Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 12:40:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова  (Прочитано 9022 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Июня 2011, 06:47:33 »

Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова

Вот уже пять лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.


Вячеслав Михайлович Клыков

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».


Покровский храм и звонница в с. Мармыжи

Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее в России. Он считал, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине – в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников – памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник – Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…


Памятник преподобному Сергию Радонежскому (Радонеж, Подмосковье)

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное – его идеи – воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву – и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…


Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади (Москва)
   

Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию (Самара)

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.


Открытие звонницы на Прохоровском поле в 1995 г.
   

Звонница на Прохоровском поле

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать “свое место” ученому, военному, художнику…»


Памятник Николаю II в с. Тайнинское (Подмосковье)

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием – Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью – 1997 года – говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни – о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя – государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император – в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны – это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля – это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании – пахарь и воин. Пахарь – хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.


Надгробие Вячеслава Михайловича Клыкова

Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.


Памятник В.М. Клыкову в Курске. Автор – Андрей Клыков

Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Надежда Дмитриева, Михаил Клыков

Фото из семейного архива. Фотограф А. Гринякин

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/46856.htm
« Последнее редактирование: 18 Июня 2011, 08:40:14 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 03 Июня 2011, 18:19:16 »

«Это была масштабная русская личность»



Александр Крутов к пятилетней годовщине со дня кончины Вячеслава Михайловича Клыкова

Вот уже пять лет, как нет с нами Вячеслава Михайловича Клыкова – прекрасного товарища, друга, человека с большой буквы, огромной творческой личности, гениального скульптора.

Его основная творческая жизнь пришлась на времена перемен, на смутное время для нашей страны, когда менялись маяки, черное становилось белым, а белое – черным, когда пропагандировались и брали верх чуждые нам ценности, когда к власти нагло и нахраписто шли циничные люди, когда у русского человека терялось представление, куда идти и для чего жить. И в это время Вячеслав Клыков показал людям путь, те вешки, по которым надо двигаться.

Все его работы посвящены русским героям и святым – тем людям, на которых надо равняться, которые своей жизнью показали пример любви и преданности Богу, Родине и русскому народу. Всем своим творчеством он утверждал основу, на котором стояла и должна стоять Россия – Православие, Самодержавие и Народность. Всей своей жизнью и творческой деятельностью Вячеслав Клыков показывал свое уважительное отношение к русской истории, свою любовь к русскому народу и Русской земле.

Он не был иконой, он был человеком со страстями. Это был человек энергичный. Он мог сказать резкое слово, совершить резкий поступок, но он никогда не шел на поводу у чужого мнения, он никогда не выслуживался перед вышестоящими, он четко отстаивал свою линию. За это его не все любили, у него было много врагов, но у него было и много друзей. К нему тянулись люди, видя в нем ту харизму, которая привлекает человека, дает ему уверенность в завтрашнем дне.

Сергий Радонежский, Георгий Победоносец, Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Царь-Страстотерпец Николай II, воины-иноки Ослябя и Пересвет, преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, Святитель Савва Сербский, Равноапостольные Князь Владимир и Княгиня Ольга, Святой Благоверный Князь Дмитрий Донской, святой Илия Мурмец, митрополит Иоанн (Снычев), Князь Святослав, Георгий Жуков, Василий Шукшин – вот те ключевые фигуры в его творчестве, предначертавшие своими подвигами судьбы России. Это те маяки нашей русской истории, на которые указывал Вячеслав Клыков и которым он посвящал свое творчество.

Все его творчество пронизано темой грандиозной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Самым значительным по масштабу стал его памятник на Прохоровском поле под Курском. На пятидесятиметровую высоту взметнулось белоснежная свеча-звонница, увенчанная золотой державою и вычеканенными словами Христа: «Больше сея любви никтоже имать, да кто положить душу свою за други своя».

Господь сполна наградил Вячеслава Михайловича талантом. В.Клыков был не только прекрасным скульптором – он был и ярким общественно-политическим деятелем. Он прикладывал все усилия для того, чтобы объединить русский народ и разрозненные патриотические организации. Люди верили ему, тянулись к нему, шли за ним, понимая, что он многих может объединить. Он как бы стоял над всеми, над происходившей вокруг суетой. Он четко знал и видел, что и как нужно делать.

Он так любил курскую землю, свою родную деревню Мармыжи. Его сердце болело, когда он видел заброшенные деревни, необработанные поля. Он построил у себя в деревне прекрасную церковь, около которой он и похоронен. Я только что вернулся с места его погребения. Помянуть Вячеслава Михайловича собралось около пятисот человек. Его вспоминали друзья, товарищи, земляки. Сейчас происходят посвященные ему выставки, концерты, фестивали, спортивные мероприятия. Его именем назван проспект в Курске, ему поставлен памятник; проходят «Клыковские чтения», посвященные его творчеству и собирающие лучших русских ученых.

Вячеслав Михайлович стоял у истоков создания Международного фонда письменности и культуры. По его инициативе мы впервые в 1992 году принесли Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме, пронеся его через все славянские страны. По инициативе Фонда, площадь Ногина в центре Москвы была переименована в Славянскую площадь, в центре которой был установлен памятник святым Кириллу и Мефодию. По инициативе Фонда организовывались православные книжные выставки, проводились выставки «Свет миру», проходили фестивали, конкурсы, возводились памятники. Именно в этом и заключались разносторонность и масштабность Вячеслава Клыкова – его на все хватало.

Вселенские масштабы Вячеслава Михайловича, его готовность отдать себя для России, привлекали к нему многих и самых разных людей. Это была масштабная русская личность, которая заставляла себя уважать, которая не только словами, но и делами показывала, что нужно делать России, в чем смысл жизни русского человека, куда ему надо идти и что делать, чтобы Россия вновь стала православной и монархической страной, той, которая нужна Богу.

Александр Крутов, президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, главный редактор журнала «Русский дом»

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/06/03/eto_byla_masshtabnaya_russkaya_lichnost/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 03 Июня 2011, 18:24:03 »

Витязь Земли Русской



†2 июня 2006 года, 5 лет назад отошёл ко Господу великий русский скульптор и общественный деятель Вячеслав Михайлович Клыков

Творчество, профессиональная и общественная деятельность, понимание смысла жизни и справедливости, православная вера русского скульптора рубежа ХХ–ХХI веков Вячеслава Михайловича Клыкова всегда направляли и ориентируют нас на органичное сочетание традиций и новаций, служение ценностям русской православной культуры. За это его уважают все, кто любит Россию, и ненавидят, боятся наши враги.

«У русского человека большое, пространственное мышление, космический, вселенский взгляд на вещи, — писал Клыков. — И образ только тогда становится вечным, когда в нём как бы начинает биться сердце вечности. И когда в художнике зародился образ и исполнился силой, то его очень важно удержать, запечатлеть твёрдой, волевой, холодной формой безупречности. Ибо только внешне безпристрастный, но внутренне живой образ становится символом, знаком вечности».

С годами формировалась не только художественная, но и гражданская позиция творца. Невозможно отделить Клыкова-скульптора от Клыкова-гражданина. Всем своим творчеством он утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия: Православие, самодержавие, народность. «Для каждой творческой работы — я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей музыкантов, скульпторов и т. д. — необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив — моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Вячеслав Михайлович — автор 200 памятников, в частности: святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, вмч. Георгию Победоносцу, игумену земли Русской прп. Сергию Радонежскому, свв. равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, преподобному Серафиму Саровскому, Царю-мученику Николаю II, воинам-инокам Пересвету и Ослябе, преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне, святителю Савве Сербскому, равноапостольным княгине Ольге и князю Владимиру, св. блгв. князю Димитрию Донскому, святому Илии Муромцу, митрополиту Иоанну (Снычёву).

Он считал, что это — ключевые фигуры христианской истории, что своими духовными подвигами они предначертали судьбу России. Памятник преподобному Сергию Радонежскому — особая веха в жизненном и творческом пути скульптора. И ещё он говорил:

«Я страстно хочу увидеть законного российского самодержца, порадоваться за народ наш, который через все испытания, страдания, лишения и тяготы вернётся к Богу и будет жить по законам Его. Вот тогда русский народ может обрести и мир, и достойную жизнь, и согласие. Исполнению этой мечты я хотел бы посвятить жизнь». Так говорил Клыков и так он жил. Два памятника Императору Николаю II поставил скульптор, и оба были взорваны и вновь восстановлены им. А сколько сил было положено Клыковым на объединение монархических сил в России, на проведение Земских соборов, на воссоздание Союза русского народа. Остаётся только удивляться, когда Вячеслав Михайлович успевал творить? Он горел, как свеча. Невозможно перечислить все памятники, которые создал великий скульптор и которые посвящены великим поэтам и писателям России: Пушкину, Бунину, Достоевскому, Хлебникову, Батюшкову, Рубцову, Белову, Крупину и, конечно, Шукшину. Нельзя не вспомнить о его памятниках великому реформатору Петру Аркадьевичу Столыпину, полководцам Александру Васильевичу Колчаку и маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

Тема грандиозности победы в Великой Отечественной войне пронизывает всё творчество скульптора. Самым значительным по масштабу стал памятник на Прохоровском поле под Курском, созданию которого предшествовало десять лет напряжённой работы.

На пятидесятиметровую высоту взметнулась белоснежная свеча звонницы, увенчанная золотою державою, с вычеканенными на ней словами Христа: «Больше сия любве никто же не имать, да кто душу положит за други своя». А на державе — фигура Богоматери, простёршей Свой Покров над всей Россией, Домом Пресвятой Богородицы. На створках звонницы — каменная летопись Великой победы: двадцать четыре огромных, многофигурных рельефа, где 130 образов. И встало здесь вместе с воинами земными воинство небесное. В памятнике Клыкова воплотился великий собирательный символ Великой победы.

В последний год жизни у него была своя «болдинская осень»: он поставил более 20 памятников. И самым значительным из них стал памятник киевскому князю Святославу, сыну князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги. Князь Святослав сверг хазарское иго, победив Хазарский каганат.

«Дорогие братья и сёстры, вы начинаете великое дело осмысления событий, связанных с разгромом князем Святославом Хазарского каганата в 965 году, — говорил Клыков. — Русскому народу в наше время важно знать, а главное правильно понимать суть этой судьбоносной победы. Верю, что, возжигая пламя знаний о подвигах Святослава, вы согреете миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнёта нынешней сионистской олигархии».

Вячеслав Михайлович сказал всем нам, кто остался жить: «Ничего не бойтесь, идите и побеждайте зло в себе и в мире. Народ наш русский — народ-государственник. Он — основа русской и российской государственности. Наша беда в том, что сегодня мы разъединены и разобщены. Мы должны осознать свою силу. Наша сила в правде и единстве. Вместе мы богаче и сильнее любого олигарха. Это должен осознать каждый русский человек. И тогда мы победим. Правда за нами, за Россией правда! Она победит, и мы победим вместе с ней!»
Клыков часто сравнивал Россию с русским лесом. Русский лес — это символ России. Распродажа леса — это распродажа России. Спасём лес — спасём Россию.

Не случайно тема Первых Всероссийских Клыковских чтений, проведённых Международным фондом славянской письменности и культуры в марте 2011 года, именовалась: «Идеология "русского леса" — основа интеграции консерватизма и модернизации развития современной России».



Русский лес нужен нам для сохранения жизненного потенциала коренного населения современной и будущей России. Это не только уроки истории XX века, отрицательными результатами радикальных модернизационных трансформаций, разрушающих корневую систему культур русского и других народов, практик, традиций их социально-исторического развития, эволюционного обновления, но и современным системно-историческим видением сочетания традиционного и нового.

Вселенские масштабы и сложность данной проблематики, включённость в неё современной России, истории её философии, смысла жизни коренных народов были глубоко и точно отражены судьбой, профессиональной и общественной деятельностью В.М.Клыкова.

Обо всём этом говорили практически все участники Первых Всероссийских Клыковских чтений. Об этом же было сказано и в приветствии губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко.

Это прекрасно понимали наши великие писатели и художники. Один из главных героев чеховской пьесы «Дядя Ваня», доктор Астров, говорил: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее…»

Как это похоже на нашу сегодняшнюю Россию. Судьба её — символ вишнёвого сада в пьесе Чехова: «Вся Россия — наш сад!» Тревожный звук топора, занесённый над садом, олицетворяющим красоту, поэзию и, что говорить, достаток жизни — это знак будущего России, сигнал авторской тревоги за наступающий ХХ век. «Глухой звук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно», — лейтмотив пьесы. Он нарастает по мере приближения её действия к финалу, чтобы, в конце концов, заглушить все остальные звуки жизни и победительно предстать в заключительной ремарке: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду стучат по дереву. Занавес».

Леонид Леонов в романе «Русский лес» (1950—1953) сумел увидеть не только нерасторжимое взаимопроникновение судеб леса и народа, создав концептуально ёмкий образ русского леса, но и выразил глобальный смысл проблемы творческого, созидательного лесоустройства России. В этом романе показана борьба идеологий патриота и временщика. И то, как важна сила национального единения.

«Одетая в зарево лесных пожаров Россия вступала в двадцатый век», — писал Леонов. Достойно глубочайшего удивления то, что апокалиптические картины лесных пожаров начала ХХ века — это огнедышаший революцией старт ХХ века. Он повторится в XXI.

Огнедышащее лето 2010 года запомнится России надолго. Пламенная стихия лесных пожаров пронеслась через всю страну — от востока до запада, самые разрушительные свои следы оставила в центральной части, в пограничных со столицей регионах. Апокалиптический по силе накала костёр безжалостно слизнул с лица земли огромные лесные массивы, жаркий язык его пламени достал десятки селений, горели дома и гибли люди. Горела Россия…

На таком фоне создать и реализовать какую-то долгосрочную стратегию, например, ожидаемую программу системной модернизации, задача неисполнимая. Настали времена, когда Господь таким вот жёстким образом напомнил человеку о необходимости блюсти вечные законы Бытия, о неизбежности расплаты за бездумно-кичливое расточительство земных богатств, за предательство памяти предков, за духовное разложение.

Жуткое зрелище мёртвых массивов обугленного леса и пепелища человеческого жилья не могли не всколыхнуть памяти о том, какой глубиной понимания роли русского леса в формировании национального характера россиянина, его нравственности полнилось творчество русских писателей, художников, скульпторов и среди них В.М.Клыкова.

Особое внимание в ходе чтений было уделено обсуждению проблем социальной неэффективности, разрушительному характеру радикальных либерально-рыночных реформ последнего 20-летия, а также рассмотрению проблем обеспечения достойного социального положения и роли русских в жизни России, других коренных народов нашей страны.

Важным событием в программе чтений стало подведение итогов и награждение победителей и призёров Международного конкурса молодых учёных и студентов «Культура — основа качества национального социального образования, жизненных сил человека и общества», который с 2002 года проводится у нас в стране под эгидой РАО и Международного фонда славянской письменности и культуры. Среди победителей и призёров конкурса были аспиранты и студенты не только вузов России и стран СНГ, но и Болгарии, Испании, Египта, Хорватии. Их работы были оценены жюри в номинациях: «фундаментальные основы социального образования», «социогуманитарные науки и качество образования», «социальное воспитание в национальной системе образования», «национальные модели образования и современные социальные технологии», «ноосфера и жизненные силы человека и общества», «новации и традиции, инерционность и ускорение развития современного образования», «духовно-нравственные основы социального служения» и др.

Участники чтений приняли обращение к гражданам России, где предлагается органическое единение консерватизма и модернизации для развития современного российского общества, его народов на основе идеологии «русского леса».

Святослав Иванович ГРИГОРЬЕВ, д.с.н., профессор,
Александр Михайлович ЕГОРЫЧЕВ, д.ф.н., профессор


http://russdom.ru/node/4031
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 18 Июня 2011, 08:45:39 »

КЛЫКОВСКИЙ ПРОРЫВ

   
   
   Не секрет, что ещё начиная с поисков места для своего памятника Святославу Храброму, Вячеслав Михайлович Клыков столкнулся с каким-то невероятным противоборством. Разрешение на его установку не дали ни Астрахань, ни Волгоград, ни другие южные регионы. Но Вячеслав Михайлович не сдавался, ведь на своём творческом пути ему пришлось самоотверженно отстаивать многие свои так называемые «крамольные» работы. Так, в 1987 году арестовывали его памятник преподобному Сергию Радонежскому, в 1997-м взрывали монумент Государя Николая II в селе Тайнинском под Москвой и памятник Царю мученику в Подольске. Но, несмотря на всевозможные преграды, сегодня по России и Европе можно составить целый путеводитель по скульптурным работам В. М. Клыкова. Знаменитая Звонница на Прохоровском поле, часовня у Прощёного колодца на Куликовом. Памятники Владимиру Крестителю в Белгороде и Александру Невскому в Курске, Илье Муромцу в Муроме и княгине Ольге в Пскове, Николаю Рубцову на Вологодчине и Василию Шукшину на Алтае, Кириллу и Мефодию в Москве, Скорбящей матери России в Греции, Николаю Чудотворцу в Италии – да разве всё перечтёшь!



   А за памятник Святославу вскоре и вовсе разгорелась целая битва и в печати, и во властных структурах, и даже на уровне религиозных организаций. Определённые церковные и светские чины продолжали ссылаться на то, что сын равноапостольной княгини Ольги и отец равноапостольного князя Владимира сам так и не принял христианства. Но истинная причина всех разных напастей и проволочек была в том, что княжеский конь на памятнике топчет хазарского воина, который пытается прикрыться круглым щитом со звездой Давида. И всё это будто бы «слишком уж откровенно» символизирует победу Руси над иудейской средневековой державой.

    – Святослав был совсем не такой, каким его представляют в наших никчёмных учебниках! – утверждал сам Вячеслав Михайлович. – Мол, «он любил сражение ради сражения, на государственные дела не обращал внимания». Святослав-то понимал всю опасность Хазарского каганата! Жил он в то время и видел его дела. Хазария – многовековой международный иудейский центр работорговли, государство, разжиревшее на захватнических войнах и контроле шёлковых путей! А сами хазары просто были на положении рабов, подобно тому, как сейчас русские!

   Подобные суждения явно пришлись не по нраву влиятельным еврейским кругам. На скульптора обрушился шквал оскорблений, угроз, обвинений в антисемитизме, ксенофобии и иных пороках современного цивилизованного мира. И многие, вроде бы даже доброжелатели Клыкова, в конечном итоге дрогнули.
   
    – Вячеслав Михайлович, «не стоит дразнить гусей», уберите эту звезду! – настойчиво отговаривали они его.

   Но Клыков по-прежнему оставался непреклонен:

    – Почему я должен убирать?! Доподлинно известно, что именно Хазарский каганат в то время имел государственную символику в виде шестиконечной звезды Давида… Раскопки на территории Хазарии тому подтверждение. Ну, давайте в угоду кому-нибудь будем опять врать против исторической правды! Я же не выдумывал это,.. почему мы должны теперь перед кем-то ещё извиняться?

   Наконец опальный памятник Святославу нашел приют на белгородской земле. Правда, решено было установить его в сотне вёрст от самого Белгорода у врат не так давно поднятого из руин и известного в округе своими меловыми пещерами Холковского монастыря. И вот в конце 2005 года огромный, в шесть с половиной метров, памятник из бронзы доставили к месту чуть ли не в полной секретности. А ту самую злосчастную звезду, рассказывал Вячеслав Михайлович, вынуждены были прикрыть фольгой, чтобы не бросалась в глаза. Зато когда памятник всё же подняли на холм, один из тех, кто помогал перевозить его, отошёл в сторону и с гордостью в порыве произнёс:

    – Вот так стояла Русская Земля и стоять будет!

   Всю последующую зиму и весну многие с нетерпением ждали официального открытия памятника. Но водворилась какая-то тревожная тишина. А 2 июня 2006 года всех ошеломила нежданная разящая весть: Вячеслава Михайловича не стало...

   Тысячи будто осиротелых в одночасье людей на отпевании в московском Сретенском монастыре, долгое, полное неутешной скорби прощание. Вереница машин, устремившаяся вслед за гробом сквозь Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую область, и на следующий день похороны в селе Мармыжи – на родине В. М. Клыкова.

   Памятник Святославу был открыт на сороковой день после преставления Вячеслава Михайловича. Скромно, довольно узким кругом.

   Если сегодня кто-то надумает побывать в этом тихом уголке некогда грозных белгородских засечных рубежей, ещё издали, с дороги, приметит на одном из холмов застывшую фигуру князя на коне. Когда же, наконец, ступени приведут вас к высокому белокаменному постаменту, то взору предстанет величественный Святослав, который грозно занёс свой меч над казалось бы вновь скопившимися полчищами поверженных им единожды хазар.



    …Вот уже пять лет, как ушёл от нас Вячеслав Михайлович Клыков. И хочется верить, что доброе имя его не забудется до тех пор, пока стоят на родной земле его памятники и живёт на ней православный русский народ. И ещё хочется верить, что придёт то время, когда памятник Святославу Храброму, открытия которого так и не дождался сам скульптор, люди смогут увидеть именно таким, каким его задумывал и создавал Вячеслав Михайлович Клыков. И, может быть, сам памятник не останется навеки в ссылке в отдаленном монастыре, а встанет в одном из городов на берегу Волги или Дона ближе к тем историческим местам, где Святослав и одержал свои немеркнущие в веках победы над Хазарским каганатом.   

Глеб ЯКОВЕНКО,
учитель истории


http://www.rv.ru/content.php3?id=9027
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103721

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 14 Октября 2012, 08:10:17 »

ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

   19 октября – день рождения великого скульптора В.М. Клыкова
  

  
   На первый взгляд, скульптурный памятник – это большой или не очень большой кусок камня, бронзы, от которого отсечено лишнее… А ведь в нём тоже живет душа. Точнее часть души того человека, который его создал, его родителя-скульптора. Ведь автор вкладывает в каждое свое творение словно в живое дитя столько сил, тепла! Именно таким и был истинный подвижник земли Русской – Вячеслав Михайлович Клыков.

   Более семидесяти лет ложные идеалы навязывались русскому народу. Вячеслав Михайлович раньше других почувствовал, с кем на самом деле Россия может освободиться от этих оков, встать с колен и снова вернуться к той высшей истине, которой служили все предшествующие поколения. И, словно опережая время, В. М. Клыков объявил духовную брань за возвращение русских святых на родную землю. Он будто бы призвал их вновь на помощь, и они спустились к нам с небес – великие, непобедимые воители.

   Перед Вячеславом Михайловичем стояла сверхзадача – он воздвигал памятники князьям, святым, победителям, тем, чьи имена навсегда остались в истории России и живут в сердцах людей. Стоит напомнить о них и попытаться хоть отчасти разобраться, почему так тернист был его путь, рассказать о том, что он делал своими руками.

   Рассеяние изваяний В.М. Клыкова невероятно широко. Его работы можно встретить как на необъятных просторах Руси, так и за её пределами. Так, Вячеслав Михайлович создал памятник поэту Николаю Рубцову в Тотьме, который оставил нам главный завет: «Россия, Русь, храни себя, храни…», писателю Ивану Бунину в Орле, умершему в изгнании, но не согласившему отречься от правды в своих строках «Окаянных дней».

   Так же нашли свое место памятники А. С. Пушкину в Перми, К. Батюшкову в Вологде, В.Шукшину на Алтае. Но особенно значимым в судьбе самого Вячеслава Михайловича стал один из его современников, очень близкий по духу и восприятию переживаемых событий конца 80-х гг. XX века человек. Это певец и композитор Игорь Тальков, который в своих песнях не только с болью в сердце и тоской в голосе пел о судьбе Родины, но и стремился помочь вновь обрести национальное самосознание не одному «обманутому поколению» русских людей. Отважный сын Великой России будто воевал за будущее Отечества. И погиб как воин! Идя в очередной бой, Игорь Владимирович получил роковую пулю в сердце, но не отказался от своих слов. В светлую и вечную память о великом сыне Великой России Вячеслав Михайлович возвел крест-памятник на могиле певца на Ваганьковском кладбище, долгие годы помогал музею Игоря Талькова, а его песни укрепляли Вячеслава Михайловича в самые тяжелые и сложные минуты.

   Героическим событиям и героям России Вячеслав Михайлович посвятил больше всего работ. Они известны почти каждому, но имя автора чаще всего едва заметно выгравировано где-нибудь сбоку на постаменте, ибо столь же скромным был и сам Вячеслав Михайлович. Он выражал свою любовь к Родине не через бурю эмоций, не через громкие слова, а через свои деяния. Вячеслав Михайлович стремился увековечить память о прославленных сражениях и поставить зримые знаки на этих священных местах: часовня на Прощёном колодце (Куликовская битва), Звонница на Прохоровском поле (Курская дуга)…

   Неутомимые руки Вячеслава Михайловича воссоздавали нашу живую историю. В безбожные десятилетия знаменитая фраза Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде…» обрывалась на этом месте, а ведь в жизни он продолжил её следующими словами: «…кто на конях, кто с копием, а мы имя Господа нашего призовем». Памятник благоверному великому князю поставлен на курской земле, родине В.М. Клыкова. Величественный Дмитрий Донской возвышается неподалеку от Николо-Угрешского монастыря в Подмосковье. Целый ряд памятников Вячеслава Михайловича словно воскрешал Киевскую Русь… Это равноапостольная княгиня Ольга, креститель Руси князь Владимир и герой древних былин, причисленный к лику святых, преподобный Илья Муромец.

    Все эти работы насквозь пронизаны православной верой, духовностью, поиском истинного пути человека и защитой земного Отечества.

   Но особенно мне дорог памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже. Встреча с ним произошла ещё в 2006 году. Хотя я не знала, кто автор памятника, и поначалу не смогла понять его смысла. До сих пор размышляю, чем же привлек меня этот памятник, чем же всколыхнул так мою душу? Перед глазами остался только его образ. А когда я познакомилась с творчеством В.М. Клыкова, мне открылось и то, что скрывается за этим монументом. Из отрока Варфоломея, мальчика из благочестивой боярской семьи произрос монах, игумен всея Руси Сергий Радонежский. Но почему же в советское время так боялись того, который всю свою жизнь совершал добро, благословлял победу на Куликовом поле и приготавливал Русь для сбрасывания ига?

   Сложно даже представить, что произошло с этим памятником. Ведь его арестовали… Да, да, арестовали в 1987 году. Причем, на подступах к холму, где должен был установлен памятник, перекрыли все дороги. Люди пробирались к нему через болота, лес ради того, чтобы поклониться святому месту. Оказалось, что на соседней колокольне дежурят автоматчики, а речку Пажу почти всю скачали, наполнив машины водой для брандспойтов. Но люди всё равно стремились к холму, пробирались к нему, они верили, и вера оказалась настолько сильной, что, в конце концов, истина победила. Через год там был воздвигнут памятник, но уже не из бетона, а из настоящего камня - змеевика, построенный на пожертвования верующих, словно свеча самому Сергию Радонежскому.

   Мне хотелось бы остановиться ещё на одной работе Вячеслава Михайловича, которая стоит как бы особняком в его творчестве. Это памятник Государю Императору Николаю II.

   Памятник стал опальным, наверное, потому, что его никак не могли воспринять люди, воспитанные в советском духе, с другими жизненными установками. Его не принимали, даже взорвали, будто и о его судьбе сам Царь пророчески написал в дневниках: «…если потребуется жертва для воскресения Руси, я буду этой жертвой». И всё на благо Отечества. В.М. Клыков понимал, какую жертву принес Царь и после уничтожения воссоздал этот памятник. И по сей день стоит он в подмосковном селе Тайнинском, недалеко от храма Благовещения, в котором по пути в Троице-Сергиеву Лавру молилась Царская Семья.

   Зимой я побывала в Тайнинском. Сложно передать чувства, которые наполнили душу. Погода в то утро не радовала. Небо затянуто облаками, метель не переставала, дул пронизывающий ветер. Когда же наша паломническая группа подошла к храму, метель прекратилась. В храме, по-царски убранном и в то же время таком скромном, сразу наступило смирение и успокоение. Прочитав акафист Державной иконе Божией Матери, мы направились к памятнику Царю. И вот перед нами сам Государь со скипетром и державой; какая сила, какое могущество и неиссякаемая вера передавались через каменное обличие, словно его душа в тот момент спустилась к памятнику! Невозможно было удержаться от того, чтобы не опуститься на колени и не помолиться помазаннику Божию. Вот он стоит, великий страдалец, словно смотрит на все вокруг и молится за Отечество. И такая благодать снизошла на сердце! Да и небо вдруг просветлело, выглянуло солнце, будто кто-то специально устроил нам все сие.

   Многие знают В. М. Клыкова как скульптора, народного художника России. Но Вячеслав Михайлович известен как крупный общественный деятель. Он - глава Всероссийского соборного движения, воссоздатель и председатель Главного совета Союза русского народа. Я очень удивилась, когда узнала, что помимо творческих заслуг Вячеслав Михайлович являлся еще и генералом казачьих войск. Немало сделал Вячеслав Михайлович и для возрождения славянской культуры. Он возглавлял Международный фонд славянской письменности и культуры, первым привез Благодатный огонь из Иерусалима, а также положил начало празднованию Дней памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в общенародном масштабе.

   …6 июня 2006 г. в Сретенском монастыре происходило прощание с воином, скульптором, гражданином. Весь двор был заполнен людьми, среди них множество известных художников, скульпторов, ученых, писателей, артистов - тех, кто, как и сам В.М. Клыков, любят свое Отечество и служат ему, несмотря ни на что.

   И вот последний путь на его малую Родину. Во многих населенных пунктах траурный кортеж встречали и провожали, а вереница машин становилась всё больше. Особенно всех поразило, что на подъезде к Курску кортеж был остановлен, затем все милицейские машины включили мигалки, и таким образом кортеж последовал по курской земле. Люди выходили из домов, склоняли головы, становились на колени. Так земляки провожали Вячеслава Михайловича Клыкова в последний путь. Панихиды, прощание, бесконечные очереди, народу всё не убывало. «Вот и вернулся. Теперь уж навсегда… к своему отчему крову» - это слова односельчан Вячеслава Михайловича в Мармыжах, встречавших его, словно возвратившегося с поля боя.

   Ещё недавно, заинтересовавшись творчеством Вячеслава Михайловича, я не предполагала, что меня ждут две удивительные встречи. Наверное, многое для меня осталось бы не открытым, если бы мне не посчастливилось побывать там, где денно и нощно работал В.М. Клыков. В Международном фонде славянской письменности и культуры я познакомилась с Александром Владимировичем Бочкаревым. Он последние пятнадцать лет находился рядом с Вячеславом Михайловичем, одновременно был его помощником и соратником, а зачастую и правой рукой. Александр Владимирович очень тепло отзывался о Клыкове, всё время по-дружески величая: «Михалыч». Мне в голову даже пришла мысль, что, может быть, работая над памятниками нашим святым, они стали духовными братьями. Каждый памятник и для Александра Владимировича был родным. Он также радел о них и переживал, когда скульптуры повергались гонениям. А. В. Бочкарев приоткрыл дверцу в глубокий и огромный духовный мир Вячеслава Михайловича Клыкова. Эти несколько часов, проведенные в Фонде, явились для меня возможностью хотя бы немного прикоснуться к тому сокровенному, что было так дорого Вячеславу Михайловичу.

   Но в этот день меня ждала ещё одна встреча. И она оказалась совершенно неожиданной. Недалеко от Фонда в старинном особняке расположилась мастерская-музей В. М. Клыкова. У входа гостей встречает памятная доска с портретом народного скульптора. Переступив порог мастерской, я волновалась, зная, что сейчас увижу Андрея Вячеславовича – сына Андрея Вячеславовича Клыкова. На противоположной стене от входа сразу предстали взору большие барельефы Спасителя, Матери Божией и Александра Невского. Вдоль всей соседней стены тянулись высокие стеллажи, на которых плотными рядами расставлены маленькие копии великих творений скульптора.

   Андрей Вячеславович стоял поодаль, на балконе, и осматривал один из уже своих новых памятников (мастерская действующая, но теперь ей руководит продолжатель династии Клыковых). Андрей Вячеславович с первого взгляда показался очень суровым, и я поначалу даже позабыла все вопросы, которые хотелось задать ему. Но после того, как он пригласил на чашку чая и непринужденно стал рассказывать о своем отце, на душе немного отлегло. И еще подумалось – пожалуй, сын становится достойным продолжателем дела великого отца.

   А в завершение ещё об одном неожиданном откровении, о котором я узнала совсем недавно. На похоронах дядя Вячеслава Михайловича поделился с одним из друзей Клыкова: «Это не он выбирал, кому ставить памятник,.. к нему являлся во сне преподобный Сергий и называл ему имя святого». И Вячеслав Михайлович принимался за дело, уже исполняя волю свыше…  

Юлия КАШИРИНА, 11 класс,
   «Салтыковская гимназия» г. Балашиха
   Московской области


http://www.rv.ru/content.php3?id=9789
« Последнее редактирование: 14 Октября 2012, 09:00:10 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!