От Андрей Павлов
К Олег К  
Дата 11.09.2000 09:22:53
Рубрики Прочее;

Re (2): Еще раз о двусмысленности. (другие подписи)

По Вашим сообщениеям создается впечатление, что Ваши «аллергии» на подписи мешают Вам воспринимать смысл написанного. Попробуем с другими подписями.
 
 
                           Спаси Господи!
 
                               р.Б. Андрей
 
 
_
 
 
Русь Православная № 9:
 
 
ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ
 
                                       Константин Душенов
 
 
   Большинство принятых Архиерейским Собором документов носит
 
компромиссный и половинчатый  характер    И в светской, и в церковной печати многие Определения, принятые прошедшим Собором, уже получили
 
название «эпохальных», «судьбоносных» и «фундаментальных». Но так ли
 
это на самом деле? Более подробное и беспристрастное рассмотрение соборных документов позволяет усомниться в    справедливости бравурного тона таких публикаций. На мой взгляд, компромиссность и
 
половинчатость — вот, пожалуй, наиболее верные определения большинства соборных деяний.
 
 
<............................................................>
 
 
                                       НАШИМ И ВАШИМ
 
 
   На самом деле, Архиерейский Собор довольно верно отразил нынешнее
 
соотношение сил внутри Русской Церкви. Церковные иерархи с либеральными взглядами продолжают занимать большинство ключевых постов, но усиливающееся консервативно-охранительное давление «снизу» все больше и больше ограничивает их возможность реализовывать свои либеральные взгляды на практике.
 
   Эта двойственность внутрицерковного баланса сил нашла свое отражение в большинстве соборных документов. И наиболее яркий пример такой двойственности — определение Собора под названием
 
   "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к
 
инославию".
 
   Этот документ содержит целый ряд положений и формулировок, которые, казалось бы, ставят крест на самой возможности участия Русской Церкви в экуменическом движении.
 
   Судите сами: первый же его пункт гласит, что только "Православная
 
Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией". То есть
 
ни о каких «Церквах-Сестрах», столь любимых нашими записными экуменистами, вроде митрополита Кирилла (Гундяева) и митрополита Филарета (Вахромеева), даже речи быть не может. И весь текст злосчастного Баламандского соглашения, подписанный по их инициативе в 1993 году представителем Московского Патриархата и принесшего нашей Церкви на Украине столько бед — яйца выеденного не стоит!
 
   Далее соборное Определение провозглашает, что лишь Православная
 
Церковь, будучи «Единой, Святой, Соборной (Кафолической) и Апостольской Церковью», есть "хранительница и подательница Святых
 
   Таинств во всем мире". Это, согласно прямому смыслу текста, означает, что никаких иных спасительных Таинств, кроме Таинств, подаваемых Православной Церковью, не существует и существовать в принципе не может. То есть Русская Церковь официально признает: ни у католиков, ни тем более у других христианских «деноминаций», нет ни Причастия, ни Исповеди, ни Венчания…
 
   Что же — все потуги Богословской комиссии МП во главе с митрополитом Филаретом обосновать благодатность католических таинств пошли прахом?
 
   Ан нет! Чтобы сохранить «сбалансированность» документа, его авторы
 
позаботились внести туда пункт о том, что, хоть «Церковь всегда строго и принципиально относилась к тем, кто выступал против    чистоты спасительной веры», но, тем не менее, "церковное положение
 
отделившихся (т.е. еретиков — К.Д.) не поддается однозначному определению. Общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах".
 
   По этому поводу позволительно спросить: если у инославных нет Таинств, то каким же образом их «церкви» преподают верующим благодать Божию? Что, богословская комиссия МП, готовившая этот документ, открыла какой-то новый способ преподания спасительной благодати Христовой, доселе неведомый догматическому сознанию Церкви?
 
   Такая же двойственность характерна для Определения и по вопросу о том, можно ли, а если да, то — каким образом можно восстановить христианское единство. "Признавая необходимость восстановления
 
нарушенного христианского единства, — говорится в документе, -
 
Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми.
 
   Церковь не признает тезис о том, что "несмотря на исторические
 
разделения, христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность церквей принадлежит
 
исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений",
 
отвергает «теорию ветвей», отрицает «равенство деноминаций».
 
   С точки зрения православных, для инославия путь воссоединения есть путь исцеления и преображения догматического сознания".
 
   Любой ревнитель православного благочестия без колебания подпишется
 
под этими словами, которые, говоря попросту, означают, что для достижения «христианского единства» инославным еретикам следует отказаться от своих заблуждений и ересей и — через покаяние -
 
присоединиться к Православной Церкви Христовой. Именно это мы и жаждали долгие годы услышать из уст нашего Священноначалия, смущавшего умы собственной паствы многочисленными и расплывчатыми
 
рассуждениями о «воссоздании единства Древней Церкви» и экуменическими лобзаниями с еретиками.
 
   Но и здесь, увы, авторы Определения позаботились оставить лазейку, в которую может ускользнуть всякий желающий продолжить прежнюю порочную экуменическую практику под новой вывеской.
 
   Констатируя, что "разделенность христиан явилась открытой и
 
кровоточащей раной на Теле Христовом", они рекомендуют в качестве лекарства "диалоги с инославием не только на двусторонней, но и на многосторонней основе, а также участие Русской Православной
 
Церкви в работе межхристианских организаций". Оговорившись, что «При этом исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере», разработчики документа сразу же вслед за этим вытаскивают из    запасников весь «джентельменский набор» завзятого экумениста.
 
   Итак: "Следует рекомендовать создание в рамках богословских диалогов совместных исследовательских центров, групп и программ. Важным следует считать регулярное проведение совместных богословских конференций, семинаров и научных встреч, обмен делегациями, обмен
 
   публикациями, развитие совместных издательских программ. Большое
 
значение имеет также обмен специалистами, преподавателями и богословами.
 
   Важное значение имеет направление богословов Русской Православной
 
Церкви в ведущие центры инославной богословской науки. Также необходимо приглашать инославных богословов в Духовные школы и учебные заведения Русской Православной Церкви для изучения православного богословия".
 
   Читаешь все это, и невольно создается впечатление, что над проектом Определения работали две совершенно разных группы с противоположными мнениями по всем важнейшим проблемам, которые
 
затрагивает документ. Одни писали о безблагодатности инославных
 
еретиков, а другие — о необходимости «богословских диалогов» с ними. Одни утверждали, что единение христиан возможно лишь через покаяние вероотступников, другие предлагали направлять наших православных студентов в «ведущие центры богословской науки» — набраться ума-разума у этих самых вероотступников.
 
   Таких противоречий, способных поставить в тупик любого, даже самого благонамеренного православного читателя, в тексте Определения очень много. Что и неудивительно: судя по всему, главным принципом при его составлении был принцип «и нашим, и вашим».
 
Остается только надеяться, что в дальнейшем дискуссия на эту тему, по милости Божией, будет двигаться в правильном направлении. И в конце концов благочестие ревнителей все же одолеет теплохладность церковных
 
чиновников. Ей, помоги, Господи!
 
 
                                     НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ
 
 
   На фоне противоречий, которыми наполнено соборное Определение об
 
отношении к инославию, неожиданно последовательным и целостным выглядит другой документ — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он, конечно, тоже не лишен недостатков, и весьма существенных, но — учитывая, что рабочую группу по его подготовке возглавлял митрополит Кирилл — концепция оказалась гораздо более приемлемой, чем можно было предположить.
 
   Начнем с того, что в ней впервые получил официальное признание термин «православный патриотизм».
 
   «Патриотизм православного христианина, — гласит документ, — должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления».
 
   Более того, в это понятие включен и отчетливо выраженный национальный акцент. «Вселенский характер Церкви не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови… Он призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».
 
   Конечно, читать такой текст, вышедший из под пера митрополита Кирилла со товарищи, довольно странно. Впрочем, его появление в любом случае отрадно, ибо лишний раз демонстрирует, что время церковных либералов — даже самых влиятельных и высокопоставленных-безвозвратно уходит. Умные либералы спешат перекреститься в патриотов. Обновленцы становятся консерваторами, модернисты — охранителями. И владыка Кирилл, озвучивающий православно-патриотические тексты, которые еще
 
пять лет назад были в его устах совершенно немыслимы — вполне
 
убедительный символ происходящих в Церкви перемен. Что, впрочем, не отменяет для нас необходимости добиваться отстранения таких   хамелеонов от рычагов церковного управления.
 
   Не менее удовлетворительно выглядит и та часть Концепции, которая
 
касается церковно-государственных отношений. "В православной традиции — говорит она — сформировалось определенное представление об идеальной форме взаимоотношений между Церковью и государством. В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и
 
государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.
 
   Здесь остается лишь добавить, что воссоздание такой симфонии властей является важнейшей задачей Церкви. А возможно оно лишь при восстановлении в России православной формы государственности, каковой является самодержавная православная монархия с Помазанником Божиим во главе.
 
   Впрочем, не будем требовать от митрополита Кирилла слишком многого. Это он, наверно, скажет в следующий раз — этак через годик-другой, когда обстановка вновь изменится и глава ОВЦС предстанет пред нами в образе убежденного монархиста.