От Матфей Кондратенко
К All  
Дата 10.09.2000 01:23:48
Рубрики Прочее;

Очен-но советую, братья!

До конца света есть время, в чем убедился, прочитав на этом сервере потрясающую статью Евдокимова ««ЧЕВЕНГУР» И РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО»: http://www.voskres.ru/literature/platonov.html , где дан весь срез сегодняшних еретиков, хотя и говорится о ересиархах первой половины ХХ века. Так Проханов «Города Солнца» на Алтае и Проханов газеты «Завтра» в Москве... ну, прямо «партия и Ленин — близнецы и братья»!
 
 
«…В предреволюционные годы наибольшую известность получили такие течения, как беспоповщина и толстовство. Положение было настолько угрожающим, что Святейший Синод Русской Православной Церкви вынужден принять меры против брожения умов. И в 1915 году появляется книга архимандрита Илариона Троицкого «Христианства нет без церкви». Автор ее прославился тем, что в годы послереволюционного обновленчества бросил в лицо своим оппонентам, «живоцерковникам», склонявшим его на свою сторону: «Я скорее сгнию в тюрьме, но направлению своему не изменю».
 
 
Период создания романа, 1926— 27 годы, ознаменовался заметным интересом к опыту русских сектантских коммун, который проявили лидеры большевиков из умеренного в религиозных вопросах крыла партии. Во главе этого направления стоял небезызвестный Управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич, до революции один из лучших сектоведов России. Противниками «сектантского большевизма» были так называемые «воинствующие безбожники», отрицавшие всякую религию вообще.
 
 
Союз воинствующих безбожников в своих печатных органах «Безбожник», «Безбожник у станка», «Антирелигиозник».
 
В первых трех номерах за 1928 год «Антирелигиозника» была опубликована статья П. Зарина, посвященная сектантским группировкам в Воронежской губернии, в том числе и в Новохоперском уезде, где разворачиваются основные события романа «Чевенгур». Из этой публикации можно узнать, что общее число сектантов достигало в этой губернии 10—15 тысяч человек. Фактически Воронежская губерния и соседняя с ней Тамбовская, были центром русского сектантства. На воронежской земле активно действовали, проповедовали и создавали коммуны, подобные чевенгурской, евангельские христиане, старообрядцы, баптисты, менониты, адвентисты седьмого дня, иоанниты, хлысты, скопцы, секта Сион и, наконец, молокане (или «духовные христиане»), жившие в основном в Новохоперском уезде.
 
 
В первые годы советской власти молокане пытались своими руками создать земной эдем. Н.Я. Воронин, «духовный христианин» из той же Воронежской губернии, призывал в те дни своих братьев: «...объединиться в семьи по волости или даже по уездам и губерниям, даже в общемировой союз организоваться со временем. Сначала в маленькие ячейки и работать всем сообща, отвергая всякую частную собственность, считать ее достоянием всей такой христианской земли».
 
 
В 1926 году лидер евангельских христиан И.С. Проханов задумал основать свой «город Солнца» на Алтае: проект даже начал осуществляться —11 сентября в торжественной обстановке на месте будущего Града сектантской экспедицией были посажены три кедра и три американских клена. Но реальному «Чевенгуру» не суждено было состояться, так как автор замысла буквально через год уехал в США.
 
После ухода из Совнаркома высокий покровитель отечественного сектантства В.Д. Бонч-Бруевич своего интереса к подопечным не потерял и даже силами знакомых ему с дореволюционных времен чемреков создал свою коммуну, совхоз «Лесные поляны». Говоря об этой попытке осуществить сектантскую утопию на практике, А. Эткинд почему-то считает ее «единственным образцом». В действительности существовали и другие, не менее крупные фаланстеры во многих регионах страны. В 1921 году 28 сектантских хозяйств, выселившихся из различных деревень, образовали около села Волчьего (Острогожского уезда) коммуну с характерным библейским названием «Гефсимания». В 1922 году сектанты-евангелисты на месте ликвидированного совхоза «Кошелев» основали еще одну братскую коммуну со святым именем «Вифания».
 
 
Духоборческая община «Всемирного братства» Петра Веригина. О ней описана в брошюре И. Морозов: «...Петя Веригин, руководитель сельских духоборов (...) пил запоем, жил с молодыми духоборками, хулиганил в ростовском казино, а когда особенно раззуделась братская рука — избил комсомольца-тракториста и милиционера», — и лишь вскользь упоминает: «Встают и ложатся в одно и то же время. Утром и вечером общая молитва, к которой привлекаются и дети. Для оживления молитвы имеется струнный оркестр и хор. Трапеза общая, а перед ней также всегда бывает общая молитва и пение….» — Ну, не гений и не герой ли был Андрей Платонов, говоря вчера про сегодня, когда от жидовствующих негде голову покласть…