От полковник Рюмин
К All
Дата 18.08.2000 23:58:59
Рубрики Прочее;

Еще про трёх Гайдаров.

Пожалуй, остановимся сейчас. Статья большая, и там слишком много неправославного. И автор слишком хотел «свою образованность показать»... До Егора Тимуровича мы так и не дошли. Если кто желает, то продолжение пошлю по почте.
 
 
Плацента гайдарности
 
 
Если абстрагироваться от реальных отношений в семье Аркадия Петровича (следы которых, как указывает Е.Т., есть в «Голубой чашке»), то получится эдиповская структура гайдаровской души в чистом (хотя и в самом общем) виде. А именно: ребенок покорно, хоть и ревниво наблюдает за взаимоотношениями матери с отцом и робко пытается играть роль отца, каковым вроде бы и является по отношению к Свете (впрочем, по смыслу текста — скорей не дочке, а маленькой подружке). Но ведь все это не реальность, а грезы писателя.
 
 
Здесь важно подчеркнуть (и иметь все время в виду, читая дальнейшее), что речь идет не о реально-биографических матери, отце и ребенке, но о проекции в литературный текст структуры души его автора. И о взаимодействии между собой элементов этой структуры. Это взаимодействие, собственно, и определяет характер человека — те или иные психофизиологические реакции на конкретные вызовы окружающего мира. А также его судьбу — схему движения в пространственно-временном континууме этого мира.
 
 
В душе всякого человека есть подобного рода структура: более или менее четко очерченные внутренние субъекты Мать и Отец, а также Ребенок. Характеры внутренних Матери и Отца в душе человека определяются тем, как вели себя в присутствии ребенка реальные мать и отец (или те, кто их замещает), на какое поведение в будущем они его программировали. А характер внутреннего Ребенка определяется тем, каких реакций ждали от своего ребенка реальные мать и отец.
 
 
При этом надо иметь в виду: то, чего мы сознательно хотим от наших детей, далеко не всегда совпадает с тем, чего нам действительно хочется иметь от них. То, чего мы хотим, выливается в рациональные попытки воспитать в них то-то и то-то. Но в нас ведь есть еще нечто бессознательное, и оно, вне зависимости от наших сознательных хотений, проступает сквозь наше самое рациональное поведение и чутко регистрируется ребенком. Например, родитель хочет привить ребенку «храбрость», но, сам того не замечая, прививает ему безответственность. Потому что в этот момент поведение родителя лишь внешне взрослое, а на самом деле в нем проснулся его внутренний Родитель (Дед по отношению к тому малышу, в котором воспитывают «храбрость»), и ему, может быть, хочется воспитать в ребенке что-то совсем другое — то, что присуще как раз Родительской деструктивной природе. Именно таким способом передается от поколения к поколению коренная семейная традиция — будь то склонность к перу или позыв к разрушению.