От чтец Георгий
К Андрей  
Дата 25.09.2000 23:13:57
Рубрики Прочее;

Re (4): Опять о национализме-патриотизме.

Братие, во времена С.С. Уварова понятие «народность» — как следует из тогдашних грамматик, словарей и «контекста», — означало нечто вроде «популярность», собственно — степень почитания/уважения/ власти (потентата) в народе. Напр., в донесении Грибоедова: «Каджары (династия) в Персии не народны.». Вот такая странная штука.
 
Граф Сергей Семенович, имеющий весьма либеральное прошлое, предложил свою триаду — как противовес хорошо ему знакомой триады масонской, т.е. «свободы, равенства, братства». Не случайно монархисты всегда оперировали нашей исконной Триадой: За Веру, Царя и Отечество! И все вполне внятно. С патриотизмом и национализмом дело обстоит исторически не лучшим образом. И тот и другой — противопоставлялись «самодержавию», «царизму». Как пресловутые «имперские», «российские» интересы — интересам «всего-то» русским. Национализм, как и в своей западноевропейской коннотации, — понимался, скорее, как интерес всеобщий, опять же — всероссийский, в отличие от интересов узких, «монархически-самодержавных». Таков исторический контекст, в чем желающие могут удостовериться, читая публицистическую-мемуарную словесность от декабристской до февралистской. Разумеется, это нас ни к чему не обязывает.
 
Но я лично обыкновенно ограничиваюсь любовью к Отечеству. И в формулах Присяги никакого национализма/патриотизма, как кажется, не найдется. Вряд ли случайно.
 
Но в том-то все и дело, что Русское — шире (собственно — выше) национального, этнического. Только это уж иная несколько область.