От Владимир К.
К Юра Я-ч
Дата 30.12.2005 08:20:01
Рубрики Флот; Суворов (В.Резун); Байки;

Некуда

>>Простите пожалуйста, но я хочу задать вопрос: почему Лесков был подвержен анафеме?
>Я с удовольствием читаю Лескова, но у него есть ещё и позний период творчества. Там, насколько я помню, он выступает революционером и выступает против самодержавия.
Вот отзыв о романе "Некуда":

Роман "Некуда" великого русского писателя Н.С. Лескова впервые напечатан в журнале "Библиотека для чтения", 1864, №№1-5,7,8,10-12. При жизни автора роман переиздавался пять раз.
Успех романа был очень большой, первое издание разошлось в 3 месяца. Роман "Некуда" вошел в историю русской литературы как один из так называемых антинигилистических романов, направленных против революционеров, социалистов, фурьеристов, коммунистов, движение которых приняло широкий размах в 1860-е годы. Главными фигурами этого движения были Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев.
Появление романа "Некуда" в творчестве Лескова не было случайным, оно полностью объясняется идейной позицией, которую занял писатель в обстановке острой общественной борьбы того периода. Тех людей, которые призывали к революции, к немедленным действиям, писатель называл нетерпенцами, себя причислял к постепенцам.
Идеалы постепенца в какой-то мере выражены в здравом смысле Розанова, в его полезной деятельности врача, а также представлены и в реформаторской деятельности предпринимателя Маслянникова, о котором говорится в конце романа. Демократы XIX века дружно и яростно критиковали автора романа "Некуда" за якобы карикатурное изображение революционнодемократического движения 60-х годов XIX века. С резкой характеристикой романа выступил Д.И.Писарев.
Критик в статье "Прогулка по садам российской словесности" заявляет, что на таких людей, как Лесков, все здравомыслящие люди смотрят как на "отпетых людей", "с ними не рассуждают о направлениях, их обходят с той осторожностью, с какой благоразумный путник обходит очень топкое болото". Традицию обличительной критики романа "Некуда" продолжил пролетарский писатель Максим Горький.
Он поставил роман Лескова рядом с романом Достоевского "Бесы", но этим сопоставлением Горький не унизил, а возвысил автора романа "Некуда".
Отвечая критикам, Лесков, не отрицая недостатков романа, говорит о правде, как достоинстве романа, в котором стремится "сохранить на память потомству истинные картины нелепейшего движения, которые непременно ускользали бы от историка, и историк непременно обратится к этому роману. 140 лет прошло с тех пор, когда вышел в свет роман Лескова "Некуда", однако своей значимости он не потерял, и еще будет сохранять, так как демократы и революционеры продолжают появляться на мировой политической арене.
Всех демократов роднит духовная нищета и безнравственность, которые они стараются прикрыть безумными идеями. Произведение Лескова оказалось пророческим, именно в "некуда" двигалась Россия почти весь ХХ век.
Роман "Некуда" - глубоко философское произведение, написанное в прекрасной художественной форме; в нем рассматриваются следующие проблемы: революция и нравственность, роль личности и народа в истории; революция или реформы; место философии в жизни общества и человека; теория и практика и другие. Отношение к теории вообще и революционной теории в частности, выразил главный герой романа Дмитрий Петрович Розанов.
Его теория - жить независимо от теорий, но соблюдать правила общежития, жить, не отрываясь от жизни, слушаясь и присматриваясь к ней. Игуменья Агния Николаевна на вопрос племянницы: как надо жить?; ответила: "Жить надо как живется, меньше говорить, а больше делать". Людям надо жить, соблюдая общечеловеческие нормы морали, не быть эгоистом, себялюбцем, а главное не лгать ни себе, ни людям. "Людям ложь вредна, а себе еще вреднее.
Станешь лгать себе, так всех обманешь и сама обманешься. Вот одна выдумает, что она страдалица, другая, что она героиня, третья еще что-нибудь такое, чего вовсе нет. Уверят себя в существовании несуществующего, да и пойдут чудеса творить, от которых бог знает сколько людей станут в несчастные положения".
При оценке теории Лесков обращается к легенде о разбойнике Прокрусте, чтобы образно, наглядно продемонстрировать какой может вред нанести человечеству слепое следование схоластическим теориям. У Прокрусты, пишет Лесков, была кровать.
Кого бы он ни поймал, он клал на эту кровать. Если человек подходил как раз к размерам этой кровати, то его отпускали; если же короток, то вытягивали, чтобы был по размеру, а длинен, так обрубали. Писатель теории сравнивает с прокрустовым ложем, так как требуют одной мерки, они "или вытягивают чувства, или обрубают разум". Теории отрывают человека от жизни, надевают на его глаза шоры, подавляют присущие природе человека чувства. Натура человека, жизнь выше теории.
Большое количество страниц романа "некуда" отведено изображению Знаменской коммуны во главе с писателем-демократом В.А. Слепцовым (в главах, посвященных описанию "Дома Согласия" и его обитателей в последней книге романа). Лесков лично знал многих участников коммуны, на примере этой коммуны писатель показывает, как теории делают жизнь людей скучной, протокольной, расписанной по минутам.
Не живая жизнь, а казарма, порядки которой не соответствовали человеческой натуре, а потому была обречена на гибель. Существуют народные традиции, которые формировались тысячелетиями, теории, пытающиеся разрушить традиции, очень опасны для существования людей. Демократы, изображенные в романе, разрывают связи с прошлым, плюют на культурное наследие, призывают быть свободными от прошлого во имя светлого будущего.
Что касается человечества в настоящее момент, то оно устроено, по их мнению, подло и глупо. Семья - безобразнейшая форма того, что называют цивилизацией. Семья - учреждение безнравственное, потому что взаимная любовь, отцовская забота о семье, материнское попечение о детях удаляют, мол, человека от общества и портит его натуру. Женщина не должна быть обремененной не семьей, не детьми, она должна жить, как ей хочется.