|
От
|
Евгений
|
|
К
|
Ольга
|
|
Дата
|
01.12.2000 17:35:30
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Раскольники и ересь м. Антония Храповицкого
Нет уж, если даете ссылку, то будем обсуждать. Или Вы хотите, чтобы принимали всякую ересь без рассуждения? Но этого не будет. “Еще, пишешь ты, для меня прикровенная неправда и ложь “Московской патриархии” становится все яснее и все отвратительнее. Когда я вхожу в открытую церковь, когда там служат батюшки из “Московской патриархии”, то душа моя не находит там успокоения и утешения духовного. Душа там чем-то стеснена. И это не у меня одного, а и у многих. Стою в таком храме и вижу, как подходят люди к свечному ящику и спрашивают: “Не знаете ли вы, в каких храмах служат лучше?” Так мятется и терзается душа, не находя напоения жажде своей духовной. Моя душа, когда нахожусь в церкви, говорит мне: “Это не то, что нужно”. Я не могу себе этого ясно, богословски объяснить, но глубоко чувствую, что входя в открытый храм, я прикасаюсь не к Христовой Церкви”. Письмо твое оканчивается трогательным, трагическим криком души: “Я чувствую, что “Московская патриархия” и ее храмы не моя вера; это не то, что было для меня Святое Святых с младенческих лет. Так где же теперь моя и Христова Церковь, найду ли я Ее, дабы поклониться истине, освятиться Ею и научиться от Нея”. Известно, что выталкивает людей из храма: это нераскаянные грехи и высокое о себе мнение. А так же интеллигентское (которое в крови у русской интеллигенции и не только нее) представление о бытии Церкви как о бытии «нравственном». Вот и пускается человек в поиски «нравственной» церкви, ведь настоящая Церковь так полна нравственными недостатками. Посмотрим, что же он находит на этом пути. «Каковы цели Церкви Христовой на земле?», вопрошает «епископ» А. (Амвросий Сиверс?). Действительно, давайте посмотрим, какой должна быть Церковь в представлении каткомбного «епископа». "Вот как говорит об этих целях всем известный русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий): “Церковь, пишет он, это такое бытие, в котором люди объединяются не только в дружное братство, чуждое разделению по народностям, сословиям и имуществам, но составляют некоторое новое единое бытие... Цель этого нового бытия та, чтобы соединить рассеченное грехопадением на тысячи частей человеческое естество во едино, соединить их с собою и чрез себя и с Богом Отцем. «Хочу, говорит Христос, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне... Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17.24-26)»." Ах, вот оно что! Понятие о Церкви автор берет из учения «известного русского богослова митрополита Антония (Храповицкого)», точнее известного еретика, учение которого подменяет догматические понятия нравственными и спасение наше природным действием благодати Божией «нравственным» спасением. Давайте внимательно вглядимся в это учение. М. Антоний пишет, что бытие Церкви соединяет «рассеченное грехопадением на тысячи частей человеческое естество во едино». Но чем соединяет? С виду это утверждение православно, если православно это «чем соединяет». Смотрим далее: «Посредствующая ближайшая цель Церкви, без которой, собственно, невозможно достижение конечной цели, заключается в постепенном духовном усовершенствовании личности в Церкви, в освящении христианина истиною Христовой”. Так-так, »духовное усовершенствование" , «освящение истиною Христовой». Что же понимает м. Антоний под этими понятиями? За пониманием этого обратимся с его, можно сказать, основополагающему «труду» «Догмату Искупления». «Нам теперь должно дознать, какой внутренней силой пастыря совершается, то есть опосредствуется (ибо совершается оно Христом и Святым Духом) возрождение верующего, дабы затем найти ответ на главный вопрос нашего исследования: чем именно искупляет и возрождает нас Господь?» «Отвечаем: эта сила есть сострадающая любовь, эта сила есть страдание за другого, дающее ему начаток возрождения» «Сострадающая любовь, принимающая падения ближнего с такой скорбью, будто грешит сам любящий, эта сострадательная любовь есть, несомненно, возрождающая сила». «нравственно возрождающее начало или сила есть сила сострадающей любви» «благодать возрождения дается от сострадающей любви Христа Спасителя каждому из нас» «что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовною скорбью всякого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление. Вот почему Искупителем мог быть только Бог, Богочеловек, а не ангел и не человек, а вовсе не потому, что нужна была для удовлетворения гнева Божия наиболее ценная жертва. Со времени этой Гефсиманской ночи и Голгофского дня всякий верующий, даже всякий начинающий веровать, сознает свою внутреннюю связь со Христом и обращается к Нему в молитве, как к неистощаемому источнику нравственной возрождающей силы». Ах вот оно что! Источником возрождающей силы Церкви и искупления каждого человека является сострадающая любовь Спасителя, получившая такую силу в Гефсимании (и потом на Голгофе)! Постойте-постойте.. Ведь Божество безстрастно и не страдало на Кресте, страдало человечество Спасителя. То есть спасающая сила Церкви, по м. Антонию, заключается не в божественной благодати, а в нравственном, выстраданном на Голгофе, совершенстве человечества Спасителя! Как же так? Неужели м. Антоний отрицает действие в Церкви божественной благодати? Вовсе нет: «Вступление непосредственно в нашу природу природы Христовой, Его благих хотений именуется благодатью, которая невидимо вливается в нас в различных настроениях и случаях нашей жизни, а с особенной силой в святых таинствах достойно воспринимаемых, то есть, когда наша личная сознательная воля свободно подчиняется тому таинственному притоку благодатных расположений, которые вселяются в нашу душу Христом, через установленные Им особые способы общения». Он ее не отрицает, он и ее, и человечество Спасителя считает одним и тем же «природой Христовой», делая Христа состоящим не из двух природ как в Православии, а из одной божественной=человеской, она же «благодать» и «нравственное совершенство». Учение м. Антония даже не монофизитство, а несторианство (в латинском варианте несторианства). Понятие «природы Христовой» возникает там, где человечество Христа отличается от человечества христиан. К этому одинаково ведут монофизитство и несторианство (и латинство). Отсюда понятно, откуда такой католический акцент именно на «страданиях Христа». Понятно и «нравственное» отношение раскольников, как зарубежных, так и внутренних, к Церкви. Понятна и подмена догматических понятий нравственными как при формулировки «ереси сергианства», так и вообще в канонической области. Как пишет «епископ» А.: «Если к тому же будешь внимателен к Священному Писанию и учению Св. Отцов о Церкви, к постановлениям Святых Апостолов и Соборов Церковных, то ты всегда явственно увидишь и познаешь, где обретается Святая Церковь — Тело Христово, и где маскированная ложь сатаны». Да, мы будем внимательны к «учению Св. Отцов о Церкви, к постановлениям Святых Апостолов и Соборов Церковных» и увидим, как под видом «истинного православия» нам подается еретическое несторианское учение о Христе, о Церкви и о канонах.