От Проходящий
К All  
Дата 10.10.2000 11:22:25
Рубрики Прочее;

Прощай, Сербия!  - Владислав ШУРЫГИН

http://www.postfactum.ru/news/show.pl?id=10878
 
 
Итак, революция, о которой так долго (почти десять лет) твердили Клинтон, Блер, Ширак и Немцов с Хакамадой, наконец, свершилась. В Сербии оппозиция «свергла режим Милошевича» и торжествует победу.
 
 
Я, конечно, совершенно не разделяю позицию некоторых российских либералов, счастливо орущих «ура!» и аплодирующих уничтожению последнего оплота российского влияния на Балканах. Но это идеологическая позиция. Недоумение же вызывают оптимистические прогнозы таких политологов как Сергей Караганов, Валерий Хомяков или Андрей Федоров, доказывающих, что замена Милошевича на Коштуницу якобы выгодна для России.
 
 
Господа, опомнитесь! Ну, нельзя же так рисковать своей профессиональной репутацией! Ничего уже между Россией и Сербией не будет! И это аксиома. Чтобы понять это, надо просто хотя бы немного знать Сербию и сербское общество.
 
 
Алгебра развода
 
 
 
Еще восемь лет тому назад, почти сразу после распада «большой» Югославии, едва ли не главной проблемой сербского общества стал его духовный и политический раскол. Если среди хорватов и мусульман было полное единство насчет своего политического будущего, то у сербов таковое отсутствовало.
 
 
Городское население и жители прибрежных районов традиционно держались прозападной ориентации. За почти тридцать лет ориентации титовской Югославии на Запад выросло целое поколение сербов, исповедующее космополитическую, западническую идеологию. Особенно много таковых «западенцев» в Белграде и других крупных городах. Многие из них успели по несколько лет отработать на Западе — в Германии, Италии, Франции, и основой их благосостояния стали средства, заработанные там. Они с первого дня обострения отношений между Югославией и НАТО переживали это как трагическую ошибку, допущенную собственным руководством. Именно эта часть населения Сербии выступала против какой-либо помощи сербам – боснийцам и краинцам, за союз с НАТО.
 
 
Опорой национального великосербского движения было сельское население Сербии, а также армия, полиция и рабочие, значительная часть которых была сосредоточена в югославском ВПК (до распада СФРЮ югославская «оборонка» была одной из самых мощных на юге Европы). Кроме того, огромную часть великосербского движения составляло население Сербской Краины, а также сербы Боснии и Герцеговины – почти 30% всех сербов бывшей Югославии. При этом, бывшие коммунисты Югославии, выступавшие за сохранение единой республики и политическую самостоятельность страны, фактически слились с национальным великосербским крылом, привнеся в него левую социальную программу.
 
 
До 1996 года этот блок монопольно удерживал власть в стране. Серьезные военные успехи сербов в 1991 – 1993 годах обеспечили высокую популярность этого блока и великосербских настроений в югославском обществе.
 
 
Но уже с весны 1996 года эти настроения начинают резко меняться. НАТО, фактически вмешавшееся в этнический конфликт на стороне хорватов и мусульман, сначала организует экономическую блокаду Югославии, а потом и открыто поддерживает наступление хорватов и мусульман, которое свело на нет все военные успехи сербов. Все больше сербов стали выступать против официальной политики Белграда, видя в ней главную причину снижающегося уровня жизни и все большей политической изоляции страны.
 
 
И с особой силой это противостояние было видно в ходе недавней войны в Косово. Я не раз и не два слышал от сербов слова о том, что во всем виноват Милошевич и что с НАТО надо мириться. Особенно часто это можно было услышать от белградской интеллигенции. Итоги войны стали катастрофой для великосербского блока. Один только пример. Если даже в годы санкций средняя зарплата в Сербии составляла 800 — 1000 долларов, то после войны едва дотягивала до 300. Для населения, ориентированного на Европу, привыкшего свободно передвигаться, выезжать в другие страны, такое падение стало шоком.
 
 
В то же время, если определять настроения в Югославии, то они все сплошь националистические. «Демократов», как таковых, в Сербии вообще нет, в смысле наших ковалевых, новодворских и прочих с их «общечеловеческими ценностями», «либерализмом» и «правами человека». Все партии сегодняшней Сербии исключительно националистические. Только левые выступают с позиции великосербского, панславянского национализма, а правые утверждают, что «маленькой Сербии» будет проще и уютнее, встроившись в «большую Европу». Вот и вся разница.
 
 
При этом Россия сделала все, чтобы сербов от себя оттолкнуть. Вообще, сербы бросились в русские объятия не от хорошей жизни. Когда судьба СССР и других соцстран восточной Европы была уже фактически решена, возник резонный вопрос, что делать с Югославией. На тот момент это было самое мощное государство на Балканах. Причем, мощь эта создавалась не без участия Запада, поддерживавшего финансово и экономически все усилия Тито дистанцироваться от СССР и Варшавского блока.
 
 
С распадом СЭВа и Варшавского блока необходимость в сильной Югославии отпала сама собой. И Запад, впервые в послевоенной истории, пошел на беспрецедентный шаг. Нарушая ялтинские и хельсинские договоренности, которые в течение почти сорока лет были основой мировой политики, Запад неожиданно признает фактический бунт Македонии, Боснии и Хорватии, который привёл к расколу Югославии. Сербы совершенно нежданно для себя получили удар в спину от своих вчерашних союзников.
 
 
Именно эти события и толкнули тогдашнюю Югославию к России, которая до этого почти сорок лет вообще рассматривалась как потенциальный военный противник. Да не тут-то было. Начиная с 1992 года, Россия последовательно и вероломно поддерживает все усилия НАТО и США по усмирению Сербии, присоединяется сначала к санкциям, а затем и вообще к блокаде. Фактически, кроме определённой моральной, Сербия от России за эти десять лет не получила ничего: ни оружия, ни экономической помощи, ни денег… И лишь достаточно небольшой поток добровольцев, пробиравшихся на сербские фронты, удерживал образ «русских братьев».
 
 
Даже знаменитый «бросок на Приштину», задуманный как мощная военная операция по разделу Косова на сербскую и албанскую часть, обернулся позорным сидением в ожидании, когда НАТО соблаговолит разрешить еще нескольким сотням наших солдат встать на места, указанные им американцами и англичанами. Будем откровенны: сербам не за что любить Россию. И это факт. Будучи преданными Западом в 1990 году, они так же потом были преданы и Россией.
 
 
Единственным из крупных югославских политиков, кто последние годы хранил лояльность по отношению к России, был Слободан Милошевич. Для него Россия являлась противовесом, который он использовал в дипломатической игре против Запада. Мне сложно судить, был ли он сукиным сыном, но нашим он точно был.
 
 
И с уходом Милошевича, конечно, закончится союз с Россией. Югославия больше не нуждается в наших услугах. Санкции, за которые Россия держалась как девица за трусы, упирая на «верность международным обязательствам», будут в ближайшие дни Западом сняты — к полному нашему позору – безо всяких усилий со стороны российской дипломатии.
 
 
Конечно, Коштуница получит и кредиты, и помощь. Пока будет сохраняться угроза прихода к власти великосербов, Запад будет поддерживать сербских демократов. Очень скоро начнут восстанавливаться связи с НАТО, «драматически утерянные» (по логике демократов) 10 лет тому назад.
 
 
Для полного откола Югославии от России НАТО вполне может пойти на ужесточение своей позиции в отношении косовских албанцев, которые и так стали за эти полтора года головной болью Европы, — контролируемые ими районы превратились, по сути, в балканскую Чечню. Не исключено, что Запад приступит к выгодному для Сербии изменению демаркационной линии в Косово. У НАТО это получится куда лучше, чем у малочисленных и робких российских миротворцев.
 
 
Югославия больше не нуждается в российском оружии: примирение с НАТО позволяет не только приостановить программу перевооружения, но и надолго заморозить её. Тем более что в дальнейшей перспективе НАТО заинтересовано в принятии Сербии в альянс. И в этом случае Североатлантический блок вполне может взять на себя часть расходов по перевооружению Югославии, но, разумеется, уже на натовские стандарты.
 
 
Разрыв союза с Россией откроет сербам столь неожиданно захлопнутую десять лет назад дверь на Запад. Россия просто больше не нужна Сербии. Ни экономически, ни политически, ни с военной точки зрения. Разве что только российские нефть и газ могут еще представлять интерес. Но и то, не очень долго. Рядом Румыния с ее месторождениями и трубопроводами.
 
 
Фактически, сегодня мы прощаемся с Сербией. Конечно, этот процесс займет не один день, и открытого, демонстративного разрыва ждать не стоит. Можно даже предположить, что Коштунице и югославским демократам будет еще некоторое время выгодно поддерживать у Запада иллюзию сохранения союза с Россией, но это не больше чем способ поднять себе цену в глазах своих старших партнеров.
 
 
Элегия расставания
 
 
 
Можно любить или не любить Милошевича. Это личное дело каждого. Но все эти годы Югославия боролась только за одно – за свое право жить независимо и свободно на своей земле. За право самой решать свою судьбу. Когда-то мне повезло участвовать в этой великой борьбе. Я воевал за Сербию, за право сербов жить свободными на своей земле. Моя кровь осталась на камнях под Требине. И сегодня мое сердце грызет боль. Боль потери. Потери земли, которая мне дорога, которая стала частью меня.
 
 
Я сомневаюсь в том, что у новой власти Сербии хватит силы и мужества бороться и дальше. Слишком много кредитов взяли они у тех, кто десять лет бомбил, душил и делил Югославию, лишая ее политического будущего, загоняя ее в «новый мировой порядок». А договор с Сатаной, подписав однажды, уже не возможно расторгнуть.
 
 
Очень скоро новые покровители потребуют от властей Сербии выдачи Милошевича и Караджича, Младича и Драгана и еще десятков и сотен сербов, которых НАТО хотело бы судить и бросить в тюрьмы за то, что они посмели с оружием в руках защищать свою землю. И вряд ли новые власти Югославии смогут отказать в этой просьбе.
 
 
Судьба Сербии уже определена новыми хозяевами мира. Маленькая балканская страна, экзотический курорт для итальянских, немецких и прочих туристов. Чуть левее Болгарии, если смотреть на карту. Дешевые отели, куча достопримечательностей, симпатичные недорогие проститутки. Два десятка строк в путеводителе по «новой Европе»…
 
 
 
Владислав ШУРЫГИН