От Пётр
К Игорь_Ш  
Дата 05.09.2000 16:33:10
Рубрики Прочее;

Re: Вопрос

>как Вы понимаете «народное покаяние»??? И возможно ли это в принципе? Были ли примеры подобного? Я никогда не слышал о «народном покаянии» в Смутное Время.
 
 
Слова о народном покаянии следуют из признания факта совершенного народом в 17 году клятвопреступления и попущения цареубийству, об этом не так давно на РБ было большое обсуждение, приводились слова (если не путаю ничего) архиепископа Иоанна Максимовича... Покаяние предполагает осознание и изменение в себе того, что сделало возможным совершение греховного поступка (Речь не идет о личном покаянии, тем более исповедании в церкви каждым каких-то лично им не совершенных народных грехов). Такое изменение общего духовного настроя народа, наверное, будет происходить постепенно в течение какого-то времени, будет определять и поступки отдельных людей, и общие поступки, будет вести к каким-то социальным и государственным изменениям. Вот этот-то постепенный путь внутреннего изменения и возвращения России к Святой Руси и хотелось бы обсудить, или хоть обратить на это внимание.
 
 
Что понимается под покаянием в Смутное Время, в первую русскую Смуту. Сам чего-то придумывать не буду, вот цитаты из «Самодержавия духа» митр. Иоанна:
 
 
"... Все вдруг изменилось как по волшебству. Уже 7 мая [1604 г.] победоносное московское войско в полном составе перешло на сторону Лжедмитрия. 1 июня законный наследник престола, сын царя Бориса Феодор — «отроча зело чюдно, благолепием цветуще, от Бога преукрашен яко цвет дивный» [Русское историческое повествование. М.: Советская Россия, 1984, с. 146] — вместе с матерью был убит в Москве приверженцами самозванца. 20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Патриарх Иов, бесстрашно обличавший преступника, был низложен, и 21-го числа новоиспеченный лжепатриарх, архиепископ Рязанский грек Игнатий совершил «таинство» «венчания на царство» победившего самозванца.
 
Клятвопреступление стало фактом. Народ, еще недавно столь настойчиво звавший Бориса на царство, присягавший ему как богоданному государю, попрал обеты верности, отринул законного наследника престола, попустил его злодейское убийство и воцарил над собой самозванца и вероотступника, душой и телом предавшегося давним врагам России.
 
Вот где таится подлинная причина Смуты, как бы ни казалось это странным отравленному неверием и рационализмом современному уму. Совершилось преступление против закона Божиего, которое и повлекло дальнейшие гибельные последствия всеобщего разора и мятежа.
 
...
 
Всем стало ясно, что для укрощения Смуты необходимы меры не только административные, государственные, но прежде всего — религиозно-нравственные, духовные. Тогда царь и собор положили принести всенародное покаяние. В связи с этим, «для великого государева и земского дела» патриарх Гермоген пригласил в столицу своего славного предшественника — святителя Иова. «Молим со усердием святительство твое, — писал он архиерею-исповеднику, — и колена преклоняем: сподоби нас видети боголепное лице твое и слышати пресладкий глас твой... да сподобит премилостивый Бог за молитвы святые твои Российское государство жити в мире и в покое и в тишине» [Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. XII. Прим. 106].
 
Казалось, к людям вернулось понимание того, как должны решаться вопросы и укрощаться нестроения в Православном Царстве Русском. Казалось, что понимание это готово претвориться в деяния, которые положат конец усобице на Руси. Казалось, что народ прозрел и желает лишь одного — искупить свой грех.
 
«Иов приехал и (20 февраля 1607 г.) явился в соборном храме Успения, извне окруженном и внутри наполненном несметным количеством людей. Он стоял у патриаршего места в виде простого инока, но возвышаемый в глазах зрителей памятью его знаменитости и страданий за истину, смирением и святостию, отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с небом. В глубокой тишине общего безмолвия и внимания поднесли Иову бумагу и велели патриаршему архидиакону читать ее на амвоне. В сей бумаге народ (и только один народ, а не царь) молил Иова отпустить ему, именем Божиим, все его грехи перед законом, строптивость, ослепление, вероломство; клялся впредь не нарушать присяги, быть верным государю; требовал прощения живым и мертвым, дабы успокоить души клятвопреступников и в другом мире; винил себя во всех бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, но не винился в цареубийствах, приписывая убиение Феодора и Марии одному самозванцу; наконец молил Иова благословить царя, бояр, христолюбивое воинство и всех христиан, да торжествует царь над мятежниками и да насладится Россия счастием тишины. ..." [Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991, с. 473-474]".
 
 
Впоследствии, в 1613 г. это покаяние (причем и буквально высказанное в словах) приводит и к действиям,— народ не может мириться с беззаконной властью, собирает ополчения и изгоняет оккупантов и собственных воров. Это делает возможным созыв Собора, провозгласившего нового Царя...
 
Возможно, созыв этих ополчений, изгнание беззаконной власти и можно назвать проявлением национальной диктатуры...