От Искандер
К All
Дата 18.08.2006 22:40:49
Рубрики 11-19 век;

Без заголовка

шок
«Не позволю носить кресты в Кыргызстане...»
Бишкекчанка Елена Новикова до черного понедельника, как она теперь называет 24 июля 2006 года, никогда не помышляла об отъезде из Кыргызстана. Более того, закончив Кыргызско–Славянский университет по специальности “культурология”, изучала этносы и толерантность нашего общества, бегала на курсы кыргызского языка и восточных танцев. Встречаясь с людьми разных национальностей, изучая их традиции, быт, культуру, она все больше гордилась тем, что родилась именно в Кыргызстане.
Но веЧером 24 июля родители не узнали свою дочь. Вбежав в дом, она расплакалась, потом начала сбрасывать свои любимые книги по культурологии, истории религий, восточному искусству с полок на пол, выкрикивая с горечью:
— Это все неправда, в жизни все не так!
Девушку пришлось долго успокаивать, прежде чем она смогла что–то рассказать.
...Лена села в 164–ю маршрутку в 17.15. Заняла свободное место во втором ряду за водителем и мысленно стала его подгонять: опаздывала на танцы. Двое нетрезвых мужчин лет тридцати зашли в бусик на пересечении улиц Бейшеналиевой и Киевской.
Один грубо потребовал у Лены освободить место, а когда та возмутилась, приказал сесть соседу на колени. “Вам, русским, не привыкать!” — захохотал он. Девушка снова возмутилась, тогда джигит сорвал с нее очки, бросил на пол, а сам плюхнулся на колени к другой русской девушке и стал прыгать, выкрикивая непристойности.
Устав от этой забавы, снова навис над Леной и, увидев крестик на шее у нее, сорвал его и бросил на пол. Входя в раж и чувствуя, что никто, включая водителя, из пассажиров даже не шелохнулся, не сделал замечания, хулиган плюнул на крест и растоптал: “Я не позволю носить православные кресты в Кыргызстане!”
Ошеломленная таким варварством и безучастностью приличных с виду горожан, которые только отворачивались к окнам, Лена хотела поднять крестик с пола. Ничего не видя перед собой от волнения, девушка шарила руками по полу, когда распоясавшийся пассажир наступил ей на руки черными ботинками, а затем кулаком нанес удар сзади по затылку.
Обезумев от страха, унижения, ужаса и боли девушка пытались вырваться из лап негодяя, но тот цеплялся за ноги, одежду, руки. Водитель же рулил, как будто рядом ничего не происходило. Хотя вторая попутчица с самого начала нападения кричала не переставая: “Водитель, остановите! Водитель, помогите!”. Казалось, этот ад никогда не кончится.
Оказавшись на свободе, Лена долго приходила в себя, позвонила другу, с которым отправилась на конечную остановку 164–й маршрутки, чтобы найти тот оранжевый “Мерседес” и поговорить с его водителем. Но бус словно в воду канул. Водители утверждали, что среди 35 машин их маршрута такого вообще нет и не было. И такого водителя они не знают.
На следующий день утром в Ленинском РОВД, куда Лена обратилась по месту жительства и месту происшествия, дежурный, выслушав эмоциональный рассказ потерпевшей, спросил: “У вас украли кошелек, отобрали крестик, цепочку, вырвали сотку? Номер машины запомнили? Нет? А что же вы тогда хотите?”. Но заявление принял, сказав, что займутся им, если потерпевшая приведет нападавшего, водителя и свидетелей.
— Главное не то, что голова кружится, а обида. За что? И почему все молчали, никто не остановил беспредел, и все это в центре города, днем, — возмущалась Елена Новикова, придя к нам в редакцию. — Я ведь гражданка Кыргызстана и считала до сих пор, что имею равные со всеми права и право на защиту в том числе. А на деле что получается?
Девушка до сих пор не хочет верить, что это было нападение на национальной почве, и пытается доказать испуганным родителям и самой себе, что это был просто пьяный дебош. И люди отворачивались к окнам и прятали глаза не потому, что они оказались другой национальности, а потому, что просто испугались дебошира. Но как расценить поведение водителя, сотрудника милиции?
Ясно одно: этот случай нельзя оставлять безнаказанным. Поскольку за ним могут последовать другой, третий...

l слово закона
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина подпадают под статью 134 УК “Нарушение равноправия граждан”:
(1) Прямое или косвенное нарушение или ограничение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, местожительства, религиозных и других убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред законным интересам гражданина, — наказывается штрафом в размере до пятидесяти минимальных месячных заработных плат либо арестом на срок до двух месяцев.
(2) То же деяние, совершенное с использованием служебного положения, — наказывается штрафом в размере до ста минимальных месячных заработных плат либо лишением свободы на срок до двух лет.

l мнение
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию юриста “Вечернего Бишкека” Сергея ВОРОНЦОВА. Вот что он пояснил:
— Действия нападавшего подпадают под три статьи Уголовного кодекса: хулиганство, умышленное причинение вреда здоровью, тяжесть которого может определяться на основании судебно–медицинской экспертизы. В данном случае надо обратиться в РОВД с заявлением о возбуждении уголовного дела. В течение 10 суток этот вопрос должен решиться.
А вот с применением главы 19 “Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина” статьи 134 “Нарушение равноправия граждан” Уголовного кодекса Кыргызской Республики случился конфуз.
Случайно или намеренно, но наши законодатели перевели ее в категорию дел частного обвинения. Восьмого августа 2004 года они внесли изменение в статью “Дела частного, частно–публичного и публичного обвинения” и в статью “Подследственность”. И с того момента, если в центре города любой ненормальный выльет на вас ушат национал–патриотических оскорблений, гражданин Кыргызстана по закону не вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением с просьбой задержать и наказать преступника.
И вам повезет, если обидчиком окажется знакомый вам человек или сосед, а если некто, оскорбивший вас, вам не знаком, то шансы наказать его падают до нуля. Поскольку только суд принимает решение о возбуждении дела. А кто же предстанет перед судом, если судить некого, оперативно–розыскных мероприятий не проведено?
Да и доказанные случаи оскорблений национального достоинства нашими судами квалифицируются как хулиганство. А в нынешних условиях нарастающего религиозного экстремизма, терроризма, нетерпимости это подобно бомбе с уже взведенным пусковым механизмом. И на этом фоне еще более тревожным кажется тот факт, что ни в одном из вариантов Конституции, предложенных к обсуждению, ни слова не сказано о светском характере государства и о статусе русского языка. Можно только догадываться почему.

Светлана ЛАПТЕВА.
Коллаж Жениша НАСЫРАНБЕКОВА.

P.S. По заключению судмедэкспертизы, причинен легкий вред здоровью Елены Новиковой. Она написала заявление в Службу национальной безопасности, омбудсмену и российское посольство и намерена бороться за свои права до конца.