От Павел Б.
К All
Дата 04.03.2006 13:58:28
Рубрики 1941; Холмово;

Рябой пиар вселенского масштаба

Кому выгоден птичий грипп?

Как бы некорректно по отношению к родственникам погибших это ни звучало, количество умерших от птичьего гриппа не превышает пока ста человек на 6 млрд населения планеты. Все они жили в антисанитарных условиях. И произошло это не в течение одной недели, а за последние полтора года. Тем не менее средства массовой информации активно муссируют тему, перечисляя массу медицинских и фармацевтических терминов, а различные общества и организации продолжают созывать «круглые столы» и международные конференции. К сведению: в ДТП и от сердечно-сосудистых заболеваний людей гибнет в тысячи раз больше. Предотвратить те же ДТП можно только прекратив производство транспортных средств. Но лоббирование — мощная вещь. До тех пор, пока оно не становится слишком явным.
Кофи Аннан в обращении к участникам Пекинской конференции по птичьему гриппу заявил, что мир не готов к пандемии, и призвал создать фонд. Удалось собрать 1,9 млрд. долларов. США обещали внести в общую копилку 334 млн., Евросоюз около 250 млн., Всемирный банк — около 500 млн. Россия взялась внести лепту в 30 млн.
Расходы человечества на борьбу с больными птицами состоят не только из денег, собранных фондом при ООН. Главным образом это средства, выделенные на лабораторные исследования, профилактические мероприятия и разработку вакцины. Кроме того, деньги тратятся на ликвидацию последствий болезни и карантинные мероприятия. Казахстан, например, на локализацию эпицентров и уничтожение зараженных птиц выделил 77 тысяч долларов.
Что касается разработки и производства вакцины, то США выделили на это 8 млрд. долларов, а Европейский союз — 1,2 млрд. Кстати, птичий грипп в США в последнюю его вспышку обнаружен не был (в 80-е годы там была зафиксирована первая вспышка). Тем более изумляют несоизмеримые суммы «на борьбу». Первыми взялись за разработку вакцины, словно угадав грядущую пандемию, фармацевтические компании «Авентис Пастер» и «Хирон», имеющие контракты с американским Национальным институтом здоровья. Другие производители приступили к разработке значительно позже. Временная задержка стала хорошим подспорьем американцам — продажи вакцин и противовирусных препаратов в период массового психоза растут, делая инновационные компании лидерами на мировом рынке.
Понятно, что правительства стран, как бы заботящихся о здоровье нации, вынуждены приобретать новые препараты. Причем в больших количествах и именно в странах-стратегических партнерах. Фармацевты добиваются обязательной, повальной вакцинации птицы против гриппа и увеличения госзакупок тестов для его диагностики. Наверное, вскоре станут говорить о вакцинации детей и «незащищенных слоев общества». Если им удастся все это пролоббировать, компании заработают десятки миллиардов долларов. По самым скромным подсчетам, различные статьи расходов, так или иначе связанные с ветеринарным птичьим гриппом, уже составляют более 12 млрд. долларов. Этой суммы хватило бы на три трубопровода «Баку — Тбилиси — Джейхан». И это — не конечная цифра.
На самом деле ветеринарное заболевание «птичий грипп» зафиксировано давно, больше ста лет назад. Птица, как и любой живой организм, может заболеть. Совсем недавно, пару лет назад, на одной крупной казахстанской птицеферме были вынуждены сжечь всех кур. По слухам, птицы были накормлены некачественным кормом. Что произошло на самом деле — коммерческая тайна. Возможно, началась обычная цикличная куриная чума, болезнь среди птиц заразная и описанная даже у Михаила Булгакова в «Роковых яйцах». Что примечательно, у классика виновником всех послекуриных событий стал репортер — любитель сенсаций. Впрочем, как и сейчас. Но сегодня это происходит благодаря пиару, то есть за деньги.

В пиаре лучше не повторяться
Выявилась еще одна закономерность. Атипичная пневмония, унесшая жизни около 500 человек, возникла, как и птичий грипп, на Юго-Востоке. Точнее, в Китае, показывающем прекрасный рост экономики, и в странах, в которых случилось «экономическое чудо». Есть не менее удивительное совпадение, правда, больше политическое. Коровье бешенство активно популяризировалось в 1999–2000 годы. В это время «сильный» мир делил Югославию на части. Тема атипичной пневмонии в 2003 году стала занимать первые строчки рейтингов новостей за три месяца до начала военных операций США в Ираке. О птичьем гриппе заговорили во время событий в Палестине и перед возможной войной в Иране. Отвлекать внимание выгодно и удобно. Понятно, что личная безопасность любому человеку важнее безопасности общественной — своя рубашка ближе к телу.
Вернемся к экономике. Вернее, к тенденциям. Китай, вступив в ВТО, сейчас имеет возможность продвигать свои товары на мировые рынки. Там принята программа развития животноводства и птицеводства. Она хорошо выполняется. Буквально в ближайшие 5 лет Китай способен стать крупнейшим экспортером этой продукции в мире. Для ведущих импортеров — а это 5–6 компаний — появление китайского игрока на рынке ничего хорошего не сулит. Известно, что эта страна может очень быстро и активно захватить рынок, выставляя невысокие цены за товар благодаря дешевой рабочей силе. Вот и появилась «опасная» инфекционная болезнь. Организовать такую акцию несложно. Пришел человек на речку или озеро, вылил туда раствор из термоса — и дело сделано. Такое уже было во время эпидемии коровьего бешенства, когда английские фермеры, основные поставщики говядины в Европу, вынуждены были забивать свой скот. Сначала цены упали, сейчас говядина в три раза дороже, чем до коровьего бешенства, и Великобритания уже не является лидером по продаже мяса в Европе. Птичий грипп может использоваться в качестве удобного повода, чтоб подорвать доверие к региональному производителю и экономически его задушить. Для монополизации рынка и для уничтожения и поглощения региональных производителей птичий грипп — очень удобная тема. В борьбе за место под солнцем все средства хороши.
США сразу воспользовались темой птичьего гриппа и под эгидой борьбы с ним вложили 7,5 млрд. долларов в свое птицеводство в обход норм ВТО. Мировые цены сразу поползли вниз. Отработана четкая схема: необходимо создать такие условия, чтобы разорить мелких и средних производителей в других странах, которые не могут выдержать конкуренции. А уже затем глобализовать рынок и диктовать свои условия, повышая цены, что обязательно и произойдет. Импортеры боятся потерять почти полуторамиллиардный китайский рынок потребителей мяса птиц.
Что касается Казахстана, то 15 миллионов едоков — не очень много. Хотя те же вакцины и мясо благодаря рябому пиару появятся и здесь.

Досье
Передачу куриного гриппа человеку еще никто не доказал. Просто в крови больного человека находили этот вирус. Но в человеческом организме десятки вирусов, на которые мы реагируем по-разному, а то и вовсе не реагируем. Человек погибал от какой-либо традиционной болезни, но при этом в его крови находили в том числе и вирус птичьего гриппа. Причиной летального исхода считали вирус птичьего гриппа, а человек просто являлся его носителем. Многие люди носители вируса токсоплазмоза — болезни, передающейся от кошек. Но кошки, в отличие от мяса птицы, — не биржевой товар.

Анель Давлетгалиева, Фото Сергея Ходанова, Алматы.

«Литер»
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=26384