От Пётр
К Константин  
Дата 17.08.2000 18:54:21
Рубрики Прочее;

Re (4): О рассказе Лескова и "не согрешишь, не покаешься"

Вообще, рассказ написан по мотива жития из «Пролога», насколько точно рассказ соответствует житию сказать не могу, т.к. сам «Пролог» не читал пока к сожалению. Так что скорее всего, человек описан реально существовавший, и история реальная (ведь жизнь св. Марии Египетской, изложенная в ее житии, тоже удивительна, но эта жизнь действительно была прожита), но по художественному произведению во всех деталях первообраз персонажа не представить...
 
 
>Вывод : Лесков все же подсознательно тяготел к старобрядничеству в форме т.н. «бегунцов».  А «знак» блудницы писатель исползовал, чтобы ярко обозначить дефицит жизнеспособности, жизненой силы героини !!!
 
>А дальше — по Нагорной проповеди : «Блаженны нищие духом ...».
 
 
Ну, возможная трактовка, наверное... По-моему, Лесков хотел обратить внимание именно на перелом в жизни Аза, когда она обратилась, буквально закричала, к Богу (раньше приводил тот кусок из текста). Не знаю, прав я или нет, но на мой взгляд стержень рассказа (не буду утверждать, что стержень именно того, что хотел сказать Лесков; правильнее будет — стержень моего восприятия :-) сказанного им) во внутреннем переломе жизни:
 
— человек осознает, что для сохранения чего-то ценного внутри себя не может быть в согласии с миром, причем не только внешне, но и внутренне;
 
— человек удаляется от дел этого мира, отрекаясь себя;
 
— удаляется, отрицает, но не видит альтернативы, и идет путем страдания, в конце которого — самоуничтожение;
 
— обращается к Богу;
 
— находит новую жизнь,- жизнь во Христе; причем по законам мира без Христа, находит там, где выхода, кроме самоуничтожения или уничтожеения ценного качества в себе, нет.
 
 
>У Вас невязка — предпосылка «возлюби ближнего как самого себя» и, как предполагает именно уважительное отношение к себе , как меру уважительного отношения к ближнему. А Азин случай предполагал бы равное отношение к семейству , как к себе — то есть их разорение, ради того, чтобы в страданиях и унижении тела они нашли дорогу души.  
 
 
Не понял, а почему Вы считаете, что любовь к себе это именно мера любви? Т.е., по-Вашему, без этого любовь вообще невозможна — любовь как качество, неразрывно связано с мерой этого качества — любовью к себе? По-моему не так.
 
 
>Но это не так : для себя и для ближних она избрала совершенно РАЗНЫЕ дороги
 
 
Думаю, что ее выбор был не равенство или не равенство дорог для семейства и для себя, т.е. не сопоставление степени их возможных страданий и степени своих возможных страданий. Она же выбирала между: страдать самой или видеть чужое страдание. Просто — видеть чужое страдание, ничего не взвешивая.
 
 
>А как же при сотворении Мира Бог создал человека по образу и подобию своему ( именно тело )? Я на это и упираю: человек — образ Божий.
 
 
Ну, создал, душа же входит в человека вцелом, что именно во внутренней духовной стороне образ заложен видно по цитате из «Закона Божьего» — я ее раньше привел в ответе выше.
 
Но эти внутренние качетсва составляющие образ Божий, конечно же и на внешнюю сторону, тело, влияют.
 
 
>Но , пожалуй «искупление» скорее приведет и к осознанию греха и к покаянию.
 
 
Вы имеете в виду здесь преодоление страданий?— Да, страдания и посылаются нам для нашего вразумления, покаяния в грехах.
 
 
>кроме того, раскаявшись можно опять впасть в грех, но тогда хоть какой то период субъект побыл прощен ?  
 
 
Думаю, да первый грех прощен, но вообще же юоюсь начинать взвешивать силу искушений, внутренней борьбы с ним. Судить грехи это не мое дело, Судья есть...
 
 
>Я не считаю , что иноческая жизнь безгрешна. Я говорю только к стремлению уйти от мирского соблазну — это же факт. Вы говорите о воспитании воли в противостоянии соблазну, так я с этим согласен, но доказываю что волю возможно воспитывать сдержанностью, а не закалять страстями.
 
 
Я же не утверждал, что закалять надо страстями. Просто внешние толчки ко греху действуют на что-то внутреннее в человек, внутреннюю его неустроенность,— страсть, поэтому сдержанность по отношению к искушению достигается борьбой внутренней. А уже успех в этой борьбе может потребовать и такого средства, как удаления от мира...
 
 
>> Покаяние есть изменение себя,— того, что внутри себя самого к греху склоняло и из-за чего греховный поступок, слово или помышление было допущено. Внешний искушающий фактор лишь воздействует (а не определяет поступак сам собой) на то, что подлежит изменению. Поэтому и нужно как внешних побуждений избегать (не принимать их внутренне, даже есть столкнулся с ними), так и внутри себя каяться. Как менять что-то, как каяться, не зная что менять, закрывая глаза на проявления его?
 
>
 
>А не слишком ли высокое требование ? Часто ли встречаются люди способные не только раскаяться, но и изменить себя ?
 
 
Так покаяние и переводится так — изменение. От человека требуется стремление к такоему изменению всеми своими силами, но саобственно изменение дается только благодатно, т.е. результат дается Богом. Стремиться всеми силами сложно, мало таких людей...