От webmaster
К All  
Дата 19.08.2000 00:27:59
Рубрики Прочее;

В обновлении сервера "Русское Воскресение" интервью с членом комиссии по канонизации святых и членом редакции нашего сервера игуменом Дамаскиным

Раздел «ИНТЕРВЬЮ»
 
 
- НА ПАСХУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.  
 
  Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским),
 
  членом комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви
 
  http://www.voskres.ru/interview/damaski2.html
 
 
——————————
 
 
Раздел "НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — СТАТЬИ
 
 
- И  ВЫШЛА РУСЬ НА ПОЛЕ.  
 
  Статья Юрия ЛОЩИЦА к 650-летнему юбилею со дня рождения
 
  святого благоверного великого князя Димитрия Ивановича Донского
 
  http://www.voskres.ru/idea/lshch.html
 
 
——————————
 
 
Раздел "ПРАВОСЛАВНОЕ ВОИНСТВО — БИБЛИОТЕКА
 
 
- СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ НА СТРАЖЕ МОРСКИХ РУБЕЖЕЙ  
 
  А.Кузнецов
 
  http://www.voskres.ru/army/solovky.html
 
 
- МОРСКОЙ ПРИХОД  
 
  Петр Денисенко
 
  http://www.voskres.ru/army/seachurch.html
 
 
- СИМ ПОБЕДИШИ...  
 
  Дмитрий Пятков
 
  http://www.voskres.ru/army/sim-pobed.html
 
 
——————————
 
 
Раздел «ИНФОРМАЦИЯ»
 
 
- ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...
 
  История воссоздания Храма Христа-Спасителя. Юрий Юшкин
 
  http://www.voskres.ru/info/xxc.html
 
 
- КАНОНИЗАЦИЯ
 
  На прошедшем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной
 
  Церкви император Николай II и его семья причислены к лику святых
 
  http://www.voskres.ru/info/kanon.html
 
 
- ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ  
 
  Мироточивая икона святого Царя-Мученика Николая II
 
  в Белой Руси и на Северном Афоне
 
  http://www.voskres.ru/info/tzar.html
 
 
- ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ В КРЫМУ  
 
  Духовное управление мусульман Крыма (Муфтият) протестует против
 
  установки на полуострове православных крестов
 
  http://www.voskres.ru/info/krym.html
 
 
——————————
 
 
Раздел «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — СТАТЬИ»
 
 
- СВИРИДОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.
 
  "ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК"
 
  http://www.voskres.ru/idea/sviridov.html
 
 
——————————
 
 
Раздел «КОЛОНКА КОММЕНТАТОРА»
 
 
- ВОИТЕЛЬНИЦА  
 
  Поэзия Марины Струковой
 
  http://www.voskres.ru/kolonka/strukova.html
 
 
——————————
 
 
Раздел «АРХИТЕКТУРА»
 
 
- КИРИЛЛ ПСКОВСКИЙ — ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗОДЧИЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ  
 
  Геннадий Мокеев
 
  http://www.voskres.ru/architecture/kirill.html
 
 

 
 
    НА ПАСХУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
 
    Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским),
 
    членом комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви
 
 
    Наш корреспондент провел вторую беседу с уже знакомым нашим читателям игуменом Дамаскиным.  Беседа состоялась перед самым началом Архиерейского Собора, когда вопрос о канонизации Царственных мучеников был еще открытым.
 
 
    Корр.: Наша встреча, Отец Дамаскин, проходит в знаменательные дни, когда до открытия Архиерейского Собора остались последние часы. Учитывая, что мы живем в особенное время, то и всякая минута сего дня имеет мистическое значение, чему свидетельствует все происходящее во внутренней жизни нашей Русской Православной Церкви. Даже боязно, пусть и радостно произносить вслух те события, что мы, православные сейчас проходим. Достаточно вспомнить встречи и проводы в разных епархиях мощей святого апостола Андрея Первозванного и святого великомученика и целителя Пантелеимона... Многочисленные случаи мироточения и даже кровоточения святых икон, мощей преподобных отцев наших... И, конечно, тревожное во всех смыслах ожидание прославления новомучеников, за веру Православную пострадавших. Со всем этим каскадом вопросов к нам в редакцию обращаются наши читатели, а мы, простите грешных за дерзость, просим Вас, отец игумен, оказать нам содействие в ответах, да и нас, неразумных просветить. Потому что добро и зло ходят рядом, и не всегда способно их различить. Многим, например, не ясно, что же происходит с нашими братьями по вере на западных рубежах и отчего так, мягко выражаясь, странно ведет себя патриарх Варфоломей? Снова стали будировать вопрос о захороненных в Петербурге останков царской семьи:
 
    Продолжает оставаться предметом провокаций вопрос о канонизации Царской Семьи, хотя и известно как бы всем, что будут канонизировать.
 
    о.Дамаскин: — С этим вопросом ясно, как и с тем, что будет более 850 имен, названных поименно, мучеников, которые будут канонизованы, включая Царскую Семью в это число. Будут внесены в общероссийские святцы — это около 250 священномучеников, мучеников, исповедников, бывших местночтимыми. Таково это общее число. Оно будет подаваться от епархий... Сначала еспископы, святители, священники, миряне Будет зачитываться епархия, а потом — сколько и кого они подали, и кто будет канонизован, о ком у комиссии по канонизации и у Священного Синода нет сомнений.
 
    Но, если вернуться к общему значению канонизации, такому, общему, можно сказать, формальному значению, потому что теперь это общее можно отъединить от его содержания. Потому что содержание любого события может быть не понято современниками. Есть объективная картина, есть факт, а миллионы людей это совершенно игнорируют. Но есть объективная картина действительности, которую нельзя игнорировать никогда, если Собор состоится.
 
    Это самая большая канонизация за всю историю православных Церквей вообще. И она последняя такая большая канонизация, потому что больше канонизаций такого рода не будет никогда. До самого Пришествия Христова. Не в силу того, что число их 800 или там I 000, 3000. А в силу того, что в эту канонизацию будут и не поименованные святые. То есть, их число достаточно: Настолько обширно канонизованных святых и не поименованных, что о этим числом не может сравниться уже никакое число во Вселенской Церкви. И если впоследствии будет осуществляться такая вот, скажем, линия Священного Синода о том, что дальше будут выявляться, все мученики и исповедники, то это число дальше будет расти. В зависимости от почитания, от усердия, собственно, самих церковных людей. Это объективная сторона происходящего события. Она может быть совершенно проигнорирована современниками, и я не исключаю даже, кстати, именно этого момента. Потому что когда очень большое событие происходит, то превышается видение современных людей, которые видят плоскости горизонтальные. Они видят только подошву горы и не видят вершины. Проходит очень много времени, пока они сообразят, что, собственно, происходит. Но факт произошедшего все равно остается фактом и дальше уже дело людей православных — черпать из этого источника духовного, или не черпать.
 
    Что касается знамений, чудес и мироточений многочисленных, которые и сейчас происходят, и происходили задолго до того, то я смотрю на этот вопрос как на чудеса и знамения, обращенные не к верующему миру, а как раз к неверующему миру. Для верующего человека не требуется особых знамений и чудес, кроме, собственно, существования Церкви Воскресения Христова, веры в это Воскресение Христово и подтверждения подлинности его в своей собственной жизни. Больше-то, на самом деле, знамений и чудес им не требуется. И тогда, кстати сказать, если мы обратимся к древнему миру, эти знамения и чудеса, и такие жесточайшие скорби, которые терпели мученики, великомученики Фекла и Пантелеимон, и Екатерина, и Варвара... Ведь они тоже обращены не к ним самим. Они обращены к неверующему миру. И поэтому люди современные, часто церковные, как ни странно, толкуют знамения как к ним обращенные. А это не так. Да это действительно знак действия благодати Божией, в котором люди верующие не нуждаются совсем.
 
    В древности, знамения были как бы призванием языческого мира в Христову Церковь. А сейчас, поскольку люди давно уже соприкасаются с Церковью — уже 2000 лет, в России, 1000 лет, знамения и предупреждения, для верующего человека не могут вызвать ничего, кроме тревоги за духовное состояние, и даже, за материальное, за будущую перспективу. Никакой радости вот эти знамения как знамения грядущих событий у меня лично не вызывают совершенно. Потому что я вижу, что они, обращены во внешний мир, как миссионерская деятельность Бога, через Церковь. Но внешний мир совершенно на них внимания-то никакого не обращает. Обращают верующие люди. А внешний мир так же игнорирует их, как и явление благодатного огня и всякие другие многолетние чудеса, фиксированные как бы чудеса в Церкви. И поэтому я смотрю на них как на предупреждения события, которое состоится... Когда оно состоится, мы, конечно, не знаем...
 
    Что касается, вот, останков, вопрос, больше поднимаемый в средствах массовой информации, то вопрос этот одновременно и очень простой, и очень сложный. Вот в каком смысле. Он простой потому, что Церковь уклонилась от его решения. Она решала его через Государственную комиссию. А в комиссии начались споры. Церковь же не третейский судья в научных вопросах. Это совершенно ясно. Беляев и другие ученые отказались признать действиями комиссии достаточно научно обоснованными. Значит, наступит время, когда все-таки будет согласие в комиссии среди ученых. Что же касается вообще вопроса о том, подлинные ли это останки, или нет? — это совсем уже не в области Церковной... Мнения, которые бытуют, лежат не в церковной плоскости, а в плоскости, я бы сказал, пополамной. Это на верующего человека производит самое грустное впечатление. Вопрос о подлинности или не подлинности останков чисто научный. Он требует огромной научной компетенции. Исследований гигантских и привлечения современных технологий. А что могут решить, что могут высказать по этому вопросу миряне, или батюшки, или ученые даже, но не соприкосновенные с этим явлением науки? — Ничего. И поразительно не то, что эти современные люди, когда бы спросили их: «Что вы думаете?» — они бы сказали: «Мы некомпетентны в этом вопросе, мы не знаем. » — Вот это было бы честное закрытие пустого вопроса. Но оказалось, что всё в действительности не так, что с помощью средств массовой информации могут заморочить голову какому угодно числу людей, представив вопрос в том или ином виде, заранее навязав свою точку зрения. Церковь, священноначалие честно отказались участвовать в манипуляции общественным сознанием. Каждый может убедиться в том, подлинно или нет, только после личного знакомства с огромным количеством материалов и документов, которые хранятся. Хранятся в судебно-медицинской экспертизе...
 
    Я знакомился с этими документами и пришел к совершенно ясному суждению. Дело-то идет не о каком-то потустороннем явлении, а о доказательствах уголовного преступления, если перевести на юридическую терминологию... Совершено убийство. Найдены останки убитых людей. Любое следствие по отношению, к любому человеку будет устанавливать доказательства... Тем более — убиты родственники. Ясно, по какому пути оно пойдет, какие доказательства будут. И ясно, что при таком сочетании родственных связей сумма доказательств, если она оказывается, огромная. Ее не перевесят никакие, частные способы и аргументы. Потому что невозможно оказаться родственникам в одном месте, свезенным в одно место, принадлежащим к одной семье. Это просто нереально. Факт бесспорный. Они не могут оказаться случайными людьми. Но это всё равно нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Это можно только самому посмотреть дела и посмотреть систему доказательств, которыми пользуются ученые. То есть, сколько факторов включено в научное исследование, сколько всего совпадающих этих факторов — больше оно или меньше. Таких результатов пока нет. Тогда и Церковь не выскажет свое мнение. Вопрос-то разбит на два вопроса: на чисто научный и на тот, из которого следуют самые печальные выводы. Его можно так распропагандировать, что не ощутишь свою некомпетентность. И куда верующих людей в современном мире можно завести? — Такова ситуация. Вообще-то она говорит больше о нашем нравственном, духовном состоянии, о возможности нашей самооценки больше, чем об этом самом событии.
 
    Что касается канонизации мучеников, пострадавших на Украине, то тут довольно сложное образовалось положение в силу ряда причин. По канонам церковным, конечно. Синодальная комиссия по канонизации святых существует при Синоде, при Патриархе. Так это и было. Но за последнее время на Украине была создана своя комиссия по канонизации святых, которая, в общем-то, не очень входила в отношения с Синодальной комиссией при Синоде. И часто не очень даже информировала, о том, какие канонизации происходят на Украине. Статус Украинской Церкви сегодня не автокефальной, но автономный...
 
    В значительной степени они решают вопросы, хотя это вопрос, который надо было решать отдельно. Тем более, что святые всё-таки единой Церкви, поскольку у нас единая Церковь. Но случилось так, как случилось, и митрополит Владимир прислал список тех, кого они канонизовывали за это время на уровне общеепархиальных, или епархиальных, или святых как местночтимых святых Украинской Церкви, или тех или иных епархий Украинской Церкви. Список будет включен. Мы вполне доверяем исследованиям, которые они производили в своей комиссии. Конечно, никто не будет переисследовать всё, что там исследовалось. Так решается вопрос участия в канонизации святых, что местно прославлены в течение семи последних лет Украинской Православной Церковью.
 
...
 
 
Полный текст — http://www.voskres.ru/interview/damaski2.html