем, кому там, в «Литературных вестях», нужна истина? Говорить правду о русско-еврейских отношениях, по разумению «Литвестей», — значит быть «зоологическим антисемитом», от кого бы эта правда ни исходила.
И все же никак не могу вообразить, что господа непробиваемые «семиты» и на этот раз обвинят в антисемитизме, в подлоге или кровавом навете великого русского историка С.М.Соловьева, отца не менее великого философа Владимира Соловьева — либерала во Христе. Вот о чем сообщает С.М.Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен»: «Но призывая отовсюду искусных иностранцев, Петр (Великий. — В.Х.) только для одного народа делал постоянное исключение, для жидов. «Я хочу, — говорил он, — видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются и как ближних ко мне ни подкупают». И далее С.М. Соловьев приводит исторические факты, служившие причиной такого отношения к евреям: «Вести из Малороссии не могли внушить великороссиянам расположения к принятию жидов. В 1702 году 10марта к черниговскому коменданту прислал полковник Лизогуб письмо, в котором говорилось, что в Черниговском уезде, в местечке Городне, жиды замучили христианина и кровь рассылали по разным жидам, живущим в малороссийских городах. Перед судом в Чернигове жид Давид без пытки признался, что он с свояком своим Яковом замучил христианина; объявил, что многие жиды собирались в селе Жуковце в корчме о своем жидовском празднике, именно на Трупки, было их человек сорок с лишком, и просили его, Давида, чтоб он добыл на праздник Пейсар крови христианской, что он и исполнил. Яков также признался без пытки» (книга VIII, том XV, с. 74). (Должен сразу на всякий случай оправдаться: это не я, а С.М. Соловьев по отношению к евреям употребляет исключительно слово «жиды»). Кстати сказать, с 1702 года, указанного Соловьевым, прошло уже триста лет, и ни о каком добром сожительстве русских с «жидами» в его «Истории» не сказано. Это к разговору о книге Солженицына «Двести лет вместе»...
Здесь можно было бы привести выдержки из большой и страшной книги другого великого русского философа В.В.Розанова «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови», написанной по горячим следам ритуального убийства (что было признано судом) Андрюши Ющинского в Киеве и впервые изданной в Петербурге в 1914 году. (Но что такое для господ Резников и Кушнеров труды Соловьева и Розанова? «Кровавый навет!», «Растление ненавистью!») Также можно было бы процитировать не менее жуткие куски из книги Лютостанского «Об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей» (СПб., 1880 г., 2-е издание). Кстати, автор, поляк по национальности, в ней сообщает интересные для нас детали: «В первом издании нашей книги многих фактов мы были лишены, которые были украдены жидами. Сочинение Даля по вопросу крови, — в Москве, находилось только в Чертковской библиотеке и единственный экземпляр. Управляющий библиотекой П.И. Бартенев вздумал перепечатать это сочинение и дал в типографию Мамонтова. Когда приступили набирать и разрезали книгу на части, тогда жид, бывший наборщиком типографии, дал знать своему кагалу и, по общему совету, тот же наборщик ночью выбил стекло в типографии, влез туда, рассыпал весь набранный шрифт, находившуюся там часть разрезанных листов сочинения Даля хапнул и канул в неизвестность, как и постоянно делается у жидов. Полиция разыскивала в обеих столицах, — но все напрасно. Затем печатание прекратилось, — г. Бартенев уцелевшую книжку Даля взял обратно и уже ее в библиотеке хранит строго под наблюдением собственного глаза». (Вот такая детективная история. По всей вероятности, здесь речь идет именно о том самом экземпляре книги В.И. Даля, который впоследствии, уже в ХХ веке, был подарен В.М. Остроглазовым библиотеке Московского университета.)
Однако, не сомневаюсь, никакие подтверждения нашей правоты не произведут на резников и кушнеров ни малейшего впечатления. К подобным публикациям у них отношение как в известном анекдоте: «Нэхай клевещуть!» Все без исключения факты и вековые свидетельства отвергаются ими с порога, потому что так им легче морочить голову лишенным информации гоям.
А теперь — самое главное, о чем все на свете резники предпочитают помалкивать. В.И. Даль, как и другие исследователи ритуальных убийств, нигде не говорит о вине в с е х евреев, не обвиняет их поголовно в употреблении христианской крови для ритуальных целей. Речь идет только лишь об одной глубоко законспирированной, фанатически сплоченной иудейской секте — хасидах. Вот что говорит В.И. Даль в итоге своего «Розыскания»: «Изуверный обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым — как это объяснено выше — секте самой упорной, фанатической, признающей только Талмуд и раввинские книги и отрекшейся, так сказать, от Ветхого Завета; но и тут составляет он большую тайну, может быть, не всем им известен и по крайней мере, конечно, не всеми хасидами и не всегда исполняется; не подлежит, однако же, никакому сомнению, что он никогда не исчезал вовсе со времени распространения христианства, и что поныне появляются между жидами фанатики и каббалистические знахари, которые с этою двоякою целью посягают на мученическое убиение христианского младенца и употребляют кровь его с мистико-религиозною и мнимо волшебною целью. Польша и западные губернии наши, служащие со времен средних веков убежищем закоренелого и невежественного жидовства, представляют и поныне самое большое число примеров подобного изуверства, особенно губерния Витебская, где секта хасидов значительно распространилась».
Так что господа резники, кушнеры и оскоцкие могут не суетиться и не вводить никого в заблуждение: никто никогда не обвинял всю еврейскую нацию в ритуальных жертвоприношениях. Их (резников и кушнеров) «благородное» возмущение работает вхолостую, не имея ни причины, ни почвы. И отнимать у Владимира Даля приведенные выше слова, а уж тем более называть их малограмотными — верх цинизма и пример профессиональной непригодности.