От Иван
К All  
Дата 02.09.2000 12:02:29
Рубрики Прочее;

Пресс-конференция К.Кинчева, посвященная выходу альбома "СОЛНЦЕВОРОТ"

Оговорюсь сразу, что к поклонникам творчества Кости Кинчева не отношусь, однако же прочитал этот материал с интересом.
 

Пресс-конференция, посвященная выходу альбома «СОЛНЦЕВОРОТ»

  

25 февраля, Москва, конференц-зал газеты «Аргументы и Факты»

К сожалению, не все журналисты, задавая вопрос, представлялись. Некоторые представлялись очень невнятно. В связи с этим названия изданий нам пришлось заменять словом «Вопрос». Приводится с небольшими сокращениями.

Ведущая пресс-конференции Рахлина Анастасия: Альбом был записан на студии «Красные горы». Это, собственно, домашняя студия группы «Алиса», которая располагается в деревне Красные Горы. И с моей точки зрения этот момент необычный, потому что в те времена, когда артисты уровня группы «Алиса» записывают альбомы во всяких иностранных державах, в супермодных студиях, «Алиса» записала альбом фактически на домашней студии. Это раз. А вторая позиция, на которую мне бы хотелось обратить ваше внимание, это то, что группа «Алиса» издается не на мейджере, таком, как например, RЕАL, а на новой, имеющей статус независимой, компании CD-Land. И третья позиция — на сегодняшний день возникли небольшие проблемы с некоторыми средствами массовой информации, связанные с обложкой альбома. Забавно, что подобная ситуация происходила много лет назад, в советские времена, когда «Алиса» выпускала на фирме «Мелодия» свой альбом «БлокАда», который издатели не хотели печатать с той обложкой, которую предложила группа и с которой, в итоге, все-таки вышел. Сегодня это ситуация повторяется. И завершилась она на сегодняшний день тем, что одно средство массовой информации фактически отказало группе в информационной поддержке.

Аргументы и Факты, Владимир Полупанов: Песня «Звезда Свиней» была написана в 1994 году и прообразом служил человек по имени Александр Невзоров. Насколько эта песня сейчас актуальна?
КК.: Я написал эту песню в 1991 году и думал, что эта песня будет жить не так долго.Она мне казалась узко направлена в смысле адреса и поэтому я не думал, что она проживет столько. Но время идет и возникает четкое понимание, что эта песня становится более актуальной каждые четыре года. Адрес, конечно, размыт сейчас. Это уже не конкретная персона. Дай Бог Невзорову долгих лет жизни. Но существуют другие яркие представители средств массовой информации, к которым песня имеет непосредственное отношение. И как показывает время, песня много шире, чем то, что я вкладывал в нее в то время. Поэтому считаю эту песню своевременной и в этом альбоме просто необходимой.

Народное радио:Известно ли вам, что в 1997 году Егор Летов выпустил альбом с таким же названием. И второй вопрос: считаете ли вы себя политически ангажированным и что для вас значит понятие «третий путь» — это синтез левого и правого в политическом смысле или что-нибудь иное?
КК.: Понятие «третий путь» очень туманно для меня — я не понимаю, о чем идет речь. Что касается альбома Егора Летова «Солнцеворот», я знаю, что у Егора есть этот альбом, поскольку я с большим пиитетом отношусь к творчеству Летова. Насчет ангажированности. Если вы подскажете, в чем вы усматриваете ангажированность группы «Алиса», мы можем поговорить.

НР: Скажем, ваше интервью газете «Завтра».
КК.: Я русский человек, я россиянин, я болею за судьбу своей Родины.

НР.: А связываете ли вы это с какими-нибудь конкретными политическими движениями или партиями?
КК.: Нет, вся власть от Бога. Просто одна власть дается с благословения Божьего, а другая — с попустительства.

Газета «Завтра»:Сейчас идет война в Чечне. Какое у вас отношение к этому и вообще отношение к исламу?
КК.: К исламу отношение теплое. Православие и ислам всегда жили рука об руку, в мире и согласии. Другое дело, что существует некая третья сила, которая которая пытается стравить нас — порой успешно. Зато этой третьей силе и ответ держать перед Богом. Что касается войны — я против любых войн.

Вопрос:Намерены ли вы снимать клипы и на какие песни?
КК.: Денег нет. Так бы сняли. Я бы с удовольствием на песню «Смерть» снял клип.

Вопрос: С каким режиссером вам больше всего нравится работать?
КК.: С Максимом Масальцевым. С Андреем Лукашевичем была замечательная работа.

Журнал «Амадей»: Только что вы сказали, что хотели бы снять клип на песню «Смерть», но обычно в нашей стране, которая делает вид, что в ней есть шоу-бизнес, снимается клип на те песни, которые идут в радиоротации. C твоей точки зрения, возможно ли появление в радиоротации песни под названием «Смерть»?
КК.:Думаю, что невозможно. Все радиостанции создают для себя некоего кумира. Имя ему — рейтинг. Они молятся этому кумиру и соответственно у этого кумира появляется подспорье под названием «формат». Это для меня совершенно неясное и размытое существо, которому служат все радиостанции. Песня «Смерть», бесспорно, в формат не вписывается. Поэтому я думаю, что она никогда не зазвучит на радиостанциях. И вообще очень важные и серьезные для нас песни лишены возможности звучать на радиостанциях. Потому что звук не устраивает, чрезмерный динамизм, композиционная сложность… Я не знаю, что их не устраивает, с другой стороны… Для меня это печальный факт — наши песни практически не звучат в эфире. За исключением песен типа «Трасса Е-95» или «Дождь», которые абсолютно не отражают того, что мы делаем, того звука, в котором мы привыкли существовать. Песня «Рождество», слава Богу, звучит на радиостанциях и я этому бесспорно рад. Песня для меня важная.

Вопрос: Если вы снимете клип на «Смерть», но она не будет звучат в радиоэфирах, то возможно этот клип тоже не попадет на телепрограмы именно по этой же причине?
КК.:Возможно. Мы ведь тут только фантазируем с вами. Прежде всего у меня денег нет, чтоб снимать клип. Но если существовать по законам, которые нам диктует мифический шоу-бизнес, то бесспорно мы делаем все неправильно. Группы сначала записывают альбом, потом идет плотная бомбардировка по всем СМИ, над альбомом нагнетается волна, потом выходит альбом, коллектив отправляется в концертный тур. Схема, насколько я понимаю, существует именно такая. У нас получается так. Я написал песню и не могу справиться с соблазном ею сразу поделиться, поэтому мы ее репетируем и начинаем исполнять на концертах. Поем, поем эти песни, потом выпускаем альбом и… ровным счетом ничего не происходит. Но так как у нас очень стойкое число людей, которым интересно наше творчество, то радиостанции и ТВ не поднимают и не уменьшают количество людей, которое покупает наши альбомы. Поэтому мы живем не по законам шоу-бизнеса, а по собственным, которые нашей жизнью были сформированы.

Вопрос: Ваша группа существуете уже более 15 лет. За это время число ваших поклонников оставалось стабильным? Подтягивались новые люди? Как у вас сейчас с концертной деятельностью?
КК.: Концертная деятельность постоянна. Мы все время в дороге. Мы перманентно занимаемся тем, чем привыкли заниматься. Отчего получаем колоссальное удовольствие. Мы любим играть концерты. Это то удовольствие, которое мы позволяем себе в жизни. Но количество публики, конечно, меняется. Если говорить о 80-х годах, то там рекорды типа 8 аншлаговых концертов подряд в ленинградском спортивно-концертном комплексе — ну это безумие. Правда, главный в ту пору гастролер София Ротару могла себе позволить, например, в городе Челябинск играть 30 концертов подряд. Тогда, видимо, такая ситуация была. Сейчас мы играем по одному концерту в городе. Они проходят хорошо.

«Наше Радио» Борис Барабанов: Судя по альбому «Геополитика», вы достаточно в курсе того, что проиходит в музыке вообще. Тем не менее «Солнцеворот» получился таким традиционным, если не сказать консервативным, по звуку. Почему? И о музыке вообще.
КК.: Что касается нас, то некий круг замкнулся по спирали. Мы ходили, находясь в эксперименте, в поиске звука, мы все время были неудовлетворены звучанием, и наконец мы вернулись опять к звуку, в котором мы формировались и живем, к звуку, котороый формируется у нас на нашей репетиционной базе. В этом звуке наиболее четко можно представить себе, что такое «Алиса». Благодаря той неповторимой акустике, которая существует на нашей репетиционной точке, а альбом записывался именно там, а потом в деревне, получился этот неповторимый алисовский звук. Который вы называете традиционным и консервативным. Да, это действительно так. Я считаю, что со времен «БлокАды» это наиболее правильное звучание нашего коллектива. Поэтому многие уже усматривают связь альбомов «БлокАда» и «Солнцеворот».

Газета «Новые Известия» Михаил Марголис: На всем протяжении эволюции группы «Алиса» была скорее языческая, нежеле принадлежащая какой-либо религиозной конфессии. У тебя в творчестве все более и более заметно ортодоксальное православие. В связи с этим, может ли зайти твоя вера так далеко, что ты будешь обращаться в Московскую Патриархию за благословением своих действий, в частности, на выпуск альбома.
КК.:Спасибо за то, что вы поняли, что этот альбом православный в отличии от, допустим, «Шабаша». Я, как существо мыслящее и чувствующее, прошел тот путь, который прошла моя великая Родина — от язычества к православию. Нахожусь сейчас в лоне православной церкви, чему несказанно рад. Что касается благословения. Да, я пока, честно говоря, опасаюсь просить благословения на это. А то как быть, если не дадут? Поэтому и не прошу, хотя конечно очень хочется. Хотя в будущем возможно буду поступать именно так.

«НИ»:Почему опасаешься просить благословения?
КК.: Не получить его и пойти поперек воли. Батюшка берет на себя ответственность, давая благословение. А уж раз ты его попросил, будь любезен выполнять те советы, которые дает духовное лицо. И поэтому, щадя и батюшку и себя, на подобные вещи благословения не прошу. В этом, может, моя дерзость. Но с этой дерзостью пока буду жить и вряд ли на следующий альбом буду просить благословения.

Вопрос:Было сказано, что альбом православный. А православие традиционно считает рок-музыку бесовской. Как ты для себя решаешь этот вопрос?
КК.: Да это очередное клише! Для меня это ясно, как Божий день. Не существует плохих и хороших профессий. Существуют люди — порядочные и не очень в каждой профессии. Поэтому православным можно оставаться в любой профессии. Будь то журналистика, токарное дело или рок-н-ролл. А можно быть и совершенным сатанистом в этих же профессиях. Или атеистом. Как угодно.

Журнал «Сельская молодежь» Владимир Преображенский: Новый альбом явился итогом каких-то внутренних переживаний или в значительной мере на написание этих вещей повлияли какие-то внешние события.
КК.:Бесспорно, внутренних. Я к этому альбому отношусь с огромной любовью. И вообще считаю его самым сильным альбомом из того, что сделала «Алиса» после «Шабаша». А до этого «БлокАда». Но этот альбом также и моя оценка того, что творится вокруг. Тому яркое подтверждение песни «Звезда Свиней» и «Повелитель Блох». Это те язвы, которые были вскрыты мною, мимо которых я просто так, как гражданин, пройти не мог. Ну а все остальное — это мои духовные переживания, как неофитствующего христианина.

Вопрос: Вы шли от язычества к православию. Когда вы пришли к православию, как менялся ваш характер, и, соответственно, ваша музыка?
КК.: Мне очень сложно говорить, как менялся мой характер. Об этом нужно судить моим близким. Как менялась музыка и все творчество — судить слушателям. Крещение я принял в 1992 году. С тех пор считаю себя ополченцем войска Христова, чему несказанно рад.

Вопрос: От кого исходили идеи оформления альбома? Несмотря на то, что идея альбома — православие, вера, оформление довольно агрессивное, красно-черные цвета
КК.: От меня, конечно, исходила. Замечательный художник Василий Гаврилов воплотил в жизнь те идеи, которые хотелось бы донести через оформление. Зерно альбома — солнцеворот. А что такое солнцеворот вы можете прочитать в пресс-релизе.

Вопрос: Альбом сделан в вызывающих тонах
КК.: Это тона, извините, выбранные, увы не мною, как пелось в одной песне, если вы знакомы с творчеством группы. Песня называется «Воздух» , альбом «БлокАда». Поэтому, как были выбраны эти цвета, так мы в них и работаем. В этой гамме, так скажем.

Федеральное агентство новостей: Объяснение, что такое солнцеворот и свастика абсолютно в духе и почти дословно по тексту газеты «Русский порядок». Вы пишите, что свастика связана со Святым Духом. Но свастика для нашей страны чрезмерно ангажированный символ. Если вы хотите означить присутствие Святого Духа на вашем альбоме, не проще ли вместо свастики поместить мирного голубя. Церковь изображает Святого Духа как голубя.
КК.: Понимаете, если бы альбом назывался «Голубь», то, бесспорно, это было бы так. А так как он называется «Солнцеворот»… И замечательно, что в традициях Православной церки летящий крест, т.е. свастика символизирует Дух Святой. Правостороняя свастика — это Дух исходящий. Этим Духом делиться… Если вы знаете Символ Веры, то вы поймете, что я имею в виду…

ФАН:А в Символе Веры ничего про свастику нет.
КК.: Про свастику нет — про Дух Святой есть. Так вот правостороняя свастика — Дух исходящий от Творца, т.е. от Бога. И ежели человек берет на себя смелость вращать свастику в правую сторону и делиться Духом Святым, то человек этот, как правило, заканчивает очень печально. Потому что нечеловеческое это дело…Левостороняя свастика — это символ снискания благодати Святого Духа. Чем и должен заниматься любой православный христианин. Это самая главная задача для спасения бессмертной души, для жизни вечной. Вот это — доминанта всего альбома, его зерно. Мы находимся в состоянии снискания благодати Святого Духа. Наша свастика — левостороняя. Боже упаси меня вращать ее в правую сторону.

ФАН: Вы так смело говорите о вращении, о Святом Духе, о восхождении, что …
КК.: Я не смело говорю. Я говорю, как это принято у нас…

ФАН: Мне вспоминаются слова одного человека, коорый сказал в средние века о богословах, что они так смело расуждают о Боге, как будто разбираются в нем лучше, чем в собственной квартире…
КК.: Я ничего кощунственного по-моему не сказал… Если я сказал что-то кощунственное на ваш взгляд, поправьте меня…

ФАН: Вы не сказли ничего кощунственного. Вы так смело рассуждаете о том, куда исходит, куда не исходит, что…
КК.: Мне легко об этом говорить смело, потому что я прибегаю к таинствам Причастия часто и я знаю, что такое снискание благодати Святого Духа не на словах. Поверьте.

«Наше Радио» Борис Барабанов: Вопрос к выпускающей компании СиДи-Лэнд. Видите ли вы какие-либо сложности с продажей альбома, в т.ч. и в связи с темой обложки и всего остального. Или вы рассчитываете только на то, что «Армия »Алиса" купит все, что выходит под грифом «Алиса». Потому что люди далеко не все так хорошо подкованы в символике, к сожалению.
«СиДиЛэнд» Юрий Цейтлин: Я думаю, что это большое событие — выпуск альбома «Алисы» после почти двухгодичного перерыва. Я изначально не вижу, как и мои коллеги, в этом ничего такого. Всем четко дали понять, что означает этот знак. Я думаю, что СМИ донесут это до слушателя. И уверен, что «Армия »Алиса" не увидит в этом ничего плохого .

«НР»: Так вот она-то не увидит, а люди, которые просто подходят к киоскам и видят…
КК.: Практика показывает, что СМИ практически не влияют на реализацию той продукции, которая выпускается под словом «Алиса». Т.е. не добавляют и не убавляют число тех, кто приобретает эти носители. Мы замечательно относимся к СМИ, не хотим никого обидеть, но мы не группа, к примеру, «Танцы минус», которой необходима ваша всеобщая поддержка для того, чтобы продукция начала продаваться. Мы в другой категории находимся.
Рахлина Анастасия: А что касается шоу-бизнеса, то позволю себе заметить, что группа «Мумий Тролль» как-то обходится без информационной поддержки «Нашего Радио» по-моему очень даже неплохо. И не надо решать за людей, что они подумают. А опознать в том, что изображено на альбоме, фашистский знак, надо очень постараться. Я рекомендую в этом случае подписать воззвание об изъятии из музеев, например, древних русских вышивок, потому что этот знак присутствует во всей русской культуре. Ну если кто-то не знает… Опять же что касается «Нашего Радио»… Я имела честь написать статью, на которую обиделся руководитель станции, в которой обратила внимание на то, что люди не знают, что «Город Золотой», являющийся вашим джинглом и песней Бориса Гребенщикова, есть область РАО. Ну вот они умудрились этого не знать. Об этом даже в словаре написано.

«НР»: Свастика прежде всего ассоциируется с фашизмом или с тем, о чем вы говорили последние минут 15?
Рахлина Анастасия: Была такая деятельница -Мария Дэви Христос. Означает ли это, что некая сумасшедшая женщина, использовав имя Господа нашего Иисуса Христа, тем самым вывела, я прошу прощения, это имя из употребления.

Журнал «Афиша» Юрий Сапрыкин: Я совершенно не знал об истории, случившейся с «Нашим Радио», и мне кажется, что сравнение Марии Дэви Христос с Адольфом Гитлером, оно немножко не корректно. Я надеюсь, Костя, что вас совершенно не волнует, что скажут или напишут журналисты по поводу оформления, потому что это все наши журналистсткие измышления. Но, действительно, единственная проблема здесь, по-моему — какие чувства может испытать при виде этой обложки человек, бывший в оккупации, допустим, который не знает эзотерического символа свастики, который там, без сомнения, есть, но о котором он не прочитал, и его этому в школе не учили. И он не прочитал пресс-релиз.
КК.: Если внимательно посмотреть на свастику с нашего альбома, вы увидите, что она абсолютно иная. У нас здесь знак солнцеворота. И потом, кто я такой, чтобы домысливать за людей, как они воспримут это. Я с глубоким уважением отношусь к каждому восприятию. Если «Наше Радио» восприняло так, это не значит, что я к «Нашему Радио» стал хуже относиться. Но я очень четко знаю, кто я такой на этой земле и я ни в коем случае никому не буду препятствовать в понимании тех или иных символов. Мне будет грустно, если кто-то в очередной раз повесит на меня ярлык фашиста. Мы это проходили уже, если вы помните.

Вопрос: Это не было эпатажем, это просто знак солнцеворота?
КК.: Это зерно альбома. Я не могу отказаться от этого знака, потому что альбом называется «Солнцеворот». И главное в нем — попытка поделиться тем, что является самым главным на земле на мой взгляд. На взгляд православного человека. А самое главное на земле — снискание благодати Святого Духа.

«Новые известия» Михаил Марголис: Тебе не кажется, что есть некая ирония судьбы: одна из самых громких и кондовых статей «Алиса» с косой челкой" бросила абсолютно абсурдное обвинение тебя в фашизме в 1988 г. Теперь журналисты снова наталкивают «Алису» на ту же самую тематику. Молодые люди, которые не знают эзотерического смысла символики, они воспримут это как фашистсткий знак… Есть у нас и Баркашов, который тоже свою свастику не считает повторением нацистской символики, это для него совершенно иной знак. Но тем не менее, ассоциации все-таки возникают.
КК.: Это опасность, про которую ты говоришь, подстерегает любого человека, который начинает действовать вопреки сложившейся, зачастую абсурдной морали, которую формирует общество. Если человек ясно и четко начинает выражать свою позицию, а эта позиция не размыта лозунгами демократизма, это вызывает бесспорное и постоянное отторжение. Не будучи голословным, сошлюсь на любимого мной и чтимого митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского. На каждом шагу его, иерарха православной церкви, Царство ему Небесное, обвиняли то в коммунизме, то в фашизме из-за того, что он радел за свою Родину. Это вот не симптоматично ли? Мораль, которая сформировалась за последние 10 лет, так жестко и непреклонно отстаивает свои мнимые завоевания и пытается навешать ярлыки на всех тех, кто любит свою Родину.

«НИ»: Ты считаешь, что такая мораль сформировалась только в последние 10 лет? То есть раньше общество было более терпимым, толерантным?
КК.: Нет, раньше общество было ужасным, потому что находились мы под геноцидом бесовского коммунистического правительства в течение 70 лет. Но это называется из огня да в полымя мою Родину кидает. Ведь существует жесткая непримиримая борьба с моей страной, чтобы раздробить и уничтожить ее, чтоб Америка жила спокойно. Ну сейчас мы можем впасть в мракобесие, с вашей точки зрения, и поэтому можно эту тему закрыть.

«НИ»: Но в принципе все дело идет к тому, что эту ситуацию придется неоднократно объяснять после выхода альбома?
КК.: Да, я пришел к выводу, что проще мне будет объяснять эту ситуацию, нежели отказаться от своих позиций, тем самым предав некие свои убеждения, вычернув зерно из альбома.

Вопрос: Свастика-солнцеворот — непременный атрибут оформления альбома…В компании СиДиЛэнд есть отдел маркетинга. Они должны были понимать, что реакция на это оформление будет неоднозначной.
СиДиЛэнд: Когда мы лично смотрели оформление альбома, мы там ничего не усмотрели. Я думаю, что здесь все комментарии были даны.
КК.: Мало того, я предлагал наклеить стикер «Я — просто антифашист. Константин Кинчев» на альбом. Но предлагал я это уже Мише Козыреву, который напрягся, так скажем.

Вопрос: Кого вы могли бы выделить из молодых групп? Насколько я знаю, последние концерты вы играете не в одиночку, а с группой «Пилот» или «Хозяин Ключа». У кого из них, по вашему мнению, есть перспектива.
КК.: Я очень люблю группу «Пилот», мне очень нравится коллектив «Король и Шут», мне нравится «БекХан», «Агата Кристи». Но это уже не молодой коллектив… А «Хозяин Ключа» — мы просто давнишние друзья, поэтому встречаться с ними — одна радость.

Вопрос: После того, как вы приняли православие, как поступила ваша семья?
КК.: У меня семья вся православная. Жена была уже крещена, а я и мои дети одновременно приняли Крещение.

Вопрос: Кто были крестные родители у детей?
КК.: Наш бывший клавишник Андрей Королев, который сейчас ушел из рок-н-ролла и служит у митрополита Белгородского.

Вопрос: Не боитесь ли вы, что преобладание в новых вещах сугубо православной тематики оттолкнет часть ваших поклонников?
КК.: Все вопросы кружатся вокруг одного: просчитываю ли я, когда пишу песни, кто их будет слушать. Но это не моя задача. Моя задача — поделиться тем, что твориться в моем сердце. Я уважаю свободу каждого. Но ничего не просчитываю. У нас жанры с популярными артистами несколько разные. Мы делаем то, что считаем необходимым делать. И пишутся песни те, которыми хочется поделиться со всеми. Как их будут воспринимать — уже не наша задача. Задача популярно артиста сделать так, чтобы все, вся страна полюбила его. Есть определенный тезис, озвученный мной в песни «По барабану» — я не червонец, чтобы нравится всем. А Дмитрий Александрович Дибров трактует эту фразу совершеннно иначе, как человек шоу-бизнеса — к сожалению, я не червонец, чтобы нравится всем. Понимаете разницу? Я не знаю, и мне это не интересно знать — оттолкнет это кого или нет. А может, наоборот, кто-то еще придет.

Вопрос: Будет ли продолжен эмоциональный контакт с публикой, которая ходила на ваши концерты в течение долгого времени?
КК.: Бесспорно, контакт остается и тому подтверждение — концерты и лозунг, брошенный когда-то давно «Мы вместе!». «Если кто-то думает также, как я, мы с ним похожи точь-в-точь. Мы вместе!»

Вопрос: Ваше отношение к вашим ранним работам с позиции прожитых лет и вашего опыта.
КК.: Симпатичны мне все мои работы. Есть любимые среди них — «БлокАда», «Шабаш», «Черная Метка». Остальные мне симпатичны.

Вопрос: Отношение ваше к сатанизму?
КК.: Я сейчас почитал в журнале «Амадей» дневники Мэрлина Мэнсона и вдруг четко осознал, какое счастье, что я родился в России и стал православным христианином, потому что, не дай Бог, меня бы угораздило родится в Соединенных Штатах… Против мещанского пуританского протестантства восстает все сердце и хочется противопоставить что-то. А что могут противопоставить американцы? Только вот эту вот тему… Поэтому, какое счастье, что я родился в России.

«АиФ»: С чем связано то, что ты то отращиваешь, то сбриваешь бороду?
КК.: Зимой вместо шарфа использую, ходишь — и все тепло. А летом я сбриваю, чтоб лицо загорало. Поэтому теперь поступать буду только так: с октября по май — я с бородой, с мая по октябрь, соотстветстенно, без.

Вопрос: Соблюдаете ли вы пост?
КК.: Концерты, играю, к сожалению, в пост.

Вопрос: Вы часто бываете на гастролях и соответственно едите в ресторанах…
КК.: Да гарнир только берешь и все. И нормально абсолютно. Но это не самое сложное в посте. Самое сложное — молитвенное состояние не нарушать. А поскольку играешь концерты, это состояние нарушается. Поэтому для себя поставили цель не играть хотя бы неделю до Пасхи, и неделю после Пасхи.

Вопрос: Как ощущение от того, что ты вторгся в запретную зону, назвав альбом «Солнцеворот». Видишь, какая атака мощнейшая идет…
КК.: Когда я написал песню «Православные», мой друг детства, ныне священник отец Владимир сказал: «А не боишься? Сдюжишь ли напор страстей мира?» Я думаю — буду стараться. Сейчас четкое ощущение, цитируя моего любимого Виктора Робертовича: «Я чувствую, закрывая глаза — весь мир идет на меня войной».