От Александр Валентинович
К All  
Дата 06.06.2001 07:48:46
Рубрики Прочее;

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский

Святой мученик младенец ГАВРИИЛ Белостокский, Заблудовско-Слуцкий, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, (они свято хранили православную веру несмотря на все притеснения, которым подвергались тогда белоруссы, не желавшие принимать унию) родился 22 марта 1684 г. в д. Зверки (Заблудовского прихода Белостокского уезда, Гродненской губ). Крестили его с именем св. архангела Гавриила в храме тогдашней Свято-Успенской Заблудовской обители, одной из немногих в западно-русском крае, сохранивших верность православию от посягательств унии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность более к молитве и уединению, нежели к детским увеселениям и играм.
 
В 1690 г. семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор — жид Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белый Сток, где младенца предали мучению: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его, бездыханного, бросили в поле у опушки леса, вблизи деревни Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружи-лись хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. На доносившийся лай сошлись жители, обнаружили жертву.Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили жиды, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского правления оставлена соответствующая запись.
 
Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на «усиление жидов в их городе» признали, что погиб младенец в результате ритуального убийства, совершенного жидами в Белостоке. Тело замученного Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало здесь около 30 лет.
 
В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Лю-дей едва успевали хоронить, в д. Зверки детей старались положить поближе к моги-ле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Мощи благоговейно пере-несли в крипту под храмом в деревни Зверки.
 
В 1746 г. сгорела деревенская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка,да и это несомненно произошло согласно Божию промыслу и ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда св.мощи были перенесены в Заблудовский монастырь — ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. 9 мая 1755 г. ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, архимандрит слуцкий Михаил (Козачинский) для безопасности перенес мощи в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь в Минской губернии (один из важнейших центров православия в Западном крае) и составил стихотворную повесть о мученике Гаврииле. Крестный ход со св. мощами — раку несли на руках — величественно прошествовал более 300 верст.
 
Мощи младенца мученика лежали в раке совершенно открытыми.Обе ручки младенца держали маленький наперстный крест.Пальцы исколоты,на теле
 
рваные раны.У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках надпись:
 
”Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовскаго,рожденнаго 1684 года марта 22 дня,а замученнаго от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня.О сем, кто хощет пространнее ведати,отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима.”
 
Нельзя не упомянуть,что видный богослов и историк Филарет,архиепископ Черниговский (+1866) в известном труде “Русские святые,чтимые Православною Церковью” под 20 апреля писал:”Жиды мучили отрока без милосердия.Распяли и пустили из боку кровь,потом кололи его разными инструментами,пока не выпустили всей крови,а мертвое тело бросили в поле.По ране в боку и другим знакам очевидно было,что кровь выпущена из отрока изуверством жидовским.Жиды судебно изобличены в преступлении.
 
Дело внесено было в акты заблудовскаго магистрата.Тело было сперва погребено при Заблудовском храме,через 30 лет открыто и найдено нетленным,после чего перенесено сначала в склеп,а затем
 
поставлено в самом храме.В 1755 году Заблудовский монастырь сгорел,но нетленныя мощи уцелели и перенесены в Слуцк,где и ныне
 
почивают открыто,чтимые и православными и католиками.В день
 
Сошествия Святаго Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе,а затем ставят постедине храма для поклонения,причем ясно видны исколотыя руки святаго мученика,
 
держащия крест.”
 
В 1820 году мученик младеней Гавриил был причислен к лику святых Российской Правосланной Церковью.
 
В Слуцке святыня находилась до десятых годов XX столетия, откуда мученик и получил именование «Слуцкий». Живая память и честь, воздаваемая ему народом, побудили построить на родине Гавриила храм. В день святой Пасхи 1894 г. состоялось его торжественное освящение. Спустя восемь лет новосооруженный храм сгорел, но и на сей раз совершилось чудо: огонь не опалил иконы мученика.Память его празднуют 20 апреля, в день мученической кончины, и в день Св. Духа, когда мощи обносили вокруг монастырской церкви. Св. Гавриил считается целителем детей. В Западном крае мученик младенец Гавриил издавна почитается святым. В 1894г. был учрежден ежегодный крестный ход из Заблудова в Зверки.
 
В 1908 году Архиепископ Волынский Антоний(Храповицкий),славный своею
 
ученостью,составил службу святому мученику младенцу Гавриилу.
 
Св. мощи несколько раз меняли место своего пребывания. Так, в 1910-1912 гг. они, по благословению Белостокского еп. Владимира, были временно перенесены в кафедральный собор Б-лостока, а затем в Супрасльский монастырь.
 
Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи.В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.Об одном из таких дней торжественного народного величия журнал “Русский инок” писал в 1914 году :
 
“20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика мледенца Гавриила совершкно тремя Архиереями с литией на открытом воздухе.Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика.Молящиеся прибывали отовсюду.Питейные заведения в течении трех дней были закрыты.
 
Ввиду огромнаго числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля
 
совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря.
 
Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофолактом и сонмом духовенства.ВладыкойАнтонием (Храповицким) произнесено слово памяти Святого мученика младенца Гавриила.
 
 
Во время крестнаго хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, Архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с порализованными ногами получил исцеление.Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу.Владыка Антоний (Храповицкий) отмнтил, что такой наплыв паломников(35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.
 
 
Праздник прошел благополучно.Были получены сотни приветственных телеграмм отчленов Государственного Совета, Думы,братств. В объединенном собрании под председательством
 
Архиепископа Антония (Храповицкаго) всех православных людей, участвовавшихв торжестве прославления святого мученика младенца Гавриила, постановлено повергнуть к стопам Его Императорскаго Величества Государя Императора верноподданические чувства любви и преданности.Всеподданнейшая телеграмма была составлена в следующих выражениях:
 
”Ливадия, Его Императорскому Величеству. В лице ныне прославляемого Святаго мкченика младенца Гавриила,Белоруссия вспоминает свои вековые страдания, ослабу от которых она имеет только от Самодержавных обладателей земли Русской, посему о Них всегда горячо молится и ныне в священный день памяти умученнаго младенца умиленно просит Господа услышать мольбы многотысячнаго собравшегося сюда народа и сохранить помазанника Своего, Государя нашего, в здравии и долгоденствии”
 
Во время Первой мировой войны, 1915 г. перед наступающим фронтом мощи оказались опять в Слуцке.
 
Врагамъ Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце, так, например, защищавший его память отъ поругания священномученик Иоаннъ Восторгов, служившим в московском соборе Василия Блаженнаго, где хранилась частица мощей мученика (отец Иоанн совершал молебны и читал акафисты перед мощами) при-влекался большевиками к суду в качестве обвиняемаго.
 
За отцом Иоанном Восторговым следили, специально подосланные чекисты слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме . Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным.
 
В 1918 году вмешательство властей дошло до того,что они запретили употребление тропаря мученику младенцу Гавриилу.
 
Было возбуждено уголовное дело “объ антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженнаго , в связи с мощами мученика Гавриила”. Суд постановил:
 
”Употребление тропаря,глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния.”
 
В августе 1918 года отца Иоанна арестовали второй раз и осудили как “темную личночть” и “контрреволюционера”.
 
23 августа 1918 года недалеко от Московскаго Братскаго кладбища были растреляны: Ефрем, епископ Селингинский, протоиерей Иоанн Восторгов, бывший министр Внутренних Дел Н.А.Маклаков, Бывший председатель Государственного Совета И.Г.Щегловитов, бывший министр Внутренних Дел
 
А.Н.Хвостов и сенатор Белецкий.
 
После ликвидации в 30-е годы Слуцкого монасты-ря мощи находились в Минске: сначала в музее, а затем в церкви Преображения Господня. С 1944 г. по 22 сентября 1992 г. они хранились в гродненской церкви , откуда торжественно были перенесены в Свято-Николаевский собор г. Белостока, по благословению архиеп. Саввы.
 
21 сентября 1992 года из храма Рождества Пресвятой Богородицы с крестным
 
ходом — первым с 1944 года — были вынесены святыя мощи.На польской границе
 
святые мощи встречали несколько тысяч верующих,которые сопровождали их до самого Белостока через все города и села.Мощи перевезились в машине в дубовой раке,по пути верующие осыпали ее цветами,в каждом городе или
 
деревне,где есть храм,делали остановку.Ввятые мощи вносились с крестным
 
ходом в храм и служились молебны и акафисты,верующие прикладывались к
 
святыне,оставаясь на ночь в храме,что бы молится перед святыми мощами.
 
В самом Белостоке (280 тысяч жителей) святые мощи встретили на границе
 
Города и несли по главным улицам с крестным ходом в Николаевский собор.
 
Крестный ход продолжался около трех часов,в нем участвовало 50-60 тысяч
 
человек.Движение транспорта по улицам было остановлено.Крестный ход
 
Встречали даже представители светских властей.Однако,как обычно,когда дело касается жизни Православной Церкви,польские средства массовой информации обошли это событие молчанием.
 
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь,литургия была
 
отслужена утром 23 сентября,после нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора,где они будут почивать постоянно.Каждый день пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу мученику Гавриилу.
 
В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение мощей
 
мученика младенца Гавриила,обретающихся ныне в польской земле.
 
 
Использованная литература.
 
1.Православный календарь для семейного чтения на 1995 год.Санкт
 
Петербург.1994.
 
2.Журнал «Православная Русь.»1992,#22.Джорданвилл.США.
 
3.Журнал «Мирный труд.» за 1913 год.Харьков.
 
4.Архиепископ Филарет,Черниговский."Жития святых ,чтимых Православной
 
Церковью.
 
5.Газета «Жизнь Волыни» #221,2 сентября 1913года.
 
6.Журнал «Русский инок» за 1914 год.
 
7.Акафист Святому мученику Гавриилу,младенцу Заблудовскому.Издан странием
 
православного прихода в Заблудове.198?.
 
8.Минея.Месяц Апрель.198?.Москва.Издатетельский отдел Московской
 
Патриархии.