От Пётр
К Лев Тихонов  
Дата 23.11.2000 13:33:48
Рубрики Прочее;

Re (4): Знакомая мелодия — неправда ли?

>Пётр, я вовсе не противник Достоевского, скончавшегося в мире с Церковью и крайне мною уважаемого.
 
 
Но он не только скончался в мире с Церковью, но и не отделял себя от нее на протяжении своей жизни (подобно, например, Пушкину) по кр. мере после перташевцев (собственно, арест, приговор и т.д. стали для него толчком к Церкви). Достоевский не занимался извращением церковного учения,— это не бердяевщина вовсе, не богоискательство, у Достоевского всё гораздо глубже. О церковности Достоевского говорит и Леонтьев в дополнении к статье, на которое я обратил внимание. О церковности и молитвенности Достоевского говорит и Н.О. Лосский в «О миропонимании Достоевского» (если не ошибаюсь,— посмотрю дома в книжках)...
 
 
>Проблема в том, что именно то самое розовое христианство, тот самый псевдохристианский гуманизм, то самое крестоборчество и человекобожие, зачатки которого видел Леонтьев в трудах Достоевского, получили прискорбное развитие в XX веке, например, в парижской «религиозно-философской» школе, абсурдно претендующей на православность.
 
 
Это всё очень хорошо Вами сказано, но, на мой взгляд, к Достоевскому не имеет ни малейшего отношения. Это вообще ему противоположно совершенно. Именно Достоевский указывает на несовместимость идей человекобожия и богочеловека. Опять же, об этом говоит сам же Леонтьев, что эта речь (именно та одна речь, которую произнес Достевский и комментирует Леонтьев) или то ее понимание, которое критикует Леонтьев, совершенно выдается из ряда, оторвана от стержня основных работ Достоевского.
 
 
>Ведь в своей любви к Достоевскому за это исповедуются многие люди, Церкви вовсе чуждые — например, мой одноклассник — чудак-человек и «независимый релииозный мыслитель», который готов даже простить за все эти достижения Достоевскому «антисемитизм», который он усматривает в нем.
 
 
Усматривать в Достоевском какие-то истоки или какую-то близоть богоискательству, бердяевщене — по-моему, огромная ошибка и создание очень большой чести этим самым богоискателям. Если уж начинать разговор о том, имеется ли какая-то идейная связь между богоискательством и Достоевским, то делать это нужно не на основании единственной его речи, а на основе всего массива его работ, причем рассматривая не просто приглянувшиеся слова, а суть, и суть именного того, что хотел донести Достоевский.
 
 
>Потому давайте любить Достоевского и отвращаться от тех богоотступнических ересей, развитие которых он подтолкнул, пусть даже невольно.
 
 
И снова, это всё очень здорово звучит, но что-то идея о том, что Достоевский кого-то подтолкнул к богоотступничеству и ересям, для меня звучит весьма неожиданно и похоже на то, что упомянул Олег. На основании каких исследований трудов Достоевского Вы это заявляете? Укажите, чьим анализом Достоевского Вы пользуетесь, каких именно его работ?— я пока тоже начну подыскивать критику и анализ Достоевского, действительно серьезный разбор произведений, таков подход, например, у Розанова в «Легенде...», посмотрю Лосского — самостоятельно строить критику всему Достоевскому было бы задачей неподъемной...