От чтец Георгий
К Игорь_Ш  
Дата 27.10.2000 18:26:08
Рубрики Прочее;

Re (5):Конкретный вопрос

То-то и оно, что Вы вполне правы, дорогой Игорь — отношения Руси с Ордой при внимательном рассмотрении — несмотря на «внешние» характеристики — никак не могут быть заключены в дихотомию «оккупант-оккупированный». Этим вопросом успешно занимался Л.Н. Гумилев, и все мы книги его, — и тех, на кого он отчасти ссылается, — успели прочитать. Св. благов. Князь Александр в тогдашней стратегической ситуации великолепно разбирался, — и предпринимал действия в соответствии с этим своим пониманием.
 
 
Я лишь позволил себе в легкой, — быть может, чрезмерно легкой,- форме напомнить о следующем.
 
Л.Н. Гумилев, мастерски вводя исторический процесс в контексты этнографический и географический, время от времени выпадает из контекста СОБСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКОГО. В результате, как обыкновенно в таких случаях бывает, явления/последовательность/совокупность их — преждевременно обобщаются. Скажем, нуждаемся ли мы в понятии «комплиментарность», когда обращаемся к такому вполне типичному культурно-психологическому явлению как НЕТЕРПИМОСТЬ К РАЗЛИЧИЯМ В ПРЕДЕЛАХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ИМЕЮЩИХ НЕКУЮ ОБЩУЮ ОСНОВУ? Совершенно, можно сказать, естественно, что латиняне относились к восточному Христианству «болезненней», — нежели чем магометане или язычники? Впрочем, как Вы несомненно знаете, в периоды, по Л.Н. Гумилеву, пассионарных толчков, магометане жгли храмы и насильственно «турчили» христиан православных.
 
А что же до комплиментарности... Вы упоминали о тевтонцах, вообще германцах, о лозунге/концепции «движения на Восток». Разумеется, все это было. Но достаточно открыть почти любую нехитрую книгу по истории России, чтобы обнаружить там неопровержимые доказательства несоменной русско-германской «комплиментарности». И она, эта самая комплиментарность породила не имеющий в мiровой истории прецедентов, — феномен массового, чуть ли не роевого участия «выходцев из немцев», т.е. представителей северогерманцев в строительстве и повседневной жизни Императорской России. Безмысленно даже перечислять все эти «действующие орудия на знаменитые проишествия»: только зря загружать виртуальное пространство. Напомню только, что Семеновским полком, раздавившим масонский бунт 1905 г., командовал НЕМЕЦ, вскоре кровью заплативший за свой подвиг. Еще напомню, что основателем того, что впоследствии стало именоваться славянофильством — был Остен-Сакен (Востоков). Начало изучению русских былин положил Гильфердинг. Вспомните, — кем «по национальности» был Даль? Кем  - единственный оставшийся верным своему Государю граф Келлер? Ген. Дитерихс? А Святые Царственные Мученики?
 
 
Как видим, — чрезмерное, пусть и необыкновенно изящное, обобщение — непременно нуждается в отбрасывании множества важнейших фактов, самое количесто которых говорит о их неслучайности, «нефлуктуативности».
 
Я вполе допускаю, что Господь еще сподобит носителей Православного культурного сознания — стать спасителями остатков «западной/латинской» культуры. И тогда братская дружба, неожиданно, по чистой комплиментарности, связавшая первого нашего паломника, черниговского игумена Даниила и короля Иерусалимского Болдуина Первого — также не покажется нам случайностью, но волею Божиею.
 
 
Перебуваючи з пошаною до Високохвального Пана Iгоря, -
 
ч. Георгiй.