От полковник Рюмин
К полковник Рюмин
Дата 22.10.2000 19:45:39
Рубрики Прочее;

Глумцу. О смехе и плаче.

 
>>  Сова Архимандрита, простите, для меня не авторитет...особенно если из его слов выходит что в этом бренном бытии гораздо больше есть, чем в грядущем....
 
>>  А я думаю — как раз наоборот. Этот мир создан по образу того...но там всё гораздо «круче»..( пардон за неологизм ).
 
 
         В ветхозаветной книге Екклезиаста говорится о смехе: “О смехе сказал я: “глупость!” а о веселии: “что оно делает?” (Еккл.,2,2). “Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!” (Еккл., 7, 1-6).
 
 
          Но у Екклезиаста есть и другие тексты. “Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.” (Еккл.,3,12). “И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем” (Еккл.,8,15).
 
 
         Такое кажущееся противоречие в отношении Екклезиаста к смеху и веселью обусловлено особенностями пути Екклезиаста в поисках смысла жизни. Как известно, Екклезиаст испытывает жизнь со всеми ее благами.  Его томит бессмыслица жизни, которая не снимается никакими удовольствиями, потому что человек не может понять путей Божиих, и жизнь предстает перед ним как бесконечный повтор одного и того же, как набор случайностей, конец которому полагает смерть. “Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового под солнцем”.(Еккл.,1, 9). Поэтому и смех, одно из земных удовольствий, не дает удовлетворения: “О смехе сказал я: “глупость!” а о веселии: “что оно делает?”
 
 
       Но в этом утомительном кружении жизни, в котором “всему свое время”(“Время рождаться и время умирать...Время убивать и время врачевать...Время плакать, и время смеяться; время сетовать и время плясать..” (Еккл., 3, 1-4)),  понял Екклезиаст, что поскольку “человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца”, постольку  в земной юдоли человеческой “нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей”(Еккл. 3,11-12).
 
 
       Таким образом, перед лицом Божиим и познанием дел его смех и веселие — ничто, они связываются с глупостью: “сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия”. Плач более умудряет. Но в делах земных при неясности путей Божиих смех и веселие — большое утешение. “И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль” (Притч.,14,13).
 
 
      Таково представление о смехе в Ветхом Завете. С приходом Христа в мир пришла благая весть о спасении мира. Людям дано было откровение о путях Божиих, о смысле, цели, конце истории и спасении человека и мира. Поэтому, конечно, меняется в Новом завете и позиция по отношению к смеху, но не кардинально, а как бы доводится до логического конца представление о смехе, выраженное в книге Екклезиаста.  
 
 
      Цель человеческой жизни заключается в “обожении”, то есть в стремлении стать богом по благодати, что значит также — соединение с Богом, так как по природе человек, конечно, не может стать богом. Путь для воссоединения с Богом был указан и предуготован для людей Иисусом Христом, который своим воплощением, жизнью и крестной смертью искупил первородный грех человеческий и тем самым сделал возможным приход в мир Духа Святого, третьего Лица христианской Троицы, с которым в мир вернулась благодать,  прежде  отринутая Богом от мира из-за грехопадения Адама и Евы, и необходимая для человеческого спасения, для соединения вновь человека с Богом. Поэтому смысл человеческой жизни — стяжание благодати. А для этого необходим определенный образ жизни в согласии с евангельскими заповедями.
 
 
       Идеал христианского образа жизни выражен в Нагорной проповеди, в Блаженствах, которые характеризуют, так сказать,  приоритетные христианские ценности. Христос сказал, что “Царство Мое не от мира сего”, поэтому в них Царство Небесное противопоставляется царству земному. И в этом противопоставлении смех оказывается характеристикой царства земного, как и в Ветхом Завете, в то время, как плач — путь к Царству Небесному, так как плач понимается как осознание и покаяние в своих грехах. Это относится к смеху, но не к радости и веселью. “Радуйтесь и веселитесь, — говорит Спаситель, — ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас” (Мф, 5,12).
 
 
        “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф.5,4).”Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь”(Лк. 6,21).