От Родион Тодоров Русев
К All  
Дата 15.06.2001 07:03:43
Рубрики Прочее;

Еврей среди восставших болгар

Здравствуйте в Боге, Православные братья Русские!
 
Без комментария привожу цитату классика болгарской литературы Захари Стоянова. Он описывает то, что глазами видел – Восстание болгар против мусульман /очередное, но и найбольшее в ХІХ столетии/. Этого не сравнить с Соловьевым – “Разговоры об антихристе”,
 
Но...
 
 
“...Из восставших деревень на Еледжик-гору /это вершина в Средной Горе в Болгарии – б.м./ убежали не только болгаре, но и все находящиеся в тех деревнях цыгане-мухамедани, а также спекулянты жиды – шинкари да кабатчики /болг. Кръчмари и бакали/.
 
 
Идя мимо одного из лагерей восстанников /кажется, Церовский – бел. авт/ мы увидели, что возле самодельной хижины собираются люди – больше женщины и дети, но также несколько мужчин.
 
 
- Пошли посмотреть, что там – сказал кто-то из нашего отряда.
 
 
- Сегодня крещается в болгарскую /христианскую/ веру жид с жиденятами – ответила ветхая старуха, которая спешила занять свое место между очевидцами этого события. /В оригинале – чифутин – от турецкого чуфут – жид – заметка моя/
 
 
- Что за жид сморочил голову тебе, или тебе что-то приснилось?! – спросил грозный Ворчо войвода. Мы и не представляли, что в горы вместе с нами ушли и жиды на Еледжик-вершину “искать свободу”!
 
 
- Ни приснилось, ни явилось – ответила старушка, не остановясь. – Сегодня принимает крещение жид Аврам, что в нашей деревне кабак держал.
 
 
Мы подошли ближе и толпа расступилась. Возле хижины место опустело. Перед нами восстал человек лет 40, кто испуганно смотрел на нас и трепетал всем телом. Он был одет по-европейски /в отличие от болгар, носивших традиционные одежды – заб. Моя/. На голове у него торчал селский – болгарский колпак, обшитый крестами; на лбу у еврея был крест сделанный из свечки восковой. Бенковски /лидер восстания, позднее погиб героем, изрешеченный турецкими пулями и предан болгарами же! – бел. моя/ спросил у людей, что творится, но не нашед ответа и рассмотрев, что предметом всего этого собрания является человек с крестами на колпаке, обратился к нему – чего ему надо:
 
- Эфендим, я приниму в кабуль /по турецки – хочу охотно принять/ христианскую веру – сказал человек, еще более испуганно и начал креститься неестественным образом, вертя рукой, будто кофе молол в ручной  молке.
 
- Так ты не болгарин? – спросили мы.
 
- Нет, эфендим. Я жид, но не хуже болгарина. С христианами я как с братьями живу, а турок ненавижу хуже собак. Да и самих жидов я...
 
Деревеньский батюшка, не сомневаясь, что мы одобрим его поступок и желание жида в Православие лезьть, /а это делал он со страху? Как никто и не оспорит горячую ревность желавших жида крестить – заметка автора/ — деревеньский батюшка подошел и объяснил  подробности. Он похвастался, что давно бы крестил жида, но не хватало ему чего-то из церковной утвари /не чудно, турки грабили как попало – заметка моя/.
 
- Вот сейчась я тебя, а не его крещу, как тебя несколькими плашмя ударами сабли опалю по длинную ряску – сказал Бенковски святому батушке, кто никак не ожидал такое “поощрение” за свою ревность жидов болгарами делать
 
Испуганному /ой-вэй-шмаисроэль! – заметка моя/ еврею мы объяснили, что он свободен и что цель наша – не жидов обращать в христианство, а восстановить православную державу болгар /что и исполнилось год поднее ценой жизни и неоценимой крови 200 000 русских, украинских, беларусских, румынских, грузинских, финляндских и болгарских – добровольцев — воинов убиенных, и по сей день имя Императора Александра Николаевича и всехвоинов на поле брани убиенных поминаются на каждой Литургии в Болгарской Церкви – заметка моя. Не будь этого отчаянного болгарского восттания, после которого свыше 40 000 болгар было зарезано  - как сегодня режут в Чечениии христиан – не было бы и Русско-Турецкой войны 1877-1878. Насколько я знаю, сербы в этом участие не приняли./. Гено Теллия получил задание – вперед отвечать, чтобы никто из находившисвя в восдстаннических лагрях иноверцев не был притесняем. Но жид не ответил нам тем же образом, как увидим дальше...
 
....
 
 
Вот что следует дальше – через 40 дней:
 
 
“Каждый кого успели захватить — молодой и старый, мужчины и женщины были зарублены торжествующим турецким ятаганом /ятаган – вроде сабли – заметка моя . Сказанное не переувеличение. И теперь в стеклянной гробнице-саркофаге размером около 3 на 2 на 2 метра в том городишке можно увидеть более чем тысячу черепов – прежде всего с рублеными ранами от ятаганов. Маленькие детские черепа обычно сломани, а не порублены – маленьких детишек наши “братья-мусульмане” разбивали о камень – не в псаломском, а в буквалном смысле. Попавшихся же вожаков восстания сожгли заживо или посадили на кол...Особенно садистким было сожжение мученика Василя Петлешкова, т.к.  то отдаляли его от тлеющих головень, то его опять над нимип одвигали..Произошло это в 1876../. Жид о ком я раньше писал, что хотели его в святое Православие крестить – тоже не остался равнодушным при пришествии отоманцев-турок, которых он не посвенился назвать ангелами-спасителями – как раньше называл христиан! Чинно восстал он перед лицем паши, поклонился лицемерно раз может быт десять, выжал несколько фальшивых слез из обоих глаз да произнес:
 
- Эфендим, вы мне мать, вы мне отец, вы ангелы для меня /зам. Автора – по турецки – сиз анна сиз баба сиз еднжил/. Прежде всего, подайте мне саблю, чтобы я попробовал, насколько у этих неверников кости крепкие!
 
Конечно, это желание еврея было тотчас исполнено при всем подобающем задовольстве со стороны турок. Сжал он крепко  рукой поднесенную ему саблю, сказал “бисмилляхим!” и бросился рубить в самую середу пленников /строенных  вроде квадрата – каре? Так ли это по русски – зам. моя/ — и без того упавших духом, которых начал он саблей полосать...”
 
 
Братья, друзья, книга из которой я перевел это прировнялась в Болгарии к инкриминированной литературе с 1945 по 1990 /в издании 1940-го года!!!/. Я унаследовал ее от деда, одиннацать раз ! бывшего сосланным по разным лагерям и перекресткам Болгарии.
 
 
Сегодня кой-какие абзацы этой книги изучают даже ребята – как началось восстание и т.п. А вот этого, что я постарался перевести как мог – в программе нет.
 
 
Родион, кандидат мед наук, главен асистент, отец трех детей – стараюсь учить их думать, но не переуспеваю — болгарский патриот и надеюсь искренно раб Божий
 
 
Заметка: Книга – Захарий Стоянов.
 
Записки по българските възстания. Редактор проф. Борис Йоцов /после жидо-массонской советской окупации расстрелян – 1945 году/. Изд. третье.София, 1942, издатель “Казанлъшка долина”. Стр352-353; 386