От полковник Рюмин
К All
Дата 26.10.2000 12:03:52
Рубрики Прочее;

Футурологический опыт

> ... Распространие (и удешевление) «сетевых возможностей» на территории Исторической России — ставит перед начальством неотменимые задачи. Падение влияния не только печатных СМИ (что сегодня уже вполне ясно), но и телевидения — есть факт очевидный и неоспоримый. Пуще того. Профессионально подготовленных сетевых журналистов — в распоряжении начальства крайне мало. Требования, предъявляемые к «сетевому» — неизмеримо более жесткие. Его главным качеством не может не быть  - СПОСОБНОСТЬ К МГНОВЕННОЙ НАРРАТИВНОЙ РЕАКЦИИ, поскольку таковы правила игры. С этим положением не может сравниться радио- и тележурналистика «открытого эфира», так как возможность недопущения кого-то из «читателей» — прямо поговорить с «писателем» в сети невелика (я не говорю сейчас о технике такого «недопущания»). В сети — все писатели и читатели одновременно.
 
> Само собою разумеется, что способы противодействия найдутся — да они есть и теперь. Не будет недостатка в даровитых наемниках — сетежурналистах. Можно продолжать и политику сдерживания массового доступности пребывания в сети. Можно проводить различные PR-кампании с этою же целью: к примеру, среди Православных поддерживать точку зрения, что, мол, «грех пользоваться Интернетом». Говорить о «медицинских противопоказаниях». Не буду перечислять дальше.
 
> Как бы то ни было, покамест начальство пребывает в полосе тени. Огромное количество материалов, которые уже долгие годы немыслимо было бы увидеть в печати/на экране телевизора — сегодня доступно практически любому «пользователю». Обмены мнениями в широчайших масштабах, не могущие быть подвергнутыми ни физической, ни «социально-психологической» цензурам — ведутся десятками миллионов человек. И среди них — все больше Православных Русских людей, ведущих свою Православную Русскую беседу ОБО ВСЕМ, ЧТО ИХ ИНТЕРЕСУЕТ. Уверен, что начальство ищет недорогие и удобные способы противодействия тому несомненному для них вреду — которое начинает приносить столь, казалось бы, полезное для них изобретение. Трудно сказать, сколько времени займет поиск оптимальных комплексных методик, кои сейчас — на наших глазах — проходят обкатку и проверку.
 
> Прошу покорно прощения у братии за столь продлиновенную замету, но мне представляется, что в этой области -  есть и что обсудить, — и над чем призадуматься.  
 
 
 
 
Изучение фанатиков Интернета в США показало, что их психология существенно изменяется за короткое время (обычно около года) в соответствии с направлением деятельности в Сети. Меняется даже поведение, связанное с инстинктом личного пространства. Существенно изменяется общая шкала ценностей, в частности, ценностей нравственных. Она как бы сдвигается в сторону ценностных ориентиров виртуальной информации, а реальная жизнь становится досадной помехой. Практическая работа с сетями невольно превращает «человека рационального» неоклассики с «человека сетевого», для которого главной мотивацией становится обладание информационными богатствами. «Информационное общество», в общем. Реальное становится виртуальным, а виртуальное — будущим.
 
 
Десятилетие «реформ» показало, что рыночных отношений у нас не возникло, и их возникновение не предвидится. У нас «декретом» ввели «капитализм», осуществили «приватизацию» и создали для поддержки режима с американскими агентами во главе слой «новых русских», криминальных собственников. Российский добропорядочный обыватель воспринимает этих, извините, «предпринимателей» как людей наглых, некультурных, выставляющих напоказ свое богатство, людей агрессивного антиобщественного поведения, не заботящихся о своей репутации, лукавых, не выполняющих свои обещания, обманывающих тех, с кем имеют дело. Какой уж там «кодекс предпринимательской этики», который на Западе столетиями складывался! Право, советская номенклатура эпохи упадка была лучше хотя бы тем, что в открытую воровать боялась. К тому же, «новые хозяева жизни» заражены комплексом национальной неполноценности.
 
 
Вот и зашли в тупик, когда основная масса людей никаких «рыночных отношений» не приемлет, а угнетенная «иммунная система общества» реагирует ростом преступности и пьянства, падением рождаемости. Почему здоровые тридцатилетние люди не рожают детей? А потому что подсознательно чувствуют, что против народа ведется жестокая необъявленная война.  В экономике – развал, который обзывают «перманентным структурным кризисом», и растащиловка, которую называют «перекосом в сторону импортных потребностей». «Элита» не может управлять государством, а «низы не хотят». Почти по Ленину, но «революцией» и не пахнет. Общество  неспособно эту «элиту» сменить. Бечь некуды.
 
 
Такой плачевный результат можно было предвидеть заранее. Сознание русского народа, его, простите, «гиперличность», характер его национального «менталитета», шкала, так сказать, его нравственных ценностей, ни в какие «рыночные реформы» не вписываются. Не проходят такие шутки с «гиперличностью» и с «подсознанием» народа. Ладно уж, наши советские образованцы, уровень знаний которых определялся чтением журнала «Новый мир» – в лучшем случае, а журнала «Огонек» и газеты «Московский комсомолец» — в худшем. Но пламенные горбачевцы-реформаторы и поборники рынка, естественно, знали, что этот самый национальный «менталитет» определяется «господствующей религией», которая укоренена в сознании народа многими веками истории. И предупреждали, что «ортодоксальное христианство, которое не подвергалось существенному реформированию» находится в противоречии с духом рыночных отношений. Пытались придумать «идеологему», позволявшую «обмануть» подсознание, вроде «социализма с человеческим лицом» или какого-нибудь иного «светлого будущего». (Когда я слышу про «социализм с лицом», мне невольно представляется совсем иная, противоположная часть тела.) Но ничего путного придумать не смогли, по своему умственному убожеству. Да и времени не было.
 
 
Можно, по заветам Максимилиана Робеспьера, придумать новую религию или срочно реформировать («под протестантов») Православие. Трудно. И неестественно – не впишется в сложившиеся за века «ментальные структуры». Да и результата ждать долго – несколько веков, судя по опыту истории. Возможно ли изменить сознание целого народа? Или проще его истребить?
 
 
И тут вдруг переход к «информационному обществу». Господам реформаторам предоставляется возможность перевоспитать народ «почти естественным» психогенным методом. Вырастить новую историческую общность сетевых людей. Переход (максимально быстрый) к сетевой экономике и электронному рынку, минуя рынок обычный, которого в России нет и не ожидается, позволит перенести психологические и нравственные вопросы, связанные с так мешающим «реформам» национальным «менталитетом» в иную плоскость, с иным, виртуальным пространством и временем. В кратчайшие сроки человек с исходно православной «шкалой ценностей» превращается в сетевого человека. И не надо ждать несколько веков, всего один-два года.
 
 
Что означает это в практическом плане? Ускоренный переход к электронному рынку, преимущественные инвестиции в телекоммуникации глобальные сети и промышленность для производства сетевого оборудования. Массовое обучение сетевых пользователей и агентов электронного рынка. При развитии сетевых технологий – особое внимание на интерактивный режим пользования и возможности передачи изображений в движении. Чтобы everything’s connected.
 
 
Вы скажете, совсем зарапортовался полковник. Какая уж тут при нынешнем хаосе и развале «всеобщая компьютеризация»? Знаете, всеобщая электрификация и индустриализация начинались в свое время совсем не в тепличных условиях, правда, при другом уровне государственной воли. А для «всеобщности» достаточно охватить пятую часть активного населения, а затем наступает «эффект домино».
 
 
А скажите, братие, в себе тревожных симптомов превращения в человеко-машины не ощущаете? Я потому и решил ограничить свое суточное пребывание за компьютером полутора-двумя часами.