От Юрий Геннадьевич
К Михаил Дворник
Дата 23.02.2006 02:29:38
Рубрики 11-19 век;

Re: [2Юрий Геннадьевич]

>Скажите пожалуйста, а почему "натуралистичные символы могли становиться поводом для еретических толкований".

Потому же, почему и многие другие символы, которыми пользовались первые христиане, были в конечном счете отвергнуты соборным разумом Церкви, не как скверные сами по себе, но как способные служить препятствием к усвоению истины в силу своей избыточности, «ветхости» смысла, нагруженности ложными смыслами и т.д.

Важный прецедент был создан Церковью в VII веке:

«На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искуством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мiра, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания, и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мiра».

Это 82-е правило Шестого Вселенского Собора, который был собран в том числе и для того, чтобы: «если в зрелую пшеницу истины замешались какие-либо остатки эллинского или иудейского неведения, вырвать их, как плевелы, с самым корнем и сделать ниву Церкви чистою» (Из слова к императору Юстиниану).

В толкованиях к этому правилу поясняется:

Зонара. «Мы почитаем образы и сени, как знамения и предначертания истины, но предпочитаем благодать и истину, то есть сами вещи, указуемые чрез знамения, и определяем не писать более Вземлющаго грех мiра в виде агнца, а представлять Его на иконах по человеческому естеству».

Аристин. «Не изображай агнца во образ Христа, но Его Самого. Агнец был принят во образ истинного Христа Бога нашего. Но не должно образ предпочитать истине и писать на честных иконах агнца, …а должно и искусством живописания изображать Самого Христа и Бога нашего по человечески».

Этим указан и ведущий принцип: необходимость и достаточность каждого символа на иконе.