|
От
|
webmaster
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
08.12.2000 02:23:46
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
СТАТЬЯ О НОВОМ ГИМНЕ РОССИИ
Обновления 08.12.2000 О РОССИЙСКОМ ГИМНЕ Cтатья С.Федякина, посвященная музыке нового гимна России http://www.voskres.ru/articles/hymn.html ПРИДНЕСТРОВСКИЕ ВОПРОСЫ В.Крупин о своей поездке в Приднестровье и проблемах этого края http://www.voskres.ru/articles/dnestr.html ОБЕЗМОЛВЛЕННАЯ ЗЕМЛЯ Взгляд В.Карпова на проводимое в Якутии насаждение неприятия между якутами и русскими http://www.voskres.ru/articles/silence.html
О РОССИЙСКОМ ГИМНЕ «Творческая интеллигенция» поспешила отметиться в очередной раз. Музыка гимна, написанного Александровым, напомнила ей о «сталинщине». Но ведь многим эта музыка напомнит совсем о другом: о победе в Великой Отечественной (гимн написан в 1943-м, когда великая страна в час тягчайшего испытания нашла силы подняться и твердо встала на ноги), и о первых космонавтах, и о победах наших спортсменов, и о том, что Советская Россия была державой. Забывает «творческая интеллигенция» о другом: нынешний гимн конечно не напоминает о «тоталитаризме», зато напомнит простым людям России о другом времени, когда «все расхищено, предано, продано». Гимн Александрова гимн империи. Нынешний гимн Российской Федерации стал гимном развала, распада, рассеяния. И вряд ли Глинка желал такой судьбы для своей музыки. Да, Александр Васильевич Александров не Глинка. И все же он вошел в историю музыки. И в первую очередь как автор государственной музыки: «Священная война» и «Гимн Советского Союза». О первой давно уже сказано: это «песня-симфония» (столь потрясающа, до дрожи в спине, сила ее простого, естественно-великого «напева»). Второй это не только «Гимн Советского Союза», но и «гимн как таковой», «идеальный гимн». Ведь за редкими исключениями, гимны большинства государств и не похожи на гимны. Среди исключений сразу вспоминается «Интернационал» и «Марсельеза». Оба гимна из Франции, но оба не государственные. «Интернационал» гимн «проклятьем заклейменных». И если «Марсельеза» рождалась как гимн народный, потому и смогла стать гимном государственным, то судьба «Интернационала» точно соответствует его названию. Он не мог «пропасть» настолько ясна «гимновая» основа музыки Пьера Дегейтера. Но это гимн «проклятьем заклейменных». Не имея почвы под ногами, он мог становиться и гимном партийным, и гимном СССР, и гимном Китая. В нем не было государственного начала, поэтому в роли государственного гимна он и мог менять страны и народы. «Гимн Советского Союза» в музыке своей как бы изначален (идеальный гимн) и, вместе с тем, неповторим. Он вобрал в себя всю историю Союза Советских Социалистических республик, но в нем есть и отзвук православных песнопений (и не случайно: Александров когда-то учился в регентских классах Придворной певческой капеллы в Петербурге). Наконец, в самой его мелодии запечатлелась и история государства Российского воспоминание о том, что великая Империя «поплыла» и обрушилась, но вот опять в ином виде возродилась и твердо встала на ноги. В теме гимна Александрова утвердительность ощущается с первых нот, и вот она вместе с мелодией спускается, будто не может удержаться, но вдруг снова, неуклонно, восходит вверх и взвивается знаменем. Запечатлелась в гимне и Великая Отечественная, гимн музыкально стал как бы продолжением «Священной войны», ее торжественного с уступами восхождения и «взлета» в строчке «Пусть ярость благородная вскипает как волна». И если представить себе идеальную Россию, взявшую все лучшее из трех Россий царской, советской и той, которая может быть, еще дождется своего часа ее гимном будет, конечно же, не нынешний гимн (пусть Глинка писал, но это же все-таки не его простое и гениальное «Славься!», а музыкальный черновик), не «Боже, царя храни» (музыка Львова замечательна, но есть в ней что-то сонное, великая Империя в те годы ведь действительно «почила на лаврах»). Только музыка союзного гимна и есть гимн «идеальной России» (той, что «в веках»), и вряд ли Россия когда-нибудь обретет свое музыкально выраженное «государственное лицо» более замечательное. Сергей ФЕДЯКИН