От чтец Георгий
К Игорь К.  
Дата 30.10.2000 22:36:38
Рубрики Прочее;

Re: Лжецам и...

Казалось бы, почему составители этой «псевдоэпиграфики» не озаботились большею внешнею достоверностью документа? — ведь это, казалось бы, так несложно. Только ли потому, что они, составители, равнодушные невежды? — не обязательно.
 
В 20-х годах, когда потоком шли на Запад русские церковные древности, и, прежде всего, конечно, иконы, — под руководством известного академика И. Грабаря была создана секретная «иконописная мастерская» по призводству лжеобразов 12-15 столетий. Были найдены чрезычайно успешные способы подделки. В результате, по мнению некоторых специалистов, большая часть русской иконной старины, приобретенная в те годы Европою и САСШ — фальшивая. Настоящее, впрочем, также было продано, да ведь на всех икон 12 в. не напасешься. Но — вот что любопытно. На многих из этих превосходных, нераспознаваемых без специального исследования работах, — имеются грубейшие следы шкодливой халтуры: например, часть фигур на «иконах» — шестипалая (!). Зачем это? — ведь рано или поздно такого рода штуки не могут не попасться на глаза.
 
 
То-то и есть. Вот именно такой жестокий и неожиданный «информационный плевок в лицо», — и создает нужную реакцию у нагло обманутого. Речь идет о эффекте судорожной готовности, когда опасность ожидается отовсюду, со всех сторон: «Раз уж так можно обмануть — значит ВСЕ возможно». А ведь всего — прдусмотреть никак нельзя. И судорожная готовность сменяется тупою усталостью, стрессом. По-простому этот прием, как все знают, называется «сбить с панта/ы/лыку». Остается только зажмуриться, зажать уши руками, не желаючи более ничего знать и слышать, чтобы в очередной раз не оказаться в смешных и нелепых дураках. На уровне общества этот элементарный психологический трюк — действует (как и все элементарное) замечательно.