|
От
|
чтец Георгий
|
|
К
|
Лев Тихонов
|
|
Дата
|
08.10.2000 06:15:14
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Re (11): Г. Льву Тихонову
> Дорогой чт. Георгий, > > Впрочем, его поездка могла быть тайной (?). > > Не знаю. Мне о ней рассказывал знакомый, бывший в курсе оптинских дел. Расказывал в контексте этих самых дел, а не личности архим. Софрония и его планов. > > Впрочем, если Вам угодно не верить не верьте, все равно я этот случай не состоянии документально подтвердить. Что касается того, был ли визит архим. Софрония тайным (если он вообще был, и мой приятель его с кем-нибудь не спутал) то смотря, что называть тайной и от кого. У архим. Софрония было довольно много духовных чад в России, и в том числе, кстати, чрезвычайно колоритная и противоречивая фигура прот. Борис Старк, реэмигрант 50-х годов, проживавший в Ярославле, семью которого архим. Софроний окормлял. Они неоднократно и усердно приглашали батюшку в Россию, и вполне можно предположить, что он в какой-то момент отозвался на их просьбы. Вовсе даже он не обязан был приезжать официально, по линии ОВЦС: в России его многие знали и любили, и потому он вполне мог жить здесь частным образом. > > Но все же я хотел бы смиренно поинтересоваться у Вас, прониклись ли Вы мыслью о том, что архим. Софроний был новостильником, подобно всем остальным православным англичанам (кроме тех, что находятся в юрисдикции РПЦЗ) и парижанам-евлогианам, между которыми существовала и существует тесная связь? > > > Всего доброго. > Лев. > Дорогой Лев, я постараюсь вкратце ответить на поставленный Вами вопрос. Как я уж писал в других заметах касательно новостилия, со ссылкою на церковные авторитети, само по себе новостилие не является ересью, если только не сопровождается изменениями Пасхалии и триоди. В то же время добровольный и безосновательный переход на новый стиль по соображениям мiрского удобства есть одно из типических проявлений «теплохладности». О старце Софронии. Ваш вопрос весьма и весьма сложен. Ибо помимо служения по новому стилю, принадлежности к Константинопольскому патриархату, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Типтри, основание и устав которого связаны с особенностями послушания, данного арх. Софронию преп. Силуаном Афонским монастырь этот был «двунасельным»: он состоял из мужского и женского «корпусов» (!). Это обстоятельство вызывало соблазны не меньшие, и кабы не большие, чем в свое время нехождение в монастырский храм св. Серафима, дополнения в текст Св. Литургии, вносимые во время служения св. Иоанном Кронштадтским, «посещения женами» некоторых Оптинских Старцев и под. Я не стану вдаваться в рассуждения о том, что намного превышает отпущенную мне меру понимания, да и знания. Скажу лишь, что «теоретические» соблазны, вполне, кстати, оправданные, тотчас же исчезали у всех тех, кто лично побывал у Батюшки Серафима, у Старца Амвросия, удостоился видеть Отца Иоанна Сергиева. И едва ли не таким же образом куда-то исчезали соблазны у тех, кто приезжал к о. Софронию. Вы муж книжный и церковный, и сами прекрасно знаете что говорится о подобных случаях в Писаниях и Отечниках. Вот, в частности, обитель старца Софрония, в соответствии с его и преп. Силуана пониманием нашей эпохи, была не только и не столько «традиционным» монастырем, но прообразом тех удаленных поселений, прикровенных «пустынек», в которых должны будут скрываться от мiра верные антихтистова века, т.е., возможно, уже мы с Вами, либо следующее поколение.И новостилие его было символическим проявлением той икономии, тем, если хотите, утешением братии, которое неизбежно в обращении с новоначальными и слабыми, «неопытными» во времена особо трудные. Иначе нам придется думать, что арх. Софроний, многолетний духовник афонский, не знал монастырских уставов, или пренебрегал ими. Мысль о том, что, мол, это «он заблуждался» мне чужда. Скорее всего это я чего-то не знаю, не понимаю, не удостоен понимания и знания. Потому-то мне положено строго следовать церковным правилам для несмышленышей и на большее не посягать, чтоб конфузу не было. С Богом!