От Алексей Толстых
К Александр Н.  
Дата 21.11.2000 20:21:26
Рубрики Прочее;

Re (2): О ДУХОВНОМ ОСКУДЕНИИ В ДУХОВЕНСТВЕ Блаженная девица Пелагия

                           Толстых Алексей
 
 
                        Про Пелагию Рязанскую.
 
 
     Большой популярность  среди  православных  людей пользуется некая
 
Пелагия Рязанская.  По рукам «ходят» кассеты, листовки, газеты со ска-
 
зание о жизни и чудесах Пелагии Рязанской.
 
 
                       Что же это за блаженная?
 
 
Надо с осторожностью относиться к  "современным"  непрославленным
 
«святым». Напомню одну маленькую историю:
 
   Некий странник пришел в монастырь и спрашивает вратарника:  "Я слы-
 
хал,  батюшка,  у вас тут святых и чудотворцев много?" На что тот  ему
 
отвечает:  "Да святых-то,  кажись, нема, а вот чудять уси!" Так вот не
 
«чудять» ли? Не «чудит» ли эта Пелагия и иже с ней схимонахиня Макария
 
("Богом данная") , Алипия, Феодосий Иерусалимский?
 
 
     Родилась Пелагия Рязанская в 1881г.,  с рождения была слепенькой,
 
в три года лишилась родителей, в 9 лет у нее появился дар прозорливос-
 
ти... Она очень много молилась. Однако в 12 лет у нее возникли мысли о
 
самоубийстве. В книге свт.Игнатия Брянчанинова «О прелести» описывает-
 
ся случай с чиновником, который занимался усиленным молитвенным подви-
 
гом,  пришел от него в необычайное состояние, которое рассказал одному
 
опытному  монаху,  он  постоянно  видит свет от икон во время молитвы,
 
слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость и так да-
 
лее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: "Не приходила ли
 
вам мысль убить себя?" — «Как же!» — отвечал чиновник:  "я уже был ки-
 
нувшись в Фонтанку,  (Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга.)
 
да меня вытащили". К состоянию самообольщения, избранному произвольно,
 
диавол присоединил свое, сродное этому состоянию действие, — и челове-
 
ческое самообольщение перешло в явную бесовскую прелесть.  Монах  ска-
 
зал: "Как среди плача по Богу приходят минуты необыкновенного успокое-
 
ния совести,  в чем заключается утешение плачущих; так и среди ложного
 
наслаждения, доставляемого бесовскою прелестию, приходят минуты, в ко-
 
торые прелесть как бы разоблачается,  и дает вкусить себя так, как она
 
есть. Эти минуты — ужасны! Горечь их и производимое этою горечью отча-
 
яние — невыносимы.  По этому состоянию,  в которое приводит  прелесть,
 
всего бы легче узнать се прельщенному,  и принять меры к исцелению се-
 
бя.  Увы!  Начало прелести — гордость,  и плод ее — преизобильная гор-
 
дость.  Прельщенный,  признающий  себя сосудом Божественной благодати,
 
презирает спасительные предостережения ближних, как это заметил святой
 
Симеон. Между тем, припадки отчаяния становятся сильнее и сильнее: на-
 
конец, отчаяние обращается в умоисступление, и увенчивается самоубийс-
 
твом."
 
     Пелагию долго  преследовали мысли о самоубийстве,  но после того,
 
как ее посетила женщина (она утверждает,  что это была Богородица),  и
 
показала ей ад, (примерно так же как и в апокрифическом сказании "Хож-
 
дение о мукам Пресвятой Богородицы"(Памятники Литературы  Древней  Ру-
 
си,т.2)). После  этого  она  стала стала "молиться еще больше.  Делала
 
12-14 поклонов в минуту, молилась красиво, на коленях. Делала по 10000
 
поклонов за 14 часов в сутки." Обычно люди, взявшие на себя такого ро-
 
да подвиг,  скрывают свои подвиги,  "Как-то раз ко мне приехал отец  с
 
Колымы,  и мы пришли с ним к Матроне и остались там ночевать. Я думаю:
 
«Дай-ка я послежу,  что Матушка делает».  Я следила до утра. И до утра
 
она  била поклоны и молилась."(Житие и чудеса святой блаженной старицы
 
Матроны),  и никогда она не говорила, сколько поклонов в час делает, и
 
не принуждала других молиться всю ночь,  как это делала Пелагия. Также
 
поступала и Ксения Петербуржская, и Любушка.
 
     Посещали часто по ночам Пелагию святые, в особенности Серафим Са-
 
ровский. Ей бы после таких «посещений» сходить к опытному  священнику,
 
который бы ей сказал:"Видения,  бывшие тебе и представлявшиеся, не ис-
 
тинны, как-то:  видения воскресшего Господа,  видения Божией Матери  и
 
другое прочее подобное.  Впредь не верь ни снам,  ни ведения.  Все это
 
опасно и обольстительно и не увенчивается добрым  концом"(прп.Амвросий
 
Оптинский «Письма»),  или  же:"...Относительно  гласов и явлений нужна
 
еще большая осторожность: здесь ближе и зловреднее прелесть бесовская.
 
Многие из святых и искусных Отцов были обмануты бесами, хитро скрываю-
 
щими и облачающими свою ложь и тьму признаками истины и света,  -  тем
 
удобнее могут быть обмануты юные и неопытные."(Свт.Игнатий Брянчанинов
 
«О чудесах  и  знамениях»),  так  же  и у наставляет св.Григорий Сина-
 
ит:"Никогда же да не приимеши,  аще что видиши  чувственно,  или  умно
 
<...> или аще и образ Христов, или ангелов, или святаго зрак <...> яко
 
во образе истины обыче диавол показывает прелесть свою, преобразуя лу-
 
кавая своя яко духовная"
 
     Многих великих святых,  к примеру Серафима Саровского, Сергия Ра-
 
донежского, Иоанна Кронштадского посещали святые и  Божия  Матерь,  но
 
это было раза 2-4 за всю их святую жизнь, и то посещения были кратков-
 
ременные.
 
     "Отсутствие подлинных  духовных наставников приводит к тому — пи-
 
сал духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов), — что
 
их место занимают люди прельщенные или даже проходимцы. Такие "настав-
 
ники" занимаются отчитыванием бесноватых, исцелением больных, при вся-
 
ком удобном случае демонстрируют свою прозорливость, проповедуя крайне
 
аскетический подвиг, представляя христианство как неедение и неспание.
 
Человек,  который подолгу не ест и не спит, в наше время, скорее, нас-
 
тораживает.<...> Признаками подлинной праведности прежде всего являет-
 
ся смирение и любовь к ближнему" (Диакон Андрей Кураев «В поисках »Зо-
 
лотого века")
 
 
   Вот несколько наставлений Пелигии:
 
  "Нельзя молиться за тех,  кто сжигает тела своих родственников и о
 
самих сожженных! худо будет всему роду. Сжигание телес — это даже и не
 
грех, а само служение сатане, от которого будут и жестокие мучения"
 
     Но церковь то думает иначе:"Многих христиан, чьи тела сжигаются к
 
крематориях,  отпевают в Православной Церкви, но не традиционно, а так
 
называемым  "заочным  отпеванием"("Погребение  и поминовение усопших",
 
иеромонах Феодосий), потому что "будут судимы по собственным деяниям -
 
и  каждому  воздастся достойная почесть по трудам и подвигам"(св.Ефрем
 
Сирин)
 
   "Нельзя молиться за тех,  кто присутствовал на свадьбах в Страст-
 
ную  Пятницу,  а  кто  сомневается,  тот получит пред Господом двойной
 
грех".
 
    Возможно она  не  верила в силу покаяния,  ведь по слову "великого
 
Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа"(Тит.2,13) "...всякий грех и ху-
 
ла   простятся   человекам,  а  хула  на  Духа  не  простится  челове-
 
кам"(Мф.12,31). В те года,  когда распевали "эх  играй  моя  двухрядка
 
против Бога и попов" многие даже не знали когда Пасха, а уж тем более,
 
разве вспомнишь,  присутствовал на свадьбах в  Страстную  Пятницу  или
 
нет.  Это все равно, если бы мне подсыпали яд в пищу, а потом сказали,
 
что я самоубийца и за меня молиться нельзя.
 
    "Страшное кощунство перед Причащение не делать три  земных  покло-
 
на."
 
    "Христиане-причастники полагают земной поклон,  подходят к  Святой
 
Чаше с благоговением,  крестообразно сложив руки на груди,  и называют
 
свои имена" ("Настольная  книга  священнослужителя",т.1,стр.283),  так
 
что, делать  три  земных поклона необязательно,  и нет в этом никакого
 
кощунства.
 
   "Без головных уборов женщинам нельзя ходить и даже спасть.  Иначе
 
- рак головы!"
 
В настоящее время это не реально и не обязательно.  На фотографическом
 
снимке, к примеру, святая блаженная старица Матрона без головного убора.  
 
А на святых иконах часто встречаются  святые  жены  с  непокрытыми головами,  
 
в частности св.Вера, Надежда  и  Любовь,  св.Царственные Мученики и даже
 
Пресвятая Богородица.
 
    "У кого  собаки  живут в одном помещении с иконами,  тот не должен
 
допускаться к Причастию".
 
    Собаки и Божия благодать,  - как замечает диакон Андрей Кураев,  -
 
не так уж несовместимы.  Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла "и
 
собака юноши с ними"(Тов.5,17). И Ангела это не отгоняло и не смущало.
 
   "...Таким образом,  взгляд Святого Отца на проблему нечистых живот-
 
ных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе
 
все  животные весьма хороши.  Нечистыми некоторых животных Моисей наз-
 
вал, стремясь оградить свой народ от поклонения им. В наше время (да и
 
уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует.  Поэтому
 
«дискриминация» собак православными христианами не имеет под собой ос-
 
нования.  Нужно  сказать,  что  в канонических правилах Русской Церкви
 
есть постановление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребы-
 
вание  собаки в нем не является уместным в силу присущих ей особеннос-
 
тей (запах,  беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и
 
тишину храма,  и т.д.).  Однако это запрещение касается только храма и
 
мотивируется отнюдь не тем,  что собака оскверняет святыню и  препятс-
 
твует благодати Божией пребывать в храме. Соответственно и наличие со-
 
баки в доме никоим образом не может помешать  благодати.  Отгоняет  от
 
нас эту благодать не собака,  а наша греховная жизнь,  освободиться от
 
которой гораздо сложнее,  нежели от собаки.  Поэтому никакого препятс-
 
твия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет, хотя
 
с точки зрения здравого смысла держать собаку в квартире не всегда оп-
 
равданно. Но  это  уже вопрос целесообразности,  а отнюдь не церковной
 
дисциплины." (Священник Александр ЗАХАРОВ "МЕШАЕТ ЛИ  СОБАКА  БЛАГОДА-
 
ТИ?")
 
 
   Также Пелагия  предсказывала,  что "болезней в последнии времена от
 
Бога не будет,  все болезни — от диавола, и болезни будут не ко спасе-
 
нию"
 
     Так ли это?  "Давайте почаще обращаться к святоотеческому  насле-
 
дию,  к  этой  поистине  неисчерпаемой сокровищнице духовной мудрости,
 
ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопро-
 
сы,  которые  ставит  перед  нами жизнь." (Священник Александр ЗАХАРОВ
 
«МЕШАЕТ ЛИ СОБАКА БЛАГОДАТИ?»)
 
 
 
"...предсказано, что в последние времена  ввиду  усилившейся  гордости
 
люди будут спасаться только терпением скорбей и БОЛЕЗНЕЙ, а подвиги от
 
них будут отняты" (Арх.Лазарь «О тайных недугах души» ссылка на:  Игу-
 
мен Никон. «Письма духовным детям»)
 
"...Скорби — особливо удел нашего времени,  которому в удел не даны ни
 
подвиги мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан вре-
 
мени последнего, участок скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Ве-
 
сы у Бога!.." (Там же.Ссылка: Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 4, пись-
 
мо 24, стр. 462.)
 
"Некоторый старец  часто подвергался болезни.  Случилось ему в течении
 
одного года не болеть;  старец очень скорбел об этом и плакал, говоря:
 
оставил меня Господь мой и не посетил меня" (Отечник)
 
     Отсюда видно,  что без болезней трудно спастись, тем более в наше
 
время. Нам всем надо нести крест "...А крест Господень  заключается  в
 
скорбях, печалях и болезнях, в трудах и заботах, досадах, огорчениях и
 
неудачах, в туге душевной и телесной."(Неизвестный Нилус,т.2)
 
     Более того,  она  предсказала  год кончины мира:"Поля нам говори-
 
ла:"Когда я умру — родится антихрист.  Полюшка преставилась в 1966г. А
 
ведь антихриста, как она объяснила, должен воцариться в 33 года." А по
 
книге Откровения антихристу будет "дана власть действовать  сорок  два
 
месяца."(Откр.13,5). Так  уж  очень  подходят  к  этой  старице  слова
 
митр.Вениамина  (Федченкова):""Говорили старцы"...  Прежде всего нужно
 
проверить:  кто именно? Что говорили? Неужели о точных сроках (годах)?
 
Не верю... А если и говорили, то это старцы не от Бога..."
 
     В Киево-Печерском  патерике,  есть повествование о монахе Никите,
 
который пророчествовал, но "собственно он (монах Никита) не пророчест-
 
вовал,  а сказывал приходящим,  будучи извещаем соприсутствовавшим бе-
 
сом, где положено украденное, где что случилось в дальнем ему месте."
 
(см.Киево-Печерский патерик).  Вот  как  говорил  преподобный Амвросий
 
Оптинский:"Верить всем юродивым,  блаженным, «дурочкам» и т.п. не сле-
 
дует, хотя бы их слова и сбывались,  так как не всякое предсказание от
 
Бога... Отличительное свойство  вражеских  предсказаний  то,  что  они
 
всегда бывают  мрачные,  дурные,  всегда сулят одни несчастья и всегда
 
приносят одно смущение в душу.  Если предсказывает кто-либо  из  рабов
 
Божиих по внушению Святого Духа,  то хотя и они предупреждают иногда о
 
скорбях, но это сопровождается мирным, покаянным и сокрушенным настро-
 
ением души".
 
  Так каким «духом» она пророчествовала?  Ведь "...плод духа:  любовь,
 
радость,   мир,   долготерпение,   благость,  милосердие,  вера,  кро-
 
тость..."(Гал.5,22-23), а как признается ее послушник "когда она гово-
 
рила, я ее очень боялся". Вот как рассказывают про подлинную блаженную
 
св.Матрону:"Каждый день прожитой ею жизни — поток  скорбей  и  печалей
 
приходящих людей. Помощь бедным, утешение и исцеление их. Возьмет дву-
 
мя руками голову плачущего, пожалеет, согреет святостью своей, и чело-
 
век уходит окрыленный.  <...>Люди,  которые приходили к святой старице
 
Матроне народного благочестия.  Поэтому и помощь, которую люди получа-
 
ют,  молитвенно обращаясь к праведнице,  приносит духовные плоды: люди
 
утверждаются в православной вере,  воцерковляются внешне и  внутренне,
 
приобщаются к повседневной молитвенной жизни."(Житие св.блаженной Мат-
 
роны")
 
     В жития  Оптинского  старца Макария,  говорится,  что он не любил
 
вского рода блаженных,  и даже не пускал их к себе на порог, кроме од-
 
ного.
 
     Если вдуматься  в предсказания Пелагии и сопоставить их между со-
 
бой, то получися довольно странная  картина.  Она  предсказывала,  что
 
после воцарения антихриста,  русский народ будут душить разными средс-
 
твами, будет даже налог на каждую иконку,  исчезнет с лица  земли  ряд
 
русских городов (вместо их будут моря с одноименными названиями), этот
 
антихрист будет клеймить своих людей печатями,  и даже монахини, кото-
 
рые плохо молились,  после мученической кончины попадут в ад. (Не уже-
 
ли, человек, умученный за веру во Христа попадет во ад?). До воцарения
 
антихриста воскреснет на некоторое время прп.Сергий.  Дальше она гово-
 
рит, что в это же время в России будет православный Царь, которого бу-
 
дет бояться антихрист. Священники будут готовить народ для ада. (Вооб-
 
ще-то по ее словам,  духовенство 20 веков ведет народ в огонь вечный).
 
Священники познают истину только после воскресения из мертвых Серафима
 
Саровского.  С  воскресшим Серафимом до Дивеева пойдет Царская семья и
 
священство.  Духовенство будет научать народ служить батюшке Царю, а в
 
это время воцарится антихрист в Америке,  ему поклониться весь мир, во
 
всем мире он будет ставить печать,  кроме России,  а потом Господь по-
 
даст своему малому стаду победу над антихристом. Россия в конце концов
 
победит антихриста.
 
     Выходит, что конец света произойдет  в  отдельно  взятой  стране.
 
И как ни странно, победу над антихристом одержит Россия... И не смотря
 
на такой оптимистический прогноз, у нее везде:"Бойся, бойся, бойся!"
 
Это идет в разрез с Евангелием,  ведь Евангелие это благая весть. А от
 
Пелагии человек впадает в уныние,  священников слушать нельзя, цель-то
 
у них,  по ее словам,  подготовить людей для ада, она говорила, что 20
 
веков духовенство идет в огонь вечный ведет за собой народ.  Подмывала
 
доверие к святыням древнейшим:  "Есть такие люди, которые мечтают: За-
 
горск!  Загорск! А что — Загорск! Там колдунов полно. Где святыня, там
 
и нечистая сила слетается!  Кого там просто соблазняют,  а кого и пор-
 
тят! Вот вам и Загорск!"
 
     Св. Матрона  говорила:"Наступает  время  прелести  и  прелесть  -
 
прельщение душ будет явной, остерегайтесь!"
 
  Пелагия Рязанская явно была в прелести,  а "все, впавшие в бесовскую
 
прелесть,  то есть, чрез развитие собственного самообольщения вступив-
 
шие  в  общение с диаволом и в порабощение ему — находятся в прелести,
 
суть храмы и орудия бесов,  жертвы вечной  смерти,  жизни  в  темницах
 
ада."(Свт.Игнатий  Брянчанинов  "О прелести"),  но не смотря на это во
 
многих епархиях «секта пелагиан» стала носит  массовый  характер,  вот
 
уже  у нас появились распространители псевдохристианской газеты "Жизнь
 
Вечная", листовок, кассет, которые содержат воспоминания о Пелагии, ее
 
«пророчества».  Вот что пишет об этой секте ректор Вологодского духов-
 
ного училища протоиерей Василий Павлов в Вологодской епархиальной  га-
 
зете:"Что  же это за православные и чем они отличаются от враждебных к
 
нашей Церкви сектантов?  Ведь сущность сектантва как раз и заключается
 
в  превозношении над своей Церковью и отделении от нее.  Дух гордыни и
 
духовной прелести,  властолюбия и соперничества, столь заметный в уче-
 
нии Пелагии Рязанской,  разве не тот же,  что у Марии Цвигун, Порфирия
 
Иванова и у другиз «харизматических» (т.е.  озаренных  свыше)  вождей?
 
Принесла свой плод и статья из Жизни Вечной"."Слышу, за спиной шум ка-
 
кой-то и даже стук стоит,  - рассказывает настоятель одного  из  воло-
 
годских  храмов.  - Оборачиваюсь и вижу,  как женщины в тяжких усилиях
 
стараются дотянуться рукой чуть ли не до собственных лопаток." А  ведь
 
главная идея пелагииных откровений состоит в том, что"священство и на-
 
род не знают как перекреститься!  Все сделано священством, чтобы народ
 
молился  небрежно,  хотя  вся сила в крестном знамении!" Сама Пелагия,
 
однажды неправильно перекрестилась,  т.е. недотянулась до плеча, а по-
 
том полдня каялась. Вопреки мнения Пелагии добавим, что для спасения и
 
жизнь христианскую надо приложить,  и про две наибольших  заповеди  не
 
забыть (Мф.22,35-40), и на Бога надеяться. Не руками же, в самом деле,
 
спасемся. У «прозорливой» Пелагии все это опускается как маловажное.
 
     Вот и получается,  что если скажет с амвона еписком,  или священ-
 
ник,  и это идет в разрез с учением Пелигии,  или самим  ее  учеником,
 
пусть  это  и учень важное в духовное жизни,  будет сделан вывод,  что
 
священства слушаться нельзя,  ведь цель-то у них одна, как учила Пела-
 
гия «готовить народ для ада», "ведь и Спаситель пошел против священни-
 
ков, обличая их, а они прям зубами скрипели".
 
     Так не  будем  же  отделять  себя от Святой Соборной Апостольской
 
Церкви, верить явно прельщенным «блаженным» вроде Пелагии Рязанской, и
 
иже с  ней которых в свое время очень не любил преподобный Макарий Оп-
 
тинский.
 
  "Итак по плодам их узнаете их.  Не всякий,  говорящий Мне: "Господи!
 
Господи!",  войдет в Царство Небесное,  но исполняющий волю Отца Моего
 
Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твое-
 
го ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и
 
не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никог-
 
да не знал вас;  отойдите от Меня,  делающие беззаконие."(Мф.7,20-23)
 
 
  P.S. Самое  интересное,  что  у ворот Серафимо-Дивеевского монастыря
 
молодые люди продают газету «Жизнь Вечная» и кассеты про  Пелагию  Ря-
 
занскую. На мой, вполне естественный вопрос, есть ли у них на это бла-
 
гословение, эти ребята меня чуть не побили.
 
 
 
Мой e-mail:
 
                       Алексей Толстых