От Проходящий
К All  
Дата 09.11.2000 15:41:17
Рубрики Прочее;

РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (материал агентства "Славянский мир")

www.slavmir.ru
 
 
Информационное агентство «Славянский мир»
 
09.11.00 (А.Недоступ; Москва)
 
 
Социум
 
 
РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
 
 
(По материалам Православного медико-просветительского центра «Жизнь»)
 
 
 
В Госдуме рассматривается закон о здравоохранении. Закон, который давно ждали и который должен регулировать отношения в такой сфере, как медицинская помощь ближнему. Вместе с тем проект закона навлек на себя нарекания среди врачей и общественных деятелей. Самое главное то, что он закрепляет пороки, которых прежде не знала наша медицина и которые были внедрены в нашу отечественную систему здравоохранения не так давно.
 
 
Говорят, у нас было плохое здравоохранение. Но дело в том, что надо различать принципы организации здравоохранения как системы и реалии, которые были обусловлены очень низким финансированием медицины. А принципы, на которых была основана система здравоохранения — идеи справедливости и равенства. Именно они лежали в основе признания ее лучшей в мире. После перестройки наше здравоохранение становится все хуже и хуже, разваливается организационно. Особенно волнует то, что этим законом практически закрепляется принцип платности медицинских услуг. Весьма негативно и то, что в новом законе говорится о допустимости приватизации лечебных учреждений. Очень опасно, что закрепляется Постановление Правительства о проведении в нашей стране абортов по так называемым социальным показаниям, то есть на поздних сроках беременности — до 22 недель. Одного этого достаточно для того, чтобы признать закон «О здравоохранении в Российской Федерации» весьма ущербным.
 
 
Один из главных пороков закона — это включение медицины в рыночные отношения и превращение ее в комбинат медицинских услуг. Слово «медицинские услуги» в настоящее время упорно внедряется в наш медицинский обиход, а сейчас входит уже и в законодательный документ — Закон о здравоохранении. Великий русский философ И.А.Ильин говорил, в России медицина всегда была делом служения. И как нельзя лучше это соответствует христианскому пониманию медицины как братской, любовной помощи страждущим людям. Сейчас же вводится в сознание людей понятие коммерческой «услуги». Медицинская помощь приравнивается к таким услугам, как бытовые. Услуга в рыночных отношениях имеет товарный характер: один предлагает услугу, другой — получая, должен платить за нее. Таким образом, платный характер медицины закрепляется в обществе.
 
 
Православные врачи отрицательно относятся к приватизации медицины. Но некоторые говорят, что нет хозяина, оттого и медицина разваливается, что когда у клиник будет хозяин, они и заработают лучше. На это предположение можно возразить тем, что в отношении приватизации уже известен опыт того, как новые хозяева обращались с предприятиями и т.п. Предприятия промышленности и все остальное взяли в свои руки не «крепкие хозяева», а люди специфического склада, которые приобрели фактически за бесценок предприятия, и довели их в настоящее время до полного экономического коллапса. Они не только не стали лучше, они вообще теперь не работают. Около 60 процентов российской экономики в настоящее время практически перестало существовать, и это напрямую связано с приватизацией.
 
 
Легко себе представить, как лечебное учреждение, которое влачит довольно жалкое существование, — нет ни денег для зарплаты врачам, ни средств для покупки медикаментов, ни ресурсов для обновления сложных приборов, и т.д., — попадает в руки некоего приватизатора, который покупает его (за бесценок, разумеется), называет лечебно-профилактическим учреждением, затем переносит акцент на профилактическое, потом делает некое заведение с массажем, водными процедурами и т.п. А потом — просто закрывает его и строит нечто другое: игорный дом, например. Это очень реальная перспектива. Может быть и так: из этого лечебного учреждения делается платное лечебное заведение. Все то, что было накоплено трудом народа, — аппаратура, инструментарий... — приватизируется, начинают взиматься большие деньги, и эти услуги становятся совершенно недоступными для обычного человека.
 
 
В результате врач не в состоянии оказывать всем нуждающимся больным необходимую помощь. Что же дальше? Больной начинает искать другие пути исцеления. И тут новый закон ему опять «помогает». Потому что в нем есть специальный раздел, посвященный так называемой народной медицине — целительству. В самом слове нет ничего плохого: целительство — значит, исцеление. Но под видом народного целительства, как правило, предлагают какой-нибудь отвар из жабы, паленый кошкин хвост или зелье, приготовленное какой-то ведуньей с заговорами, колдовством и магией. Реклама всего этого сейчас представлена в изобилии. Каждый гражданин может заняться ведовством, магией, колдовством, экстрасенсорикой и т.п., но пока подобное «целительство» не имеет законодательных прав. Новый же закон о здравоохранении впервые в истории России этой мутной деятельности (по-нашему, безбожной, сатанинской, бесовской) дает права гражданства. Кстати, на Западе под понятиями «целительство», «народная, традиционная медицина» понимают очень ограниченный круг процедур и манипуляций. У нас же это часто именно бесовство, что совершенно недопустимо.
 
 
С другой стороны, больным будут предлагать услуги страховой медицины, также предусмотренной в предлагаемом законе. Якобы расходы на лечение должны покрываться страховкой. На самом деле мы достаточно хорошо представляем, что в нищей, терпящей экономическую катастрофу стране, никакая страховая медицина, если говорить всерьез, по определению невозможна.
 
 
Каковы же могут быть реальные предложения по организации медицинской помощи в России сейчас? По моему глубокому убеждению, это может быть только возврат к принципам организации советской системы здравоохранения. Как бы это ни звучало для кого-то шокирующе, но, по-моему, она как система организации медицинской помощи была лучшей в мире. Хотя многие мне возразят: нам не хватало медикаментов, были плохие больницы, у нас были грубые врачи. Но грубые врачи — это следствие бездуховного, безбожного воспитания. Поэтому-то мы и имеем сегодня такое положение, когда много врачей мгновенно восприняли принцип платности медицины и не стесняются брать деньги за свои услуги.
 
 
Да, раньше было мало лекарств. Сейчас лекарств много, но приобрести их совершенно невозможно. Кстати, их было мало в связи с тем, что тратилось очень много денег на оборону, на тяжелую промышленность и прочее, хотя сегодня мы прекрасно понимаем, что без этой обороны Советский Союз, ту же Россию уничтожили бы, как ее в ближайшее время будут пытаться уничтожить. Пример Сербии учит нас этому. Старая медицина действительно нас не удовлетворяла, но не принципами своей организации, ибо каждый тяжело заболевший человек мог при той или иной степени усилий добиться самой высокой консультации, хорошей операции и не платил за это тысячи долларов, как в настоящее время, и не отправлялся просто умирать, не будучи способным заплатить за операцию.
 
 
Закон, который бы сохранял эти принципы в новых условиях уже был подготовлен. Несколько лет назад я принимал участие в разработке одного из вариантов такого закона. Судьба его очень тяжелая и многострадальная. Новый закон был подготовлен, и там не было ни приватизации, ни платных услуг частного характера, никаких абортов по социальным показаниям в 22 недели. Там все было так, как должно быть! Но этот закон не дошел даже до первого чтения в Думе. Кем подготовлен нынешний законопроект — неизвестно. Его предложила в Думе группа депутатов во главе с Председателем комитета по охране здоровья Герасименко, но они не разрабатывали этот Закон сами, они только представляли его. О новом Законе мало известно медикам, он не был опубликован для обсуждения в печати — ни в массовой, ни в специальной, ни в газетах, ни в журналах — нигде. О нем не знают и сейчас, его практически никто не читал. От общества и от врачей не должно быть тайн. Широкие слои российской общественности должны прочитать этот Закон и вникнуть в его содержание. Если этот закон будет прочитан, то без сомнения он будет отвергнут, и депутаты обязаны всерьез задуматься, голосовать ли за него или нет, брать или нет на себя ответственность за отступление от принципов равенства и справедливости, добра и милосердия.
 
 
__________
 
[Александр Викторович Недоступ, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, председатель Московского Общества Православных врачей, сопредседатель церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата]