От Владимир Урусов
К Пётр  
Дата 22.08.2000 10:18:39
Рубрики Прочее;

Re (7): О рассказе Лескова и "не согрешишь, не покаешься"

>Дать более или менее полный комментарий мне сложно, т.к. эти вопросы относятся к аскетике очень высокого уровня. Говорить об отношении к этому всей Церкви тоже мне не по силам... Конечно, что-то на этот счет мне доводилось читать, то, что отложилось попробую изложить. Отношение к юродивым строилось, наверное, исходя из того что и для чего они делают. Их поведение, образ жизни построены на полном смирении себя для искоренения своей гордыни. Это очень высокий духовный подвиг и потому, что он ведет к полному отречению от привычной нам жизни внешней, но и потому, что он направлен на искоренение причины, первоосновы, корня всех страстей — именно гордыни, т.е. ведет к полному изменению и внутренней, невидимой, духовной жизни. При этом, поступки юродивых часто служили (и именно так и принимались) обличением греха, не просто проповедью словом, но проповедью своей жизнью. 
 
 
Да — согласен с Вами, что это высочаший подвиг, и входить на этот путь без благословления  очень опасно  (есть и были мнимо-юродивые на Руси).  Смирение их (истинных юродивых) внутреннее, а внешне их поведение может вызывать даже соблазн у  православных для которых главное это внешнее благочестие.
 
 
 
 
>Целостного знания и понимания об умерщвлении плоти у меня нет. По-моему, это средство для исправления внутренних нестроений человека, связанных с тем, что его дух оказывается в положении подчиненном требованиям его телесности. По моим представлениям, самоцели в умерщвлении плоти нет, это именно средство.
 
 
Да- самоцели нет, но и отбрасывать это (как предлагают Осипов и Кураев — «смиряйтесь и все блага вам тут же с неба посыпятся»)  тоже нельзя — это этап  пути духовного восхождения и он не может быть отброшен . Сначала деятельное любомудрие,потом естественное созерцание, потом  мистическое соединение с Богом (по преп.Максиму Исповеднику).
 
 
 
> Святитель Феофан Затворник в своих письмах говорит, например:  
 
"Нет уж, тело надо стеснять малоспанием, и малоястием, и преутруждением. Кто из отцов наших имел успех без стеснения плоти? Я, кажется, вам писал, что тело надо держать в струнку,.. как солдата во фронте... 
 
...Не мешает, однакож, иметь в руках четки, погрубее, и как только тело зажелает себе блажи — поспать, или поесть, или развалиться на креслах и диване, — угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится." 
 
Т.е. здесь нет, мне кажется, указаний к тому, чтобы умерщвлять тело лишь ради самого умерщвления. Основание — «отрезвить» требования телесности, здесь — «поспать, или поесть, или развалиться на креслах и диване», т.е. подчинить всего человека (а значит и дух, и душу, и собственно тело) своим требованиям. Если человек не находит душевных сил, воли, отказаться от этого и поставить требования телесности естественные рамки «...тело надо держать в струнку,.. как солдата во фронте», то ему приходится применять другие действенные средства.
 
 
Хорошо сказано...
 
\