От Пётр
К Игорь_Ш  
Дата 14.09.2000 17:17:56
Рубрики Прочее;

Re: Все то...

>>И начать уповать на просвещеннийший и добрейший тюркский Восток???  
 
>Не так, почитайте все же статью, которую я предлагал обсудить ("Об истинном и ложном национализме")
 
 
Это было сказано «в сторону» ранее упомянутой его статьи о «туранском элементе».
 
 
>Трубецкой и говорит о том, что нужно становиться самим собой ! А вот в мыслях некоторых уважаемых мною (совершенно искренее говорю !) так и сквозит «романо-германский эгоцентризм» только в переложении на русский лад.
 
 
По этой статье. Первое, на что хочется обратить внимание,— то, что Трубецкой из своих построений полностью исключил веру и Бога вообще. Он начинает рассуждать о том, в какое отношение ставят себя народы без учета их веры, связи с Богом. Наверное не ошибусь, сказав, что с Православной точки зрения именно род такой связи с Богом, веры, следования или противления Богу, единственный может служить абсолютным мерилом ценности в мире. Именно это может служить объективной основой для сравнения культур народов. Трубецкой же эту объективную основу в своих взглядах исключил полностью. Можно было бы поговорить об этой беде князя,— то, что он отворачивается от Бога, но.. — говорим о статье, такой, какова она есть. Что же выбирает Трубецкой вместо выброшенной им возможности объективного анализа? Он начинает говорить об особенностях психологии (хорошо хоть на этот раз обошелся без лингвистики и сравнения длин самого большого и самого маленького слов в разных языках :-) ). По-моему, понятно, что это черты очень субъективные, и их оценка будет субъективной. Таким анализом Трубецкой заниматься не хочет и заявляет, что народы должны заняться познанием своих «природ» (кстати, что он в это понятие включает хотелось бы знать? эта его категория «природа народа» совершенно никак в его статье не введена, т.е. предлагает он заняться познанием «неизвестно-чего» по-видимому). Т.е. автор указывает народам на некоторые, случившиеся с ними проблемы, вводит ограничения, предлагает свой подход к анализу, и (наверное видя бесперспективность подхода)... предлагает народам самим этим его анализом и заняться. Поясняет: «Мысль эта не новая, а очень старая. Ее высказал уже Сократ двадцать три века тому назад, да и Сократ свое »познай себя" придумал не сам, а прочел на надписи храма в Дельфах",— не удивительно, что отвернувшись от Бога он докатился до языческого храма, наверное, и понятие о «природе народа», и способе ее анализа автор косвенно этой фразой предлагает поискать среди надписей на стенах капища.
 
Далеко не уверен, что дальнейшие построения Трубецкого (в свете упомянутого его отказа от рассмотрения Бога и веры) о национализме могут быть предпочтены работам христианских таких мыслителей как Тихомиров, Ильин, Владыка Иоанн, которые так же поднимали и рассматривали понятие национализма. Может быть обратимся к их работам (или хотя бы посравниваем их положения с положениями Трубецкого), раскроем их тезисы о том, что истинный национализм есть любовь — любовь к своему народу; что ценность культуры народа, цивилизации определяется тем, в какой мере она основывается на стремлении к Богу?