От Пётр
К Владимир Несамарский  
Дата 01.11.2000 16:13:24
Рубрики Прочее;

Текст письма митр. Антония о. Александру Меню

Странно, у меня несколько часов назад эта сраница открывалась... Ниже привожу её содержание.
 
 
 
Александр Мень: между светом и тенью
 
(Открытое письмо священнику Александру Меню)
 
 
 
На встречах меня как священника часто просят пояснить, почему Церковь весьма сдержанно относится к богословскому наследию протоиерея Александра Меня и почему сектанты берут на вооружение те или иные высказывания отца Александра? Ответы на эти вопросы не раз давались в церковной печати. Например, в книге «О богословии протоиерея Александра Меня» (изд-во «Правило веры», 1993 г.); в статье диакона Андрея Кураева «Александр Мень: потерявшийся миссионер» ("Радонеж", 1997 г., № 7, 8), позднее она вошла в книгу отца Андрея «Оккультизм в православии» (М., 1998 г.). И это не осуждение вслед, еще при жизни отца Александра его деятельность и образ мысли вызывали критику со стороны ведущих богословов Русской православной церкви. На наш взгляд, наиболее полно на вопросы о противоречивости личности отца Александра отвечает открытое письмо митрополита Антония, известное в православной среде с конца 70-х годов. Его мы и предлагаем вниманию читателей.
 
 
Дмитрий Мошкин,
 
священник.
 
 
Давно, отец Александр, наблюдаю я за Вашей деятельностью. Вы не знаете меня, да и я не видел Вас до последнего времени, хотя слышу о Вас уже много лет. Я знал, что вы являетесь крещеным евреем и служите православным священником. Такое сочетание нисколько не смущает меня, как и любого православного человека, потому что антисемитизма нет в самой природе Православия. Но вот сначала случайно, а затем специально знакомясь с Вашими статьями, крупными работами и Вашими действиями, я обнаружил в Ваших словах и делах такое, что никак несовместимо ни с Вашим положением в Православной церкви, ни с подлинной любовью к еврейскому народу. Отношусь я к Вам с искренней отеческой попечительностью и не стал бы писать это письмо и заботиться о его распространении, если бы Ваша деятельность не вынудила меня на это.
 
 
Не взыщите, отец Александр, придется объясниться с Вами. Ибо дело не столько в Вас как в богозданной личности, сколько в тех видимых и невидимых силах, которые управляют Вами. Условное собирательное имя этим силам — сионизм. Условным я называю это имя потому, что на самом деле гора Сион — гора святая, Божия. Но названием этой горы воспользовались для обмана непосвященных силы, враждебные Богу и всякой святыни и самому еврейскому народу. Прячась за святые имена и понятия, сионисты хотят обмануть не только «гоев», то есть неевреев, но прежде всего свой собственный народ, еврейский. Сионизм есть не что иное как практическое осуществление тайных стремлений религии талмудического иудаизма.
 
 
Современный иудаизм — это не просто одна из религий одного из народов земли. Духовная сущность его достаточно определенно раскрыта в Евангелии. Иудеям, которые упорно не пожелали уверовать во Христа распятого и воскресшего как в обетованного Мессию, Сына Божия, пришедшего во плоти, Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если бы Вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы; а теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал; Вы делаете дела отца вашего». «Если бы Бог был ваш отец, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел». «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи; а как Я истину говорю, то не верите Мне» (Иоан. 8; 39-44). Итак, слово об иудаизме, не признающем Христа Сыном Божиим и истинным Мессией, сказано: «Ваш отец диавол» и прибавлено: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Матф. 23; 38). Дом, в смысле слов Священного Писания — это, прежде всего, Церковь, в данном случае иудейская церковь.
 
 
Известно, как на протяжении истории в определенных кругах Израиля еще до пришествия Христа начиналось, сперва духовно, поклонение диаволу, а затем это поклонение стало вполне определенным и осознанным. Правда, такое сознательное диаволопоклонение было и остается уделом особо посвященных духовных вождей и учителей Израиля. Для остального еврейского народа считается достаточным то, чтобы он не верил Христу распятому и воскресшему, а во всем прочем пусть себе думает, что поклоняется Богу Авраама и Иакова и чтит Закон Моисеев, который, впрочем, в корне извращен в толковании талмудического иудаизма. Так под видом религии Ветхого Завета, под видом поклонения Единому Истинному Богу удалось создать скрытое поклонение диаволу, сатане или Люциферу. Для Православия эта тайна иудаизма давно уже не тайна.
 
 
Почему иудаизм обманывает еврейский народ? Потому что для диавола особенно важно именно еврейский, в древности действительно богоизбранный народ — и через него по возможности все прочие народы — отвратить от Бога истинного и сделать народом богопротивным. Это называется: на святом месте утвердить мерзость запустения. Поэтому современный иудаизм и возникший на его основе сионизм — злейшие враги, в особенности еврейского народа. А затем через него и всех народов земли.
 
 
Для сионизма интересы еврейского народа, которые он якобы выражает и защищает, только демагогическая ширма, для прикрытия своих истинных целей: привести Израиль и другие народы к полной духовной, да и физической погибели. В плане этих целей важнейшей задачей сионизма, а также различных организаций, вроде масонства и других тайных и явных обществ, является приведение еврейского народа и по возможности всего человечества под власть антихриста, который воцарится в Израиле как мессия. Об этом лже-мессии, его духовных приметах и признаках известно очень много. Достаточно вспомнить только слова Спасителя: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5; 43). Вот этот, приходящий во имя свое, как земной владыка Израиля и всего мира, и есть тот «мессия», которого ждут сионисты и пришествие которого они деятельно сейчас готовят. Это и есть антихрист.
 
 
Поэтому сионизм особенно заинтересован иметь в Православной церкви своих «постовых», которые встречали бы людей, искренне идущих к истине, и провожали бы далеко от нее, стараясь уверить, что ведут их верно, именно к Православию. Задача таких «постовых» — под видом правды проповедовать ложь, под православной оболочкой наполнять души людей угодными сионизму взглядами и настроениями. Таким «постовым» сионизма в Православии и являетесь Вы, отец Александр. Это Ваше конкретное место в многосложной и многообразной системе сионизма. Это Ваша давняя, продуманная и добровольно взятая на себя миссия. Мне известно, что Вы сами это хорошо знаете.
 
 
Скажу несколько слов о чисто религиозных средствах сионизма в его интригах против Православия. Первое средство можно назвать негативным: это всяческое разложение Православия. Здесь не последнее место занимают попытки доказать необходимость объединения Православия с католицизмом, которое мыслится не просто как добрые отношения церквей, а как проникновение католического духа, образа мышления и жизни в среду Православия.
 
 
В своем интервью самиздатовскому сионистскому журналу «Евреи в СССР» Вы откровенно заявили, что Западная католическая церковь близка еврейскому сознанию, в частности, духом активности, энергии, деятельным практическим характером. Как это ни покажется странным с первого взгляда, но сионизм и католицизм в этом пункте обрели некоторое духовное родство. Но попытки внедрить в Православие такой же дух активности имеют и свой особый расчет. Если Марии (Православию) сообщить Марфино (католическое) состояние суеты, то благая часть отнимется от Марии (Лук. 10).
 
 
Позитивные религиозные средства, которыми пользуется сионизм, сводятся к следующему: людям усиленно внушается, что современный еврейский народ все-таки остается богоизбранным, а значит, призванным свыше к мировому господству.
 
 
Однако после распятия Христа богоизбранность более не принадлежит еврейскому народу как нации — богоизбранность осталась во Христе, для тех, кто подлинно в Нем и с Ним без различия наций, то есть в Церкви Христовой. Богоизбранный народ — это теперь Церковь Христова. Отсюда Палестина как место жительства современного Израиля давно уже не обетованная земля, а только древний прообраз ее. Обетованная земля в действительности — это Царство Небесное, Божие. И город Иерусалим с горой Сионом, столица современного иудаизма и сионизма — это давно уже не возлюбленный Богом город. Град Божий — это теперь Иерусалим Небесный, как вечное царство праведников, возвещенное Богом в Откровении (Отк. 21). А современный Иерусалим как центр христоненавистнического иудаизма Бог называет «Содомом и Египтом, где и Господь наш распят» (Отк.11, 8).
 
 
Все это известно Православию, так что требуется особая изощренность во лжи, чтобы и здесь вести разлагающую деятельность. И тем не менее Вы взялись за это. Прикрываясь превратным толкованием слов апостола Павла, Вы признаетесь, что не перестаете считать, что Израиль как народ «сохраняет свое избранничество, оставаясь сыном-первенцем». Вот это самое желание остаться все-таки первенцем и выдает Вас, отец Александр. Вы заявили его в интервью, которое было опубликовано в названном выше журнале (№ 11 1975 года) и распространялось отдельным текстом. В этой беседе Вы сообщили те штрихи и черты к своему духовному портрету, которые делают его законченным. Сионист задавал Вам вопросы, направленные к выяснению самых важных для сионизма предметов: отношение современного Русского Православия к сионизму, а также отход евреев-христиан от Православия под видом создания особой независимой Еврейской христианской церкви.
 
 
По всем пунктам Вы вполне успокоили корреспондента. Сионизм при определенных условиях может проникнуть в Православие — таков смысл Ваших ответов по одной из затронутых проблем. Евреям, искренне стремящимся ко Христу Иисусу, можно не дать быть подлинно во Христе через причастие к подлинному Православию. Можно и нужно создать для них особую, независимую, то есть не зависимую от Христа, церковь, которая должна быть одним из филиалов иудаизма. Таков смысл Вашего заявления и по другой группе вопросов. Вас спрашивают: в чем Вы усматриваете особое, религиозное призвание еврейского народа? Вы отвечаете: в силу того, что через них, евреев, было дано богооткровение и совершено Боговоплощение, этот народ навсегда посвящен Богу. Далее следует выдержка из Священного Писания Ветхого Завета о Древнем Израиле: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19, 6). Вы поясняете, что «святым» — значит посвященным Богу, и говорите: когда еврей изменяет своей посвященности, он предает себя и легко оказывается во власти темных сил. Однако все дело в том, какие силы Вы считаете темными, а какие светлыми.
 
 
Вас спрашивают: «Созрели ли возможности для создания особой независимой еврейской христианской церкви?» (Попытки к чему уже предпринимались и предпринимаются в Израиле, где возникают христианские общины с богослужением, близким к синагогальному, на иврите, вроде общины св. Иакова). Вы отвечаете: «Строго говоря, иудаизм никогда не был монолитен, и в нем было немало различных течений. Иудаисты могут смотреть на общину св. Иакова как на одно из них». У Вас, отец Александр, такие слова не дипломатический ход. Тут Вы проговариваетесь: христианство — одно из течений иудаизма, а в другом месте говорите так: «Христианство раздвинуло границы этой иудейской церкви, включив в нее (то есть в иудаизм. — Ред.) другие народы».
 
 
При этом современный иудаизм вы не отделяете от веры Ветхозаветного Израиля, утверждая, что еврея-христианина и еврея-иудаиста связывает в наши дни не только общность национального происхождения, но и вера в Единого Бога, вера в Священное Писание, общая религиозная этика. Современное христианство и современный отвергающий Иисуса Христа иудаизм для Вас — равноправные ветви одной и той же религии Авраама.
 
 
Так послушайте со вниманием, что говорит Господь Иисус Христос: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5, 23). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Иоан. 6, 45). «Я и Отец — одно» (Иоан.10, 30). После того как были сказаны эти последние слова, неверующие иудеи опять схватили каменья, чтобы побить Его. «Видевший Меня видел Отца, — говорит Господь в другом месте,-Я в Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14, 9-11). «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня» (Иоан.13, 20). Иудеям, неверующим Ему, Христос свидетельствует: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего» (Иоан. 8, 19). «Если бы я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и отца Моего» (Иоан. 15, 22-23). «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. 15, 6). Все это означает, что такой отсеченной и засохшей ветвью является Израиль, не принявший Христа и не принимающий Его до сих пор, а следовательно, не принимающий и Единого Бога-Отца и поклоняющийся не Ему, а кому указал Сам Господь Иисус Христос и Единый Истинный Бог, назвавший отцом иудаистов диавола, а самих иудаистов сборищем сатанистов.
 
 
Вы не новичок в Церкви, отец Александр, и прекрасно знаете текст приведенных здесь мест Евангелия. Значит, когда Вы объединяете в своем толковании Единого Бога христиан и Древнего Израиля с «богом» современного иудаизма, Вы делаете это умышленно, заведомо смешивая свет со тьмою.
 
 
Теперь ясно, какие силы являются для Вас темными, а какие светлыми. Тьма для Вас, Отец Александр, это традиционное русское святоотеческое Православие. «Просветить» его, а точнее, разложить и разрушить — Ваша задача. Если под маской ветхозаветной веры в Единого Истинного Бога оказалось возможным скрытое поклонение сатане, то почему бы не попробовать устроить того же в христианстве?
 
 
Однако без обмана и подлога здесь не обойтись, и Вы их совершаете. Корреспондент спрашивает: нельзя ли евреям, приходящим в Православие, удержать иудаизм (хотя форма этого вопроса была иная)? Можно, говорите Вы, если внушить православным евреям, что они могут не отрекаться от обрядов и религиозных обычаев иудаизма. Вы утверждаете, что, с точки зрения Православия, эта идея вполне допустима, что крещенные евреи наряду с христианскими обрядами должны сохранять обрезание, субботу и другое. При этом Вы ссылаетесь на решение Собора святых Апостолов в Иерусалиме в 51 году, который будто бы постановил, что иудаистские обряды необязательны только для христиан из язычников, но сохраняют свою силу для евреев-христиан. «Решения этого собора не отменены. Да и вряд ли можно отменить слова апостолов», — заявляете Вы.
 
 
Но такого решения указанный Собор никогда не принимал. Этот Собор очень хорошо описан в 15-й главе Деяний святых апостолов. Разрешая спор о том, следует ли обрезать приходящих ко Христу язычников и принуждать их принимать закон Моисеев, апостол Петр отметил, что Бог даровал им «Духа Святаго, как и нам; И не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15, 8-9). Апостол отметил далее, что иго закона Моисеева не могли понести ни отцы наши, ни мы, и что мы, апостолы, веруем, что «благодатию Господа Иисуса Христа спасаемся, как и они» (Деян. 15, 11). Было постановлено не затруднять христиан из язычников исполнением закона Моисеева. При этом о евреях, желающих в христианстве сохранять иудейские обычаи, не сказано ничего. Замечено лишь, что закон Моисеев имеет проповедующих и читается каждую субботу в синагогах.
 
 
В контексте этого Собора и всего апостольского учения это значит, что апостолы не возбраняют соблюдать иудаистские обычаи тем евреям, которые привыкли к ним, но никак не вменяют это в обязанность христианам-евреям и не считают эти обряды имеющими спасительную силу. Ибо по прямому смыслу апостольских слов и соборного решения, спасение признается как для евреев, так и для язычников только через веру во Иисуса Христа и благодать Святого Духа, а обычаи закона Моисеева тем самым оказываются уже излишними, так как в Себе и Собою Христос исполнил весь Закон. Евреи-христиане и христиане из язычников признаются совершенно равными. Никакой двойной ответственности и никакого первенства, о котором Вы, отец Александр, толкуете, за евреями не признается ни в данном соборном решении, ни в других текстах Нового Завета.
 
 
Вы это, отец Александр, прекрасно знаете. Зачем же извращаете смысл деяний апостольского Собора, которых, конечно, никто отменить не может? То, что это у Вас не случайная ошибка, а сознательный обман, видно из того, как Вы в том же духе извращаете смысл другого новозаветного текста — главы второй из Послания св. ап. Павла к римлянам. Вы вырываете из смыслового контекста учения ап. Павла следующие слова: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак [...] В отношении к избранию евреи возлюбленные Божии, ибо дары и призвания Божии непреложны» и делаете нужный Вам и сионизму вывод о том, что современный Израиль как народ, несмотря на то, что он продолжает в полноте своей не принимать Христа Иисуса, остается избранным народом Божиим.
 
 
Однако по смыслу слов апостола Павла в этой главе и многих других местах его Послания, народом Божиим является один-единственный народ — Живое Древо Церкви как Тела Христова, которое составляем мы, многие (Рим. 12, 4). Это та живая маслина, от которой засохшие ветви неверующих во Христа иудеев отсечены. Привиты ветви дикой маслины, бывших язычников. Так что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25). Куда войдет, в Израиль как нацию? Нет, в Тело Христово, в Церковь. «И так весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26). Апостол предупреждает бывших язычников от гордости, чтобы не превозносились плотью и не считали еврейскую плоть чем-то худшим по сравнению с собой, ибо во Христе все равны, здесь нет различия между иудеем и эллином. В другом месте говорится, что в Церкви нет больше ни скифа, ни варвара, ни иудея, ни эллина. Апостол Павел говорит: «А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27). Вот об этом «остатке»-то, который может спастись через обращение ко Христу Иисусу, апостол и говорит, что они «в отношении к избранию возлюбленные Божии ради отцев» (Рим. 11, 28). Эти два последних слова Вы, отец Александр, не случайно «сократили» из цитаты, ибо отцы Древнего Израиля жили верой во Христа истинного, который, как им было известно от пророков, должен был прийти именно тогда, когда приходил и пострадал в Израиле за грехи мира.
 
 
Апостол Павел учит, что избранничество и обетование относятся только к тем, кто спасется верой во Иисуса Христа, а не делами закона. По словам апостола о не принявших Христа иудеях, «усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией: потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 3-4). Таким образом, по учению апостола Павла, нет двух разных богоизбранных общностей — Церкви Христовой и Израиля как народа по плоти, но есть только один богоизбранный народ — христианская Церковь.
 
 
Со времен апостола Павла прошли века. Бывшие некогда дикими по происхождению от язычества ветви от разных народов, возрастая на благородной маслине Тела Христова, давно стали одно с Ним, так что теперь это уже целиком одна благородная маслина. А иудаизм, обманывающий евреев, за это время успел и засохнуть, и одичать. Так что пребывающие в иудаизме и неверии евреи наших дней — это одичавшая и бесплодная маслина. Теперь, чтобы стать благородной, этой маслине придется прививаться к маслине Христовой Церкви, так же, как некогда привились язычники. Поэтому для современного еврея важнейшим условием истинного обращения ко Христу должен быть отказ от всякой мысли о своей богоизбранности по признаку плотского происхождения и смиренное покаянное чувство, что уже не может он называться сыном Отца Небесного, но просит принять его хотя бы в число работников своих. Так учит знаменитая притча о блудном сыне.
 
 
Вот в чем состоит подлинный смысл текста второй главы Послания к римлянам. Вы же, отец Александр, извратили этот смысл в угоду тому самому шовинизму, который, как Вы на словах утверждаете, претит Вам, будь он еврейский, русский или китайский. Подлинно претит Вам, оказывается, совсем другое: верность Православия Господу Иисусу Христу, о чем Вы сами свидетельствуете с поразительной откровенностью. Корреспондент спрашивает Вас, как Вы относитесь к культам православных святых Гавриила и Евстратия, якобы умученных от жидов; не является ли это одним из препятствий для пребывания евреев-христиан в лоне Русской православной церкви?
 
 
Прежде чем передать Ваш ответ, приведем краткую справку.
 
 
Преподобный Евстратий, инок Киево-Печерского монастыря, был уведен половцами в плен и продан в рабство еврею-иудаисту в Херсоне Таврическом. Желая склонить своих рабов к отречению от Христа, он морил их голодом. Когда все, кроме Евстратия, умерли, в праздник Святой Пасхи в 1097 году, фанатик распял его на кресте. Мощи мученика были засвидетельствованы Богом, как чудотворные. Этому святому память бывает дважды в году и один раз положена служба с полиелеем.
 
 
Святой мученик Гавриил жил в деревне Зверки Гродненской губернии. Ему было шесть лет, когда фанатик-иудаист со своим единомышленником похитили мальчика и зверски умертвили его. Убийцы были уличены, осуждены по закону. А мощи св. Гавриила были найдены нетленными. И получили от Бога особую благодатную силу. Св. Гавриил пострадал в 1690 году.
 
 
Есть ли в обстоятельствах гибели этих святых что-нибудь антиеврейское? Нет. Речь идет о жертвах религиозного фанатизма, наличие которого в иудейской среде не отрицаете и Вы, отец Александр, когда говорите, что и еврейский шовинизм Вам претит. Почему же в таком свете не отвечаете сионисту, а ведете речь о ритуальном убийстве, о том, что ритуальные наветы на еврейство не получили юридического подтверждения на судебных процессах? Это помогает Вам бросить тень клеветы и на память святых Гавриила и Евстратия и без обиняков заявить: «Надеюсь, что они будут деканонизированы», то есть исключены из лика святых нашей Церкви. За что? За то, что они были верными Христу и пострадали за Него? Тогда, продолжая логику Ваших мыслей, следует исключить из лика святых всех, кто так или иначе пострадал от еврейского фанатизма, и «начать» придется уже со Христа Иисуса, преданного на распятие иудеями.
 
 
Мечтаете Вы и о проекте «вселенской церкви будущего», призывая ориентироваться на нее, а не на конфронтацию церквей, ибо конфронтация мешает осуществить синтез такой вселенской церкви.
 
 
Что такое анализ и синтез иудаистского мышления, хорошо известно. Сейчас Вы занимаетесь в Русском православии «анализом», то есть попыткой разложения его коренных, живоносных устоев. Ваши единомышленники делают то же в других христианских народах. И если бы ваши мечты сбылись, то из духовно разложенных христианских церквей, выбрав пригодные для сионизма элементы, можно было синтезировать нечто целое. Только это было бы уже не живое Тело Господа Иисуса Христа, а мертвая синтетика, говорящая кукла-робот, чем-то похожая на человека. А сионизму и его союзникам как раз и нужна церковь-кукла: по видимости христианство, а по сути подделка. Ею можно было бы управлять как угодно, чтобы она признала истинным Христом израильского лже-мессию, Антихриста и помогла бы установить в мире его духовное и политическое господство.
 
 
Поэтому дело не в конфронтации церквей и не в шовинизме русских православных людей, а в том, что живую благородную маслину Православия нельзя дать умертвить разлагающими и чуждыми влияниями под видом братского объединения, нельзя погасить светильник правды и истины. В Русской православной церкви промыслительно сохраняется в наибольшей чистоте и неповрежденности Божья истина — и как вероучение, и как образ мышления и жизни в Боге, а потому и Дух Святой Животворящий, а не «синтезирующий», живет в этой Церкви, особенно обильной благодатью.
 
 
Так что если Вы, отец Александр, были бы в самом деле православным человеком по духу и человеком, искренне любящим народ, от которого произошли по плоти, и человеком неложно стремящимся к христианскому единству, Вы сказали бы своему народу еврейскому, чтобы он принял Православие, потому что наша Церковь, принявшая плоть и кровь от Господа Христа и Его Пречистой Матери, имеющая в себе все лучшее, чем обладал Древний Израиль, не может не любить Израиля. Она любит его и теперь, хотя он стал лишь тенью своих великих прародителей, и ждет его обращения. Пусть только подлинные израильтяне сотворят достойный плод покаяния и, по слову Иоанна Крестителя, «не думают говорить себе: »Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Матф. 3, 9 — 10).